УИД 26 RS 0034-01-2020-000043-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 марта 2020 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд
Ставропольского края Российской Федерации
В составе:
председательствующего судьи Иванова А.В.,
при секретаре Олейник Э. Р.,
с участием:
представителя государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3 – начальника межмуниципального отдела по Петровскому, Туркменскому и <адрес>м ФИО5, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3 « о признании незаконным в части решения, принятого административным ответчиком и обязании административного ответчика принять решение о регистрации права после устранения иных нарушений, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации»,
установил:
ФИО2 обратилась с административным исковым заявлением « о признании незаконным в части решения, принятого административным ответчиком и обязании административного ответчика принять решение о регистрации права после устранения иных нарушений, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации», в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ в актовом зале Дома культуры по адресу <адрес> состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:09:000000:526 со следующей повесткой дня: Вопрос 1: Избрание счетной комиссии. Вопрос 2: Избрание секретаря. Вопрос 3: Избрание председателя. Вопрос 4: О предложениях относительно проекта межевания земельных участков. Вопрос 5: Об утверждении проекта межевания земельных участков. Вопрос 6: Об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков. Вопрос 7: Об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков Вопрос 8: О лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности действовать при согласовании местоположения границ земельных участков, одновременно являющихся границей земельного участка, находящегося в долевой собственности, при обращении с заявлениями о проведении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности, и образуемых из него земельных участков, а также заключать договоры аренды данного земельного участка, соглашения об установлении частного сервитута в отношении данного земельного участка или соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе об объеме и о сроках таких полномочий. По результатам проведения указанного общего собрания были утверждены и согласованы размер, местоположение, проект межевания земельных участков, перечень собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков, утверждены размеры долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков, а так же избрано лицо, уполномоченное от имени участников долевой собственности без доверенности действовать в интересах участников долевой собственности, в том числе по вопросу о расторжении договора аренды с ООО «Агрофирма «Золотая Нива». Она является участником данного собрания и по результатам его проведения была в числе тех лиц, которые заявили о намерении выделить свои доли в праве на земельный участок с кадастровым номером 26:09:000000:526. В ходе проведения регистрации ее данные были ошибочно указаны как: «ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, место рождения: <адрес>, гражданство Российской Федерации, пол женский, паспорт гражданина РФ 07 04 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, код подразделения 262-031. Почтовый адрес: <адрес>.», хотя на самом деле она «ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, гражданство Российской Федерации, пол женский, паспорт гражданина РФ 07 04 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ ОВД <адрес>, код подразделения 262-031. Почтовый адрес: <адрес>, переулок Пионерский, 20.». Данные сведения были внесены случайно, поскольку в данном земельном участке есть такой участник долевой собственности как ФИО1, именно с такими личными данными. При этом сведения о доле в праве на земельный участок были внесены правильно, а именно: «Право общей долевой собственности (1/120 доли в праве) зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ, запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес>, выданным 28.04.2007г. Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес>». На самом деле ФИО1 на общем собрании участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:09:000000:526, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ в актовом зале Дома культуры по адресу: <адрес> не присутствовала, о чем свидетельствует справка уполномоченного должностного лица, присутствовавшего на общем собрании и организовывавшего регистрацию и проведение данного собрания. Когда ошибка была обнаружена, а именно ДД.ММ.ГГГГ, в протокол общего собрания в этой части были внесены уточнения. В настоящее время у нее возникла необходимость зарегистрировать свои права в установленном законом порядке, но сделать этого она не может, поскольку ответчик приостановил государственную регистрацию, указав на то, что в протоколе общего собрания указана другая фамилия. Также ей в данном уведомлении ответчик сообщил, что внесение изменений в протокол общего собрания законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не предусмотрено. С данными выводами согласиться нельзя, поскольку ею на регистрацию были представлены, как протокол общего собрания, так и уточнения к нему. Никаких изменений в протокол никто не вносил, а лишь устранили описки, которые были допущены при регистрации и изготовлении протокола общего собрания. То, что она действительно присутствовала на общем собрании, голосовала за расторжение договора аренды с ООО «Агрофирма «Золотая Нива», а также по иным вопросам дня, в том числе по утверждению проектов межевания земельных участков, перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектами межевания земельных участков, утверждению размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков, а так же избранию лица, уполномоченного от имени участников долевой собственности без доверенности действовать в интересах участников долевой собственности, подтверждается протоколом общего собрания, уточнением к протоколу общего собрания, а также копиями бюллетеней, которыми она голосовала. В соответствии с изложенным, руководствуясь ст. ст. 124-126 КАС РФ, просила признать незаконным решение государственного регистратора ФИО3 в части приостановления государственной регистрации по тем основаниям, что в протоколе общего собрания неверно указана фамилия имя и отчество административного истца. Обязать государственного регистратора ФИО3, после устранения иных нарушений, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности участников долевой собственности, согласно представленному проекту межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание не явились административный истец ФИО2, представитель администрации муниципального образования <адрес>, надлежащим образом извещены о месте, дате и времени судебного заседания, с заявлением об отложении рассмотрения административного иска не обращались.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО5 просила рассмотреть административный иск в отсутствие административного истца.
Суд считает возможным рассмотреть административный иск в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 просила отказать в удовлетворении исковых требований и показала, что согласно сведениям ЕГРН, ДД.ММ.ГГГГ в Управление обратились ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, в лице представителя ФИО12 с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельный участок, образуемый путем выдела земельных долей из земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:526, о чем в книге входящих документов сделаны записи регистрации №, №. К заявлениям №, № представлены чеки об уплате государственной пошлины; доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; нотариально удостоверенная доверенность от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>3; свидетельства о государственной регистрации права; протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ; проект межевания, утвержденный на основании протокола общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ; уточнение к протоколу общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ; межевой план от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжение администрации села Казгулак от ДД.ММ.ГГГГ№-р; публикация в СМИ от ДД.ММ.ГГГГ№ (8096); вступившее в законную силу решение Туркменского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; справка о допущенной технической ошибке ДД.ММ.ГГГГ№; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ При проведении правовой экспертизы представленных документов, предусмотренной ст. 29 Закона о регистрации, государственным регистратором установлено следующее. Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ, на данном общем собрании участники долевой собственности приняли решение. При этом в проекте межевания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденном на общем собрании участников долевой собственности, одним из сособственников в соответствии с копией документа, приложенного в состав данного проекта межевания указана ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В свою очередь, в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении вопросов по повестке дня об утверждении проекта межевания земельных участков, об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков, об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков сособственником указана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с иными паспортными данными. Полагает, что в нарушение ч. 9 ст. 14.1 Закона об обороте орган местного самоуправления допустил существенное нарушение правил составления протокола, и не обеспечил установление наличия полномочий у участника собрания - административного истца ФИО2. Кроме того, при импорте координат характерных точек границ образуемого земельного участка с условным обозначением 26:09:000000:526:ЗУ1, сведения о которых приведены в XML-файле межевого плана в электронном виде, государственным регистратором выявлено, что границы образуемого земельного участка выходят за границы исходного земельного участка с кадастровым номером 26:09:000000:526. Тогда как данное образование участка должно осуществляться в существующих границах исходного земельного участка, так как земельный участок с кадастровым номером 26:09:000000:526 имеет уточненные границы и площадь.
В связи с чем, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав приостановлены до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, о чем заявителям направлено уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ№, №.
Изучив материалы административного дела, выслушав мнение представителя административного ответчика, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного липа, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества и является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРП право может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии со статьями 130,131,132,133.1 и 164 ГК РФ.
В соответствии со статьёй 29 ФЗ № 218-ФЗ, государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 1 ст.14).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.(пункт 1 статьи 21 Закона о регистрации).
Статьей 27 Закона о регистрации предусмотрено, что в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями части 6 статьи 47 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны прилагаться заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав).
В качестве одних из документов-оснований, необходимых для проведения учетно-регистрационных действий, представлен Проект межевания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденный на общем собрании участников долевой собственности, а также протокол общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:09:000000:526 (далее - Протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4, части 3 статьи 14 Закона об обороте участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения: об утверждении проекта межевания земельных участков, в том числе, если такой проект содержит сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельной доли или земельных долей, находящихся в муниципальной собственности; об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков; об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков.
Согласно ч. 7 ст. 14.1 Закона об обороте определено, что только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании.
Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
В соответствии с ч. 9 ст. 14.1 Закона об обороте, в целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе: удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц; председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран; подписывает протокол общего собрания; участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Закон об обороте не предусматривает внесение изменений в протокол общего собрания.
С учетом всех обстоятельств, суд считает действия регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО3, выразившиеся в приостановлении и отказе государственной регистрации права собственности участников общей долевой собственности законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 - 228 КАС РФ, суд
решил:
отказать ФИО2 в удовлетворении требования о признании незаконным решения государственного регистратора ФИО3 в части приостановления государственной регистрации по тем основаниям, что в протоколе общего собрания неверно указана фамилия имя и отчество административного истца.
Отказать ФИО2 в удовлетворении требования об обязании государственного регистратора ФИО3, после устранения иных нарушений, указанных в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ поставить земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности участников долевой собственности, согласно представленному проекту межевания земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2020 года
Судья подпись А.В. Иванов
Подлинник решения находится
в материалах административного дела 2а - 69/2020
Туркменского районного суда Ставропольского края