Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года с. Баргузин
Баргузинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Ивахиновой Э.В., при секретаре Болотовой Х.Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя от 16 декабря 2019 года об отказе об окончании исполнительного производства, и признании исполненным решение суда,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обратилось в суд с вышеназванным административным иском к административным ответчикам.
Иск мотивирован тем, что судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 16.12.2019 вынесено Постановление № об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов об окончании исполнительного производства в связи с его исполнением. Постановление поступило Енисейское БВУ на электронную почту 23.12.2019. Указанное Постановление считает незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям:
В соответствии с исполнительным документом ФС № от 25.12.2017, выданным на основании решения Баргузинского районного суда от 31.03.2017 на Енисейское БВУ возложено - принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в срок 01.12.2017.
В решении суда от 31.03.2017 указано, что Енисейское БВУ обязано «принять меры к размещению пунктов...», однако перечень мер не установлен, что подразумевает принятие Енисейским БВУ мер в рамках предоставленных ему полномочий. В Постановлении судебного пристава- исполнителя ФИО1 не указано, какие меры Енисейским БВУ не были приняты для исполнения решения суда.
Определением суда от 29.04.2019 Енисейскому БВУ предоставлена отсрочка - до 31.12.2019.
В целях исполнения решения суда Енисейским БВУ в 2018 году были выполнены следующие действия:
1) ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ обратилось в Министерство природных ресурсов Республики Бурятия о предоставлении информации о наличии Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Бурятия, об объемах образуемых отходов, местах их размещения, стоимости транспортировки и приемки отходов на хранение или переработку, о годовых объемах подсланевых вод, сточных вод и мусора, образуемых на судах на территории Республики Бурятия, данные об операторе по обращению с отходами.
По информации Министерства указанные виды отходов включены в Территориальную схему размещения отходов Республики Бурятия. В соответствии с территориальной схемой в прибрежных районах предусмотрено строительство 7 площадок накопления отходов, в том числе в п. Усть-Баргузин, Баргузинского района. В октябре 2019 года предполагалось завершение строительства экологического судна танкера - буксировщика, государственный заказчик - ФКУ «Речфлотпуть».
2) ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ обратилось в Федеральное агентство водных ресурсов (далее Росводресурсы) о включении мероприятий (оформление лицензий, разработка проекта и т.д.) в перечень мероприятий, предлагаемых к финансированию ФГУ «Востсибрегионводхоз» за счет средств федерального бюджета, с целью принятия мер по обязательствам, указанным в решении суда.
3)ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ обратилось в Росводресурсы об оказании содействия в исполнении решения Баргузинского районного суда.
Росводресурсы отказали Енисейскому БВУ в финансировании, указав, что решением Баргузинского районного суда на Енисейское БВУ возложено только принятие мер, а не обязанность выделения финансовых средств на организацию работ по сбору отходов, включения указанных работ в программы финансирования на плановый период.
4. Енисейское БВУ обратилось в ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» об организации в границах Республики Бурятия пункта приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов в объеме достаточном для удовлетворения нужд судоходства.
По информации ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» в целях реализации решения по обустройству акватории озера Байкал, в том числе в Республике Бурятия, внесены предложения в комплексный план мероприятий межведомственного взаимодействия по развитию пассажирских перевозок водным транспортом и туризма в акватории озера Байкал Минтранса России, в том числе реконструкция несамоходного судна сборщика «Самотлор» в судоходный вариант, что позволит собирать отходы и на территории Республики Бурятия; строительство нового самоходного судна комплексной переработки отходов: нефтесодержащей и сточной воды и мусора ТБО.
Факт принятие Енисейским БВУ мер по исполнению решения суда от 31.03.2017 подтверждено Баргузинским районным судом в решении от 25.10.2018 по делу № об отмене постановления о взыскании исполнительного сбора, в котором указано, что Енисейским БВУ принимались меры по исполнению решения суда, но согласно лимитов бюджетных обязательств на 2018 финансовый год, средств на принятие мер по размещению пунктов сбора нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов Енисейскому БВУ не выделялось.
В целях исполнения решения суда Енисейским БВУ в 2019 году были выполнены следующие действия:
1) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ неоднократно направляло в Росводресурсы заявки на финансирование работ по объекту «Организация пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия». Финансирование не предоставлено.
Росводресурсы, сообщило об отсутствии финансирования указанных работ, поскольку их финансирование является нецелевым расходованием бюджетных средств и не входит в полномочия Росводресурсов.
2) ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ обращалось к Главе Республики Бурятия, в том числе с предложением направить в Минприроды России заявку на финансирование мероприятий по организации плавучих пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия в рамках Национального проекта «Экология».
Согласно поступившей информации, Главой Республики на имя Министра природных ресурсов и экологии РФ направлен измененный список мероприятий к утверждению национального проекта «Экология», в том числе в части строительства причалов, оборудованных пунктами приема сточных вод, мусора на озере Байкал в прибрежных населенных пунктах Республики.
3) ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ обратилось к ПАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» с предложением рассмотреть вопрос о размещении границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов собственного флота, а также иных судовладельцев. Ответ не поступил.
4) ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ обратилось в ФГУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» с предложением о рассмотрении вопроса о размещении на озере Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора с судов.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» сообщило, что Росморречфлот приступил к строительству танкера бункеровщика - экологического судна проекта RT-37 (срок окончания строительства конец 2019 года). Танкер является самоходным танкером-бункеровщиком для сбора и переработки нефтесодержащих и сточно-фановых вод, а также сухого мусора. С началом навигации 2020 года, теплоход будет готов к выполнению основных функций и будет курсировать по акватории озера Байкал с целью сбора подсланевых, сточных вод и мусора с судов. Схема курсирования судна предполагает заход в порты Турка и ФИО2 для сдачи отходов.
5) ДД.ММ.ГГГГ по инициативе Енисейского БВУ состоялось заседание бассейнового совета Ангаро-Байкальского бассейнового округа с участием Министра природных ресурсов по Республики Бурятия ФИО3, на котором рассмотрен вопрос сбора и последующей сдачи образуемых на судах отходах для целей охраны озера Байкал.
Бассейновый совет принял решение рекомендовать МПР РБ организовать и провести в г.Улан-Удэ межведомственное совещание по вопросу сбора и последующей сдачи образуемых на судах отходах для целей охраны озера Байкал.
По инициативе Енисейского БВУ, ДД.ММ.ГГГГ состоялось рабочее совещание Министерства природных ресурсов Республики Бурятия под руководством заместителя министра МПР РБ ФИО4, по вопросу сбора и последующей сдачи образующихся на судах отходов.
В ходе совещания было установлено:
1. В рамках реализации пункта 2 комплексного плана мероприятий межведомственного взаимодействия по развитию пассажирских перевозок и туризма в акватории озера Байкал, утвержденного Министром транспорта РФ ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ и согласованного временно исполняющим обязанности Главы Республики Бурятия - Председателя Правительства Республики Бурятия ФИО6 (далее - План), ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» направило предложения в Правительство Республики Бурятия по строительству и местам (пунктам) размещения несамоходных станций по приему нефтесодержащих, хозяйственно-бытовых сточных вод и твердых коммунальных отходов, а также схему работы экологического судна RT-37 с учетом размещения станций приема сточных вод;
2. В рамках реализации пункта 14 Плана в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2021 гг.), подпрограммы «Внутренний водный транспорт», в декабре 2017 года для ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна» начато строительство танкера бункеровщика - экологического судна проекта RT-37 (планируемая сдача ДД.ММ.ГГГГ, перенесена на май 2020 года). Танкер является самоходным танкером- бункеровщиком для сбора и переработки нефтесодержащих и сточно-фановых вод, а также сухого мусора дедвейтом около 280 тонн. С началом навигации 2020 года, теплоход будет готов к выполнению основных функций и будет курсировать по акватории озера Байкал с целью сбора подсланевых, сточных вод и мусора с судов. Схема курсирования судна предполагает заход в порты Турка и ФИО2 для сдачи отходов. В навигационный период будет осуществляться около 18 круговых экологических рейсов.
На совещании принято решение, согласно которого, Министерство природных ресурсов Республики Бурятия организовывает взаимодействие между всеми заинтересованными органами по сбору и утилизации отходов, образующихся на судах. А также готовит заявку от имени Правительства Республики Бурятия на финансирование деятельности по сбору отходов на акватории озера Байкал, включая деятельность экологического судна, дооборудование очистных сооружений в п.Турка Прибайкальского района Республики Бурятия техническими средствами приема, создание промежуточных стационарных или плавучих пунктов приема и временного хранения отходов (на перспективу).
Генеральной прокуратурой Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ в Минприроды России, сделан запрос о неисполнении Енисейским БВУ решения Баргузинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, указал: «Енисейским БВУ в рамках установленной компетенции приняты исчерпывающие меры по исполнению указанного решения суда».
Таким образом, Енисейское БВУ исполнило решение суда в пределах своих полномочий, предусмотренных положением о Енисейском БВУ (приказ Росводресурсов № от ДД.ММ.ГГГГ) и доведенными бюджетными средствами - приняло меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод и мусора.
Судебный пристав-исполнитель ФИО1 не признавая обоснованными обстоятельства, на которые ссылается Енисейское БВУ нарушает Положение о Енисейском бассейновом водном управлении Федерального агентства водных ресурсов (утверждено приказом Росводресурсов от ДД.ММ.ГГГГ№), статью 26.3. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ), статью 13.2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсах». Не обоснованный отказ судебного пристава-исполнителя ФИО1 в признании исполнения Енисейским БВУ решения Баргузинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ приведет к незаконному привлечению Енисейского БВУ к административной ответственности за неисполнение решения суда и наложению административных штрафов. Решение судебного пристава-исполнителя ФИО1 в вышестоящем органе в порядке подчиненности не обжаловалось.
На судебное заседание представительадминистративногоистца Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов ФИО8, действующей на основании доверенности, не явилась, надлежаще извещена, ходатайств об отложении дела не поступало.
Ранее в судебном заседании представительадминистративногоистца ФИО8 административный иск поддержала по указанным в иске обстоятельствам, в полном объеме, просила удовлетворить данный административный иск.
На судебное заседание ответчик судебный пристав-исполнитель и представитель ответчика УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 по доверенности, не явилась, надлежаще извещена, просили рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее направленный отзыв поддерживают.
На судебное заседание представительзаинтересованного лица Федеральное агентство водных ресурсов ФИО9, не явился, надлежаще извещен.
На судебное заседание представительзаинтересованного лица Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора не явился, надлежаще извещен, просили рассмотреть в отсутствие, направив письменный отзыв, по которому указывают, что указанные административном истцом обстоятельства не являются основанием для прекращения исполнительного производства, не свидетельствует об утрате возможности исполнения исполнительного листа, просят в иске отказать.
Суд, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в редакции от 02.12.2019), постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о возложении обязанности на Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод, сточных вод, сточных вод и мусора с судов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ апелляционная жалоба Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов оставлено без удовлетворения. Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ отменено в части возложения обязанности на ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка». Принято новое решение. Отказано в иске ФГБУ «Объединенная дирекция Баргузинского государственного природного биосферного заповедника и Забайкальского национального парка».
Определением Верховного суда Республики Бурятии от ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного суда РБ.
Определением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ Енисейское БВУ предоставлена отсрочка исполнения решения суда по ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ заявление представителя Енисейское БВУ о разъяснении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.
Определением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ в прекращении исполнительного производства Енисейское БВУ отказано.
Определением Баргузинского районного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ заявление Енисейское БВУ об изменении порядка и способа исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения.
Определением Баргузинского районного суда РБ Енисейское БВУ предоставлена отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 47Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:
1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;
2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;
4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
5) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
6) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;
7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлениио признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1настоящего Федерального закона;
8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Межрайонного отдела по ИОИП УФССП по Республике Бурятия поступило ходатайство Енисейское БВУ об окончании исполнительного производства в связи с исполнением.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия ФИО1 постановлением в удовлетворении заявления (ходатайства) Енисейское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов отказано, в связи с тем, что обстоятельства, на которые ссылается заявитель, необоснованны. Решение суда не исполнено. Подтверждающих документов об исполнении не представлено. Копия постановления направлено в Енисейское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов по адресу: <адрес>.
Из материалов дела следует, что Енисейское БВУ с целью исполнения решения суда направляли неоднократно запросы, письма, вели переговоры, совещания.
Довод административного истца о том,что Енисейское БВУ исполнило решение суда в пределах своих полномочий, предусмотренных положением о Енисейском БВУ, не обоснован, поскольку доказательств того, что решение суда в настоящее время исполнено судебному приставу-исполнителю не представлено. Согласно требованиям исполнительного листа Енисейское бассейновое водное управление обязана принять меры к размещению на внутренних водных путях озера Байкал в границах Республики Бурятия пунктов приема для накопления (временного складирования) нефтесодержащих вод сточных вод, сточных вод и мусора с судов.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что неисполнение Енисейским БВУ требований исполнительного документа обусловлено наличием уважительных причин, которые освобождали бы должника от исполнения решения суда. В свою очередь, в соответствии с ч. 2 ст.13ГПК РФ вступившее в законную силу решение является обязательным для всех без исключения лиц, в том числе органов государственной власти, и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Довод о том,что финансирование идет от ФИО10, не может быть принято вовнимание,посколькусамо по себе отсутствие бюджетногофинансированиядостаточногодля исполнениярешениясуданеможет признаваться уважительной причиной его неисполнения, и не исключает виновность должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок.
При этом каких-либо доказательств, подтверждающих, что Енисейское БВУ с момента возбуждения исполнительного производства принимало надлежащие меры к получениюфинансированиядляисполнениярешениясуда, в материалах дела не имеется.
Судприходит к выводу о том, что отсутствуют какие-либо основания для признания незаконнымидействийсудебногопристава-исполнителя.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания (подпункты 5, 6, 9 пункта 1).
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что доказательств фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, документов, подтверждающих отмену постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОП УФССП России по РБФИО1 от 16.12.2019 об отказе в удовлетворении заявления (ходатайства) Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов о об окончании исполнительного производства в связи с исполнением решения Баргузинского районного суда от 31.03.2017 отсутствуют, в связи с чем административный иск не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 227, КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Бурятия ФИО1, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Бурятия о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава - исполнителя от 16 декабря 2019 года об отказе об окончании исполнительного производства, и признании исполненным решение суда, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд РБ.
Судья: Э.В.Ивахинова