Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 декабря 2016 года г. Астрахань
Кировский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Вьюсовой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: <...>, административное дело № 2а-7007/2016 по административному иску ФИО1 к о признании решения прокурора Кировского района г. Астрахани незаконным,
установил:
административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к прокуратуре Кировского района г. Астрахани о признании незаконным решения от 12.09.2016 года № ш-16.
Требования мотивированы тем, что она обратилась в прокуратуру Кировского района г. Астрахани по вопросу правомерности бездействия ГБПОУ Астраханской области «Астраханский государственный политехнический колледж» в части невыплаты ей денежных средств с 25.02.2015 года по 10.03.2016 года. По результатам проверки ею получен ответ, что оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Полагает такое решение прокурора незаконно.
В судебном заседании ФИО1, ее представитель адвокат Шаймакова Л.Н. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении, просили суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель прокуратуры Кировского района г. Астрахани ФИО2 в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением законов не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Статьей 10 этого Федерального закона предусмотрено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Вопросы реализации гражданином права обращаться лично в государственные органы регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Согласно статье 2 этого Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно.
В силу статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого Федерального закона.
Конкретизация положений Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" применительно к органам прокуратуры нашла свое отражение в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации (утверждена Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 г. N 45).
Согласно пункту 3.1 этой Инструкции обращения, поступившие в органы прокуратуры Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру Кировского района г. Астрахани 02.09.2016 поступило обращение ФИО1 по вопросу правомерности бездействия ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» в части невыплаты ей денежных средств с 25.02.2015 года по 10.03.2016 года.
Статьей 6 Закона Астраханской области от 11.02.2002 № 6/2002-03 "О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области" предусмотрены меры государственной поддержки при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство), в том числе, на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).
Законом Астраханской области от 04.06.2009 N 40/2009-03 "О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством" установлены размеры выплат опекуну (попечителю) на содержание ребенка, а также основания прекращения выплаты, одним из которых является прекращение опеки или попечительства по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством. При этом, о прекращении выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой или попечительством, орган опеки и попечительства извещает в тридцатидневный срок со дня принятия указанного решения опекуна или попечителя, уполномоченный орган.
В ходе проверки прокурором установлено, что распоряжением ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Володарского района г. Астрахани» № от 25.02.2015 года прекращена выплата денежных средств на содержание несовершеннолетней ФИО3 с 01.03.2015 года. Указанное решение было принято в связи с вступлением ФИО3 в брак, соответственно, эмансипации несовершеннолетней.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" под полным государственным обеспечением и дополнительным гарантиям по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Указанные лица зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
Однако, ввиду того, что при поступлении в ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» ФИО3 (ФИО1) уже находилась на полном государственном обеспечении в семье опекуна, то повторная постановка ее на полное государственное обеспечение в образовательном учреждение не представлялась возможной.
В силу ст. 145 Семейного кодекса РФ, при достижении лицом 18 летнего возраста опека (попечительство) прекращаются.
ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» после достижения ФИО3 (ФИО1) совершеннолетия запросило у нее распоряжение о прекращении выплат опекуну в целях последующей постановки на полное государственное обеспечение. После указанного запроса заявителем в ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» было представлено распоряжение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Володарского района» № от 25.02.2015 года.
Приказом ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» №-СП от 16.03.2016 года ФИО1 поставлена на полное государственное обеспечение с 10.03.2016 года и ей назначены соответствующие выплаты.
Постановлением Правительства Астраханской области от 29.08.2014 N 349-П утвержден порядок назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области, социальной стипендии обучающимся и нормативах для формирования стипендиального фонда.
Согласно пп. 2.6., 2.7 Порядка государственная социальная стипендия назначается студентам, указанным в части 5 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований бюджета Астраханской области, в том числе, студентам, являющимся детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственная социальная стипендия назначается студенту со дня представления документа, подтверждающего соответствие одной из категорий граждан, указанных в части 5 статьи 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, ГБПОУ АО «Астраханский государственный политехнический колледж» стало известно о досрочном прекращении опеки над ФИО3 и издании ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Володарского района» распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ. До указанной даты данное распоряжение от истицы либо от органа опеки и попечительства в учреждение не поступало, в данной связи, оснований для постановки ФИО3 (ФИО1) на полное государственное обеспечение не имелось.
Каких-либо нарушений требований действующего законодательства при рассмотрении в прокуратуре обращения ФИО1 судом не выявлено.
По результатам рассмотрения обращения заявителю был дан мотивированный ответ, в котором указывались результаты проведенной по обращению ФИО1 проверки, отмечалось отсутствие оснований для принятия мер прокурорского реагирования, а также разъяснено право на обжалование данного ответа.
Из положений статей 5, 10, 22 - 25, 25.1, 27, 28 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что принятие мер прокурорского реагирования является правомочием прокурора и может применяться (либо не применяться) прокурором по своему усмотрению, основанному на исследовании доводов жалобы заявителя и материалах проверки. В случае непринятия прокурором мер реагирования, дальнейшая защита предполагаемого нарушенного права заявителя производится в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Таким образом, орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, а суд не вправе обязать прокурора принять по итогам проверки то или иное конкретное решение, которое, по мнению заявителя, представляется правильным. Непринятие прокурором мер реагирования на заявление не препятствует заявителю в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права этого лица в судебном или ином предусмотренном законом порядке.
Именно прокурор в рамках предоставленных ему законом полномочий самостоятельно избирает те или иные меры прокурорского реагирования в случае выявления им нарушений действующего законодательства.
В компетенцию суда оценка целесообразности принятых прокуратурой решений не входит.
Таким образом, какая-либо форма вмешательства в деятельность прокурора по осуществлению прокурорского надзора, в том числе понуждение прокурора к принятию мер прокурорского реагирования, установленных Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", действующим законодательством не предусмотрена, а в силу положений статьи 5 указанного Федерального закона запрещена.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1 об оспаривании ответа прокуратуры.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО1 о признании решения прокурора <адрес> незаконным оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 19.12.2016 года.
Судья: