Дело № 2а-7008/2016
Решение
Именем Российской Федерации
05 октября 2016 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Чванова О.А., с участием прокурора Литвишко Е.В., действующей на основании удостоверения серии №, при секретаре Берловой А.М., с участием представителей административного истца - избирательного объединения Саратовского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России – ФИО1, действующего на основании доверенности от 25 июля 2016 года, выданной сроком на один год, ФИО2, действующей на основании доверенности от 15 декабря 2015 года, выданной сроком на один год, представителя административного ответчика Участковой избирательной комиссии № 5 на территории муниципального образования «Город Саратов» СкидА. А. В., действующей на основании решения Территориальной избирательной комиссии Волжского района г. Саратова от 12 марта 2013 года № 01-07/256-р, представителя заинтересованного лица - Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» ФИО3, действующей на основании доверенности от 27 июня 2016 года № 51, выданной сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску избирательного объединения Саратовского регионального отделения Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России к Участковой избирательной комиссии № 5 на территории муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо – Избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов», об отмене решений и понуждении к признанию итогов голосования недействительными,
у с т а н о в и л:
18 сентября 2016 года состоялись выборы депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва.
Избирательное объединение Саратовское региональное отделение Политической партии ЛДПР – Либерально-демократической партии России обратилось в суд с административным иском к Участковой избирательной комиссии № 5 на территории муниципального образования «город Саратов» и просило суд, с учетом уточнений предъявленного иска:
отменить решение участковой избирательной комиссии № 5 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва (протокол № 1);
отменить решение участковой избирательной комиссии № 5 об итогах голосования по единому избирательному округу на территории соответствующей одномандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва (протокол № 2);
обязать участковую избирательную комиссию № 5 признать недействительными итоги голосования по одномандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва на избирательном участке № 5;
обязать участковую избирательную комиссию № 5 признать недействительными итоги голосования по единому избирательному округу на территории, соответствующей одномандатному избирательному округу № 1 по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва на избирательном участке № 5 (л.д. 6-8, 167).
В обоснование заявленных требований административным истцом указывались следующие обстоятельства:
В нарушение требований ст. 59 Закона Саратовской области от 31.10.2005 N 107-ЗСО (ред. от 27.04.2016) "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области" (принят Саратовской областной Думой 21.10.2005), подсчет голосов избирателей осуществлялся спустя несколько часов после закрытия избирательного участка № 5, подсчет производился с нарушением требований закона, путем единовременного подсчета избирательных бюллетеней, без визуального ознакомления присутствующих лиц, контрольные соотношения не проверялись, результаты выборов занесены в протоколы, в соответствии с личными политическими убеждениями членов избирательной комиссии. Данные в протоколах № 1 и № 2 об итогах голосования не соответствуют действительному волеизъявлению избирателей. Эти обстоятельства, по мнению административного истца, подтверждаются особым мнением члена избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» с правом решающего голоса ФИО4 Кроме того, имели место случаи голосования за других избирателей.
В судебном заседании представители административного истца ФИО1, ФИО2 поддержали заявленные исковые требования, дали объяснения аналогичные доводам искового заявления. Дополнительно пояснили, что в протоколах № 1 и № 2 итогов голосования подпись члена избирательной комиссии ФИО6 ей не принадлежит.
Представитель административного ответчика ФИО8 в судебном заседании высказалась за необоснованность предъявленного иска, так как при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва 18 сентября 2016 года нарушений действующего законодательства допущено не было.
Представитель заинтересованного лица ФИО3 в судебном заседании высказала аналогичную позицию.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего в иске отказать, суд приходит к следующим выводам:
На основании ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и участвовать в референдуме (часть 2 статьи 3).
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
Ратифицированная Российской Федерацией Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет право на свободные выборы и в целях его реализации - обязанность государства проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в условиях, обеспечивающих свободное волеизъявление народа (статья 3 Протокола № 1).
Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность принимать участие в государственных делах как непосредственно, так и через свободно избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании (статья 25).
Как следует из статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации, в ее взаимосвязи со статьей 17 (часть 1), названные принципы избирательного права, закрепленные в нормах, которые являются составной частью правовой системы Российской Федерации, признаются и гарантируются Российской Федерацией в качестве конституционных прав и свобод.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с преамбулой к данному Федеральному закону, демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (ст. 3, 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
На основании ст. 1 Закона Саратовской области от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО (ред. от 27.04.2016) «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» (принят Саратовской областной Думой 21.10.2005), выборы в органы местного самоуправления в Саратовской области осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
Как устанавливается ч. 1 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории муниципального образования в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. При образовании одномандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на десять процентов. Если применение вышеуказанных положений влечет за собой образование избирательного округа, включающего в себя территории более чем одного муниципального образования, либо образование избирательного округа, включающего в себя территории одного или нескольких муниципальных образований и часть территории другого муниципального образования, отдельные одномандатные округа могут быть образованы с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 20 процентов.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 8 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. Избирательные участки являются едиными для всех выборов, проводимых на соответствующей территории.
Избирательные участки образуются сроком на пять лет с учетом местных и иных условий исходя из необходимости создания максимальных удобств для избирателей.
Подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления на территории Саратовской области осуществляют: а) избирательные комиссии муниципальных образований (территориальные избирательные комиссии); б) окружные избирательные комиссии; в) участковые избирательные комиссии (ч. 1 ст. 11 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области»).
На основании ч. 3 ст. 15 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» участковая избирательная комиссия:
а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о днях, времени и месте досрочного голосования, голосования;
б) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в.1) выдает избирателям открепительные удостоверения;
г) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
д) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах, избирательных объединениях, зарегистрировавших муниципальные списки кандидатов, на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии;
е) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
ж) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в вышестоящую избирательную комиссию;
и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, изготавливает и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законодательства о выборах и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
л) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
м) осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.
Судом установлено, что участковая избирательная комиссия № 5 на территории муниципального образования «Город Саратов» сформирована решением Территориальной избирательной комиссии Волжского района г. Саратова от 12 марта 2013 года № 01-07/251-р. В ее состав, том числе, входит представитель Саратовского регионального отделения Политической партии ЛДПР иные данные (л.д. 125-127).
Выборы депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва состоялись 18 сентября 2016 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 вышеуказанного Федерального закона, участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 58 Закона Саратовской области "О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования следующими протоколами об итогах голосования на соответствующем избирательном участке:
протокол N 1 - при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным (многомандатным) избирательным округам;
протокол N 2 - при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по единому избирательному округу;
В случае если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях они могут быть составлены более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Каждый из указанных в части 1 настоящей статьи протоколов должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) название выборов, дату голосования;
в) слово "Протокол";
г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка;
д) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1: число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, в том числе;
строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно в помещении избирательной комиссии муниципального образования (окружной избирательной комиссии);
строка 5: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
строка 6: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 7: число погашенных избирательных бюллетеней;
строка 8: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число недействительных избирательных бюллетеней;
строка 11: число действительных избирательных бюллетеней;
строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией;
строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
строка 11в: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке;
строка 11г: число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений;
строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных избирательной комиссией муниципального образования (окружной избирательной комиссией) избирателям;
строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений;
строка 12: число утраченных избирательных бюллетеней;
строка 13: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении;
строка 14 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях;
е) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи;
з) дату и время подписания протокола;
и) печать участковой избирательной комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).
Числа, указанные в части 2 настоящей статьи, вносятся в протоколы об итогах голосования цифрами и прописью.
Как следует из протокола № 1 участковой избирательной комиссии № 5 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 1 при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва 18 сентября 2016 года, число избирателей составило 1738, число избирательных бюллетеней – 1750, число бюллетеней выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования – 981, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 111, число погашенных бюллетеней – 658, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 111, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 981, число недействительных избирательных бюллетеней – 5, число действительных избирательных бюллетеней – 1087, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией - 50, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования - 32, число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке – 5, число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений – 18, число открепительных удостоверений, выданных окружной избирательной комиссией – 4.
Результаты голосования выглядят следующим образом: иные данные – 115, иные данные – 74, иные данные – 84, иные данные – 86, иные данные – 728. Жалоб, заявлений в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей не поступало (л.д. 128-129, 132-133).
Из протокола № 2 участковой избирательной комиссии № 5 об итогах голосования по единому избирательному округу территории, соответствующей избирательному округу № 1 следует, что при проведении выборов депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва 18 сентября 2016 года, число избирателей составило 1738, число избирательных бюллетеней – 1750, число бюллетеней выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования – 981, число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования – 111, число погашенных бюллетеней – 658, число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 111, число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования – 981, число недействительных избирательных бюллетеней – 5, число действительных избирательных бюллетеней – 1087, число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией - 50, число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования - 32, число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке – 5, число погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений – 18, число открепительных удостоверений, выданных окружной избирательной комиссией – 4.
Результаты голосования следующие: «Яблоко – объединенные демократы» Саратовской области – 79, Региональное отделение ПАРТИЯ «РОДИНА» в Саратовской области – 0, Региональное отделение политической партии «ПАРТИЯ РОСТА» - 34, Саратовское региональное отделение ЛДПР – 48, Саратовское областное отделение «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ» - 16, Саратовское региональное отделение партии «ПАТРИОТЫ РОССИИ» - 4, Саратовское региональное отделение Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – 61, Саратовское отделение «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РФ (КПРФ)» - 60, Саратовское региональное отделение Партии « ЕДИНАЯ РОССИЯ» - 785.
Согласно данным протоколам, жалоб, заявлений в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей не поступало (л.д. 130-131, 134-135).
Как следует из протоколов итогов голосования, они составлены в двух идентичных экземплярах, подписаны председателем, секретарем и членами избирательной комиссии, за исключением представителя Политической ФИО5 ЛДПР ФИО19, отсутствовавшего по неустановленным причинам.
Особого мнения у членов избирательной комиссии не было, жалоб и заявлений в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей не поступало. Протоколы скреплены печатью участковой избирательной комиссии № (л.д. 129-135).
Сведения о голосовании избирателей вне помещения для голосования подтверждены соответствующими актами (л.д. 136-138)
Членам избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, общественным наблюдателям выданы заверенные копии протоколов № и №, что подтверждается соответствующим реестром (л.д. 139-140).
В особом мнении члена избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» с правом решающего голоса ФИО11 по результатам выборов депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва, на которое ссылался административный истец, отсутствуют сведения о каких-либо нарушениях на избирательном участке № (л.д. 40-42).
Таким образом, доводы административного истца о том, что результаты выборов занесены в протоколы только в соответствии с личными политическими убеждениями членов избирательной комиссии, что сведения в протоколах № и № об итогах голосования не соответствуют действительному волеизъявлению избирателей, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Согласно ч.ч. 1, 2, 4, 6, 8, 9 ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.
Подсчет голосов избирателей, участников референдума начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем - в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, затем - в органы местного самоуправления.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число бюллетеней, полученных участковой комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии) избирателей, участников референдума, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Согласно ч. 25 ст. 68 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 10, 11, 12 и последующих строк - протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протокол об итогах голосования, полученный с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретает юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов (ч. 26 ст. 68 данного Федерального закона).
Отсутствие жалоб и заявлений в избирательную комиссию № в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, подтверждается соответствующими записями в протоколах итогов голосования (л.д. 129-135).
В связи с чем, доводы административного истца о несвоевременном и неправильном подсчете голосов избирателей на избирательном участке №, об отсутствии проверки контрольных соотношений, по мнению суда, не соответствуют действительности.
Позицию административного истца о недействительности подписи члена избирательной комиссии с правом решающего голоса ФИО12 на протоколах № и № суд находит несостоятельной, учитывая отсутствие каких-либо возражений или замечаний у данного члена избирательной комиссии при получении заверенных копий протоколов № и № участковой избирательной комиссии № об итогах голосования, что подтверждается соответствующим реестром (л.д. 129-135, 139-140).
Копии этих же протоколов представлены административным ответчиком в суд (л.д. 129-135).
Указанные административным истцом сведения о неучастии в голосовании жителей <адрес>ФИО20, ФИО21, ФИО22, об умерших жителях ранее проживавших в квартирах № и 47 <адрес> по Набережной Космонавтов в <адрес> не были подтверждены доказательствами, отвечающими принципам допустимости и относимости.
Как регламентируется ч. ч. 1, 2, 4, 5, 25, 26, 27, 29, 30 ст. <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>», подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенных формах протоколов об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в части 3 статьи 17 настоящего Закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.
Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.
Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные об избирательных бюллетенях, извлеченных из конвертов проголосовавших досрочно в помещении избирательной комиссии муниципального образования (окружной избирательной комиссии) избирателей, в указанное число не входят). При использовании технических средств подсчета голосов полученные данные после их оглашения вносятся в строку 2 увеличенной формы протокола об итогах голосования.
Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице отдельно по одномандатному (многомандатному) и единому избирательным округам:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета числа избирателей, которым выданы открепительные удостоверения избирательной комиссией муниципального образования (окружной избирательной комиссией) и участковой избирательной комиссией, а также выбывших по другим причинам);
б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
в.1) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
в.2) число избирателей, досрочно проголосовавших в помещении избирательной комиссии муниципального образования (окружной избирательной комиссии) (проверяется по списку досрочно проголосовавших избирателей);
в.3) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования;
в.4) число открепительных удостоверений, выданных избирательной комиссией муниципального образования (окружной избирательной комиссией) избирателям;
в.5) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке.
После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписываются протоколы участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протоколов лицам, указанным в части 3 статьи 17 настоящего Закона. Протоколы об итогах голосования заполняются в двух экземплярах и подписываются всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Протоколы об итогах голосования, полученные с применением технического средства подсчета голосов либо с использованием комплекса для электронного голосования, приобретают юридическую силу после указанного подписания. Не допускаются заполнение протоколов об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протоколов с нарушением этого порядка является основанием для признания этих протоколов недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
Если во время заполнения протоколов об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколах делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
При подписании протоколов об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протоколов, вправе приложить к протоколам особое мнение, о чем в протоколах делается соответствующая запись.
Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания их всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляются в вышестоящую избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежат. К первым экземплярам протоколов об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения законодательства о выборах, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко вторым экземплярам протоколов. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования с приложенными к ним документами доставляются в вышестоящую избирательную комиссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии. При указанной передаче протоколов участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.
Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 17 настоящего Закона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Если протокол составлен в электронном виде, его второй экземпляр изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, присутствовавшими при установлении итогов голосования и составлении протокола. Второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, списки членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иных лиц, указанных в части 3 статьи 17 настоящего Закона, а также печать участковой избирательной комиссии передаются в вышестоящую избирательную комиссию для хранения.
Анализ представленных суду протоколов итогов голосования свидетельствует о соблюдении вышеприведенных требований действующего законодательства, отсутствии нарушений прав избирателей, избирательных объединений и кандидатов.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.
Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы непосредственно в вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений: а) оставить жалобу без удовлетворения; б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу; в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
При рассмотрении комиссией жалоб (заявлений), а также в иных случаях, когда комиссией рассматривается вопрос о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме, на заседание комиссии приглашаются заявители, а также лица, действия (бездействие) которых обжалуются или являются предметом рассмотрения.
Согласно ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: "Повторный" и (или) новую сводную таблицу с отметкой: "Повторная".
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Как устанавливается ч. 15 ст. 239 КАС РФ, с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
На основании ч. 1 ст. 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Суд соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума об оспаривании итогов голосования на избирательном участке, участке референдума, на котором этот избиратель, участник референдума принял участие в выборах, референдуме, может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1.2 настоящей статьи.
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
На основании ст. <адрес> «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>» после установления итогов голосования, определения результатов выборов вышестоящей избирательной комиссией решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол и (или) сводную таблицу избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, перечисленные в подпунктах «б», «в», «г» пункта 2, пунктов 3 и 4 статьи 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, а также нарушения, указанные в подпункте «а» пункта 2 статьи 77 данного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой ФИО23» разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться, прежде всего, на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом помимо качественных характеристик суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства на выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что судом не было установлено нарушений действующего законодательства при проведении ДД.ММ.ГГГГ выборов депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва на избирательном участке №.
Суду также не было представлено убедительных и достоверных доказательств наличия нарушений действующего законодательства, не позволивших выявить действительную волю избирателей на указанном избирательном участке.
Анализ исследованных судом доказательств позволяет суду сделать вывод, что на избирательном участке № были обеспечены реальные условия для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, не было допущено нарушений избирательного законодательства, которые привели бы к искажению характера выборов как свободных и подлинных, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Оснований для признания протоколов недействительными, в соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеется.
Исходя из принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, по мнению суда, отмена результатов выборов является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть безусловно обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности предъявленного административного иска.
Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд отказывает избирательному объединению Саратовскому региональному отделению Политической ФИО5 ЛДПР – Либерально-демократической ФИО5ФИО7 в удовлетворении административного иска в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 14, 62, 84, 175-180, 239-244 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Избирательному объединению Саратовскому региональному отделению Политической ФИО5 ЛДПР – Либерально-демократической ФИО5ФИО7 в удовлетворении требований об отмене решения участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва (протокол №); об отмене решения участковой избирательной комиссии № об итогах голосования по единому избирательному округу на территории соответствующей одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва (протокол №); о понуждении участковой избирательной комиссии № признать недействительными итоги голосования по одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва на избирательном участке №; о понуждении участковой избирательной комиссии № признать недействительными итоги голосования по единому избирательному округу на территории, соответствующей одномандатному избирательному округу № по выборам депутатов Саратовской городской Думы пятого созыва на избирательном участке №, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение пяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись)