Подлинник данного документа подшит в административном деле № 2а-7009/2016, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ.
Дело № 2а-7009/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 апреля 2016 года г. Набережные Челны
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Валиуллиной Г.Ш.,
при секретаре Красновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению нотариуса Тукаевского нотариального округа Республики Татарстан К.Х.Х. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании незаконными и отмене уточненных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ... и ... и обязании произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере ... рублей в счет предстоящих платежей по этому виду страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Нотариус Тукаевского нотариального округа Республики Татарстан К.Х.Х. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование указывая, что ... административным ответчиком в её адрес направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам в размере ... рублей ... копеек, рассчитанном от валового дохода за 2014 год, но без учета фактически уплаченных сумм ... рублей. Составив свой расчет в соответствии с пунктом 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», административный истец обратилась с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в счет предстоящих платежей в размере ... рублей и об отзыве требования об уплате недоимки от .... При составлении расчета административный истец учитывала налогооблагаемый доход в сумме ... рубля ... копеек, который указан в пункте 6 раздела 2 налоговой декларации 3-НДФЛ. В связи с чем, административный истец считает, что с учетом этой суммы она должна была уплатить ... рублей. Поскольку ею уже были уплачены ... рублей, административный истец считает, что сумма переплаты составила ... рублей. Письмом от ... административным ответчиком было отказано в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в счет очередных платежей, приложив к письму уточненное требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ... на сумму ... рублей ... копейки. При этом административным ответчиком учтена ранее уплаченная сумма ... рублей. ... административному истцу направлено повторное требование об уплате недоимки на сумму ... рублей ... копейки. Указанные действия административного ответчика об отказе в зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в счет очередных платежей и по направлению требований об уплате недоимки нотариус К.Х.Х. считает незаконными, указывая, что величина дохода для исчисления страховых взносов подлежит определению не из сумм полученного дохода, а на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лиц за минусом произведенных расходов. На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными и отменить уточненные требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ... и ..., обязать административного ответчика произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере ... рублей в счет предстоящих платежей по этому виду страховых взносов.
В судебное заседание административный истец - нотариус Тукаевского нотариального округа Республики Татарстан К.Х.Х. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, судебной повесткой по почте. Суд считает возможным рассмотреть административное дело в её отсутствие.
Представитель административного истца - нотариуса Тукаевского нотариального округа Республики Татарстан К.Х.Х., действующий по доверенности, К.Г.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить заявленные административные исковые требования.
Представитель административного ответчика - Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) Хохлов Д.С. в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, по мотивам, изложенным в отзыве. При этом представитель административного ответчика добавил, что согласно части 9 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 данной статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца. Самостоятельное определение дохода Управлением пенсионного фонда не предусмотрено. Согласно представленным налоговым органом сведениям, доход нотариуса К.Х.Х. составил ... рубля ... копейка. Исходя из данной суммы, был произведен расчет суммы страховых взносов, подлежащей уплате.
Выслушав объяснения представителя административного истца К.Х.Х., представителя административного ответчика Хохлова Д.С., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи, в том числе индивидуальные предприниматели обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 1 статьи 14 указанного Закона, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 указанной статьи, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с частью 9 статьи 14 вышеназванного Закона, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Согласно части 11 статьи 14 данного Закона, сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 14 указанного Закона, в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, - по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Следовательно, из взаимосвязанных норм налогового законодательства и законодательства о пенсионном обеспечении, доход пенсионным органом определяется на основании сведений, полученных из налогового органа. Самостоятельное определение дохода пенсионным органом не предусмотрено. При этом пенсионное законодательство не содержит понятия налогооблагаемой базы, предусмотренное статьями 53, 54 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть норм, позволяющих определение дохода с учетом расходов для исчисления сумм страховых взносов.
Из материалов административного дела следует, что согласно сведениям, представленным налоговым органом в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны, совпадающих с показателями, отраженными налогоплательщиком в налоговой декларации по НДФЛ за 2014 год, доход нотариуса К.Х.Х. составил ... рубля ... копейка (л.д. 10-12, 32).
Управлением Пенсионного фонда за период с ... по ... административному истцу начислены страховые взносы на страховую часть трудовой пенсии, исходя из дохода ... рубля ... копейки с суммы, превышающей 300 000 рублей, что составило: ... рублей ... копейки.
В связи с тем, что административным истцом своевременно и в полном объеме вышеуказанная сумма страховых взносов уплачена не была, административным ответчиком направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам от ..., а затем уточненные требования от ... и ... в связи с частичной уплатой нотариусом задолженности по страховым взносам.
Указанные требования соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы административного истца.
Учитывая установленные судом обстоятельства, а также вышеуказанные нормы закона, суд не находит оснований для признания незаконными требований от ... и ....
Доводы представителя административного истца не могут быть приняты во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление нотариуса Тукаевского нотариального округа Республики Татарстан К.Х.Х. подлежит отказу в удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления нотариуса Тукаевского нотариального округа Республики Татарстан К.Х.Х. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Набережные Челны Республики Татарстан (межрайонное) о признании незаконными и отмене уточненных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ... и ... и обязании произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии в размере ... рублей в счет предстоящих платежей по этому виду страховых взносов, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: «подпись»
Копия верна:
Судья: Валиуллина Г.Ш.
Решение на момент размещения не вступило в законную силу.
Судья: Валиуллина Г.Ш.
Секретарь судебного заседания: Краснова А.С.