Дело №2а-700/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П.Балахта 10 сентября 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием административного истца Гублинской Е.А.,
представителя административного ответчика Поповой Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гублинской ФИО7 к Управлению образования администрации Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным заключения о невозможности быть кандидатом в опекуны, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть кандидатом в опекуны,
У С Т А Н О В И Л:
Гублинская Е.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению образования администрации Балахтинского района Красноярского края о признании незаконным заключения о невозможности быть кандидатом в опекуны, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть кандидатом в опекуны, ссылаясь на то, что 06.08.2018г. она обратилась в Управление образования администрации Балахтинского района с заявлением для рассмотрения вопроса о выдаче ей заключения о возможности быть опекуном ее родного внука ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с тем, что его мать – дочь заявителя лишили родительских прав в <адрес>. Внук находится в государственном учреждении. Она собрала весь пакет документов, необходимый для принятия данного решения. 16.08.2018г. Управлением образования администрации Балахтинского района ей выдано заключение №912 о невозможности ей быть опекуном ее внука ФИО3, т.к. на основании справки ГУ МВД РФ по Красноярскому краю об имеющихся у нее судимостях имеются сведения о том, что она ранее была судима по ч.1 ст.114 УК РФ. С данным заключением она не согласна и считает, что она может быть опекуном по следующим основаниям. Она была осуждена 22.07.2011г., судимость погашена более 6 лет назад. За прошедший период времени после отбытия наказания по настоящее время она по месту жительства характеризуется удовлетворительно, к административной и уголовной ответственности не привлекалась, жалоб и нареканий не имела. Она являлась многодетной матерью, в отношении детей она добросовестно исполняла родительские обязанности, родительских прав она не лишалась и не ограничивалась, дети у нее не отбирались. Ее внук ФИО3 с момента рождения на протяжении 5 лет проживал в семье истицы, его мать работала в другом населенном пункте, воспитанием внука в большей степени занималась истица. В последующем после переезда их в <адрес>, ФИО3 приезжал к ней на каникулы. Она всегда ответственно относилась к воспитанию внука. Истица проживает с сыном, который также характеризуется удовлетворительно. По месту жительства истица создала удовлетворительные условия для проживания, в которых может проживать и внук. Она находится на пенсии по старости и имеет постоянный ежемесячный доход. Считает. Что абз.3 п.1 ст.146 СК РФ, на основании которого ей было выдано заключение, противоречит ст.15, 19, 38 и 55 Конституции РФ, поскольку умаляет права указанных в нем лиц, а именно тех, чья судимость была погашена, а также не позволяет при решении вопроса о назначении опекуна учитывать характеристики личности потенциального опекуна и интересы детей, оставшихся без попечения родителей. Она считает себя потенциальным опекуном и способна обеспечить родному внуку ФИО3 полноценное физическое, духовное и нравственное развитие. Семейные формы устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются приоритетными, и если о детях не могут позаботиться их собственные родители, наилучшее обеспечение интересов детей, их потребность в любви и постоянной заботе должно быть реализовано опекунами, а истица, как бабушка, имеет приоритетное право быть опекуном своего внука. Считает, что ее намерение быть опекуном своего родного внука, соответствует цели максимальной защиты прав и законных интересов ребенка, оставшегося без попечения родителей, обеспечения его физического, психического, духовного и нравственного развития. Просит удовлетворить ее заявление о признании заключения управления образования администрации Балахтинского района № 912 от 16.08.2018г. о невозможности быть опекуном - незаконным, признать незаконным заключение Управления образования Балахтинского района Красноярского края от 16.08.2018г. № 912 о возможности Гублинской Е.А. быть кандидатом в опекуны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязать Управление образования администрации Балахтинского района выдать ей заключение о возможности быть опекуном.
В судебном заседании административный истец Гублинская Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика, Попова Н.Б., полномочия которой подтверждены доверенностью, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляет на усмотрение суда. Дополнительно представитель Управления образования суду пояснила, что у Гублинской Е.А. имеются хорошие жилищно-бытовые условия, удовлетворительное материальное положение, у нее сложились семейные отношения с внуком, однако имеющаяся погашенная судимость препятствует выдаче положительного заключения о возможности ей быть опекуном.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" к полномочиям органов опеки и попечительства относятся, в том числе подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.
Согласно ч. 1 ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
В соответствии с ч. 3 ст. 8, ч. 7 ст. 11 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" по вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты, которые могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также Семейным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 146 Семейного кодекса Российской Федерации, опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями): лица, лишенные родительских прав; лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности; лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления; лица, не прошедшие подготовки в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 настоящего Кодекса (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей); лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.
Положения пункта 2 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423, предусматривают, что подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются органами опеки и попечительства.
В соответствии с п.4 указанных Правил, Гражданин, выразивший желание стать опекуном, подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой о назначении его опекуном (далее - заявление), (...) К заявлению прилагаются следующие документы: краткая автобиография гражданина, выразившего желание стать опекуном; справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) указанного лица; заключение о результатах медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации; копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке); письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью; копия свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма указанного свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
Судом установлено, что 06.08.2018 г. Гублинская Е.А. обратилась в Управление образования администрации Балахтинского района Красноярского края с заявлением о выдаче заключения о возможности быть опекуном ее внука ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. К заявлению ею были приложены документы, предусмотренные п.4 Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423.
Управлением образования администрации Балахтинского района Красноярского края была проведена проверка по факту указанного обращения и вынесено заключение от 16.08.2018 г. о невозможности гражданина Гублинской Е.А. быть опекуном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Основанием для вынесения данного заключения послужило то обстоятельство, что согласно справки ГУ МВД РФ по Красноярскому краю имеются сведения о судимости, в том числе погашенной и снятой, на территории РФ на Гублинскую Е.А.
В соответствии со справкой Информационного центра ГУ МВД России по Красноярскому краю имеются сведения о судимости на территории РФ в отношении Гублинской Е.А.: 1) 22.07.2011г. мировым судьей судебного участка № 7 в Балахтинском районе Красноярского края по ч.1 ст.114, 73 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы условно, с испытательным сроком 6 месяцев.
Приговором мирового судьи судебного участка № 7 от 22.07.2011г. истиц Гублинская Е.А. была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.114, 73 УК РФ, ей назначено наказание в виде 4 месяцев лишения свободы условно, с испытательным сроком 6 месяцев. Судимость по приговору погашена 23.01.2012г.
В соответствии с Уголовным кодексом РФ, ч.1 ст.114 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны.
Из акта обследования условий жизни гражданина Гублинской Е.А., видно, что она имеет удовлетворительные жилищно-бытовые и санитарно-гигиенические условия для проживания. По месту жительства истица характеризуется удовлетворительно, получает пенсию по старости. Медицинских противопоказаний не имеет.
Учитывая все исследованные судом доказательства в их совокупности и взаимосвязи, оценив их с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд, исходя из безусловного характера запрета, установленного семейным законодательством Российской Федерации лицам, имеющим или имевшим судимость за преступления против здоровья населения и общественной нравственности являться опекунами (попечителями), приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Поскольку Гублинская Е.А. ранее осуждена за совершение преступления против личности, т.е. за преступление против жизни и здоровья человека, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, то погашение судимости в порядке, установленном законом, не имеет правового значения для назначения заявителя опекуном (попечителем), приемным родителем, как и обстоятельства, которые не могли бы служить препятствием к установлению опеки.
В связи с чем, оснований для признания незаконным заключения органа опеки и попечительства от 16.08.2018г. № 912 не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Гублинской ФИО8 в удовлетворении административных исковых требований к Управлению образования администрации Балахтинского района Красноярского края о незаконным заключения Управления образования Балахтинского района Красноярского края от 16.08.2018г. № 912 о возможности ФИО2 быть кандидатом в опекуны ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть кандидатом в опекуны - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 11.09.2018г.