г. Луга 05 августа 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
по делу № 2а-700/2020
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Михайлова В.В.,
при секретаре Петровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, обязании провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Лужский городской суд с административным исковым заявлением к администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, и постановке его на кадастровый учет, обязании провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по указанному адресу и постановке его на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры №, расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. 28.01.2020 г. она обратилась в администрацию Лужского муниципального района с заявлением о формировании земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом и поставке его на кадастровый учет. Администрацией Лужского муниципального района данное заявление было перенаправлено в администрацию Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области. В ответе от 12.02.2020 г. за № 212 администрация Толмачевского городского поселения сообщила, что постановлением администрации Толмачевского городского поселения № 283 от 05.09.2018 г. утвержден план мероприятий муниципальной программы «Управление и распоряжение муниципальным имуществом Толмачевского городского поселения на 2020,2021,2022 г.г.», где предусмотрено межевание земельных участков и получение кадастровых паспортов на земельные участки, в том числе, под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес>. При этом указанный ответ администрации не содержал в себе сведений о принятии решения и сроках исполнения указанных работ.
Полагает, бездействием администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района нарушаются ее права как собственника жилого помещения в многоквартирном доме и законного владельца земельного участка, на котором расположен указанный многоквартирный дом, который необходим для его эксплуатации.
Определением Лужского городского суда от 17.06.2020 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация Лужского муниципального района Ленинградской области.
В судебном заседании интересы административного истца представляет ФИО2, действующий на основании доверенности от 18.12.2018 г., который поддерживает заявленные требования по указанным основаниям.
Администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района представила письменный отзыв на иск, где возражает против удовлетворения заявленных требований. Указывает, что на основании соглашения о передаче полномочий поселения по решению вопросов местного значения на муниципальный уровень от 1.03.2020 г. была осуществлена передача отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Указанным соглашением администрации Лужского муниципального района переданы полномочия по распоряжению земельными участками, но не по формированию земельных участков, с последующей их постановкой на государственный кадастровый учет. Администрацией Толмачевского городского поселения разработан и утвержден план мероприятий муниципальной программы «Управление и распоряжение муниципальным имуществом Толмачевского городского поселения на 2020,2021,2022г.г.», где предусмотрено межевание земельных участков и получение кадастровых паспортов на земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности: объекты жилого фонда под муниципальными многоквартирными жилыми домами. Формирование земельного участка по адресу: <адрес> запланировано на 2-й квартал 2022 года в порядке очередности с момента заключения муниципального контракта.
ФИО3, представляющий администрацию Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района на основании доверенности от 06.05.2020г., возражает против удовлетворения исковых требований по указанным основаниям. Подтверждает, что межевание земельных участков под многоквартирными жилыми домами и получение кадастровых паспортов на земельные участки относится к компетенции их администрации.
Администрация Лужского муниципального района явку в судебное заседание представителя не обеспечила, представила письменный отзыв на иск, в котором не соглашается с заявленными требованиями. Указывая в обоснование, что соглашением о передаче полномочий Толмачевского городского поселения по решению вопросов местного значения на муниципальный уровень от 1.03.2020 г. переданы отдельные полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, но не по формированию земельных участков, с последующей их постановкой на государственный кадастровый учет.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, находит административное исковое заявление ФИО1 подлежащим удовлетворению к администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Ч.13 ст.39.20 Земельного кодекса РФ устанавливает: особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.
Согласно ст.36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п.4 ч.1).
Ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ) определяет: земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч.2).
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч.3).
Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (ч.4).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. № 12-П, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен ЗК РФ для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.
В ходе рассмотрения дела установлено:
ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРРН (л.д.9-11).
30.01.2020 г. ФИО1 обратилась к главе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о формировании земельного участка, расположенного под жилым домом по адресу: <адрес>, в целях оформления права общей долевой собственности на указанный земельный участок (л.д.12). Указанное заявление было переадресовано главе администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области.
Как следует из пояснений представителя административного истца и подтверждается копиями ответов в его адрес администрации Лужского муниципального района и администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района, ранее ФИО1 обращалась с подобными заявлениями 06.11.2018г., 03.07.2019 г.
Администрация Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района в ответе на обращение административного истца 12.02.2020г. № 212 указала о принятии постановлений № 245 от 30.10.2013г. «О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области» и № 283 от 05.09.2018 г. «Об утверждении перечня муниципальных программ Толмачевского городского поселения», которым утвержден план мероприятий муниципальной программы «Управление и распоряжение муниципальным имуществом Толмачевского городского поселения на 2020,2021,2022 г.г.», где предусмотрено межевание земельных участков и получение кадастровых паспортов на земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности: объектами жилого фонда, под муниципальными многоквартирными жилыми домами, в том числе и под муниципальным многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> (л.д.13).
Администрацией Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района представлен план межевания земельных участков и получения кадастровых паспортов на земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности, среди которых, в перечне объектов на 2022 год указан многоквартирный дом по адресу <адрес> (л.д.28-34).
В Паспорте муниципальной программы Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области «Управление и распоряжение муниципальным имуществом Толмачевского городского поселения на 2020,2021,2022г.г.», утвержденной постановлением администрации Толмачевского городского поселения № 368 от 08.11.2019 г., указано о проведении мероприятий по межеванию земельных участков и получению кадастровых паспортов на земельные участки под объектами недвижимости муниципальной собственности под муниципальными многоквартирными жилыми домами.
В соответствии с ч.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
01.03.2020 г. между муниципальным образованием «Толмачевское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области» и муниципальным образованием «Лужский муниципальный район Ленинградской области» заключено соглашение о передаче полномочий поселения по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района на срок до 31.12.2020 г. (л.д.45-49). Предметом соглашения является передача отдельных полномочий городского поселения муниципальному району, отнесенных к полномочиям поселения, по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования «Толмачевское городское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области».
Администрацией Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района не оспаривается, что обязанность по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами с последующей их постановкой на государственный кадастровый учет возложена на данный орган местного самоуправления.
Кроме того, административный истец обратилась с заявлением по формированию границ земельного участка в период, когда полномочия администрацией Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района администрации Лужского муниципального района переданы не были.
Суд находит, в случае проведения работ по формированию земельного участка под указанным многоквартирным домом только в 2022 году, как указано органом местного самоуправления, будет существенно нарушено право административного истца на получение в общую долевую собственность земельного участка, на котором находится данный многоквартирный жилой дом.
Исходя из изложенного, суд находит, административное исковое заявление ФИО1 к администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района подлежит удовлетворению.
Основания для удовлетворения требований к администрации Лужского муниципального района - отсутствуют.
В соответствии со ст.227 КАС РФ, суд находит необходимым установить администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района двухмесячный срок для исполнения решения суда о проведении работ по формированию земельного участка, с момента вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> и постановке его на кадастровый учет.
Обязать администрацию Толмачевского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу: <адрес> и постановке его на кадастровый учет в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Лужский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
решение суда в окончательной форме изготовлено 12.08.2020 г.
47RS0012-01-2020-000589-77