ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-700/20 от 28.08.2020 Пролетарского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2020 года город Саранск

Пролетарский районный суд города Саранска Республики Мордовия в составе судьи Лазарева Д.В.,

при секретаре судебного заседания Хапугиной М.А.,

с участием в деле: административного истца ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.о.Саранск,

административного ответчика ООО «Смарт Контракт»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Смарт Контракт» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц,

установил:

государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия обратилось в суд с административным иском к обществу с ограниченной ответственностью «Смарт Контракт» (далее также общество) о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

В обоснование заявленных требований указано, что общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Обществом не представлена отчётность по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год, которая должна быть представлена не позднее 1 марта 2020 года. В целях защиты пенсионных прав и социальной защищенности застрахованных лиц (работников) просит обязать ООО «Смарт Контракт» представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

В судебное заседание представители сторон не явились, о времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом заказными письмами. Представитель административного истца ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.о.Саранск представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) предпринял меры по извещению административного истца и административного ответчика о судебном разбирательстве и на основании статьи 96 настоящего Кодекса рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц, участие которых в судебном заседании в силу статьи 45 КАС Российской Федерации является правом, а не обязанностью.

Отношения по предоставлению страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах урегулированы Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Федеральный закон №27-ФЗ), в рамках реализации которого на органы Пенсионного Фонда Российской Федерации возложена обязанность требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных данным Федеральным законом и осуществлять контроль за правильностью представления таких сведений.

Из административного искового заявления усматривается, что административный ответчик не исполняет установленную законом обязанность по представлению в пенсионный орган сведений о застрахованных лицах по форме отчетности СЗВ-СТАЖ.

В связи с этим обращение пенсионного органа в суд с административным исковым заявлением о представлении обществом сведений о застрахованных лицах сопряжено с осуществлением им публичных функций в защиту государственных интересов, на который возложена обязанность осуществления контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных Федеральным законом N 27-ФЗ, следовательно, заявленные требования вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве. Соответственно, пенсионный орган, который оспаривает бездействие общественной организации, реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению закона в отношении административного ответчика.

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона №27-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу статьи 1 Федерального закона №27-ФЗ, застрахованными лицами являются лица, физические лица, которым открыт индивидуальный лицевой счет в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. Страхователем является, в числе прочих, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий прием на работу по трудовому договору, а также заключивший договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

В части 1 статьи 7 данного закона уточняется круг застрахованных лиц как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из положений статьи 3 Федерального закона №27-ФЗ следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ст. 19 Федерального закона №27-ФЗ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 24 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 №766н, предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ. Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Обязанность по представлению сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, возникает у юридических лиц в отношении граждан, работающих по трудовому договору либо гражданско-правовому договору и получающих выплаты, на которые согласно ст. 420 Налогового кодекса Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Смарт контракт» зарегистрировано в качестве юридического лица 06.06.2019 и состоит на учете в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ, страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии.

Отчетность предоставляется по форме СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 06.12.2018 № 507п.

Согласно абзацу 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных указанным Федеральным законом.

Письмом, направленным 24.05.2020 г., административный истец уведомил общество о необходимости предоставления в территориальные органы ПФР ежегодной отчетности «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

Данные сведения согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированном) учета сведений о застрахованных лицах от 21.12.2016 №766н, должны быть предоставлены в течении пяти рабочих дней с момента получения настоящего уведомления.

Между тем, в установленный срок сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ обществом не предоставлены. Доказательств обратного (в том числе и дату рассмотрения дела) материалы дела не содержат.

Не предоставление работодателями сведений о страховом стаже застрахованных лиц может повлечь за собой нарушение прав работников на пенсионное обеспечение, нарушает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, гарантированные действующим законодательством права гражданина и нормы Конституции Российской Федерации.

При этом форма СЗВ-СТАЖ объединяет в единый документ как сведения о страховом стаже застрахованных лиц, а также сведения о периодах работы застрахованных лиц, сведения о начисленных (уплаченных) страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, сведения об уплаченных пенсионных взносах, и должна предоставляться страхователями (работодателями) за отчетные периоды.

Следовательно, бездействие административного ответчика, выразившееся в не представлении в орган контроля сведений о страховом стаже застрахованных лиц по установленной форме, приводит к нарушению прав работающих у него лиц.

Разрешая спор, с учетом приведенных норм права, согласно которым на административного ответчика возложена обязанность по предоставлению в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия сведений о страховом стаже застрахованных лиц, суд приходит к выводу о том, что не предоставление в установленный законом срок данных сведений по утвержденной форме является незаконным и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан на пенсионное обеспечение, интересы Российской Федерации по обеспечению надлежащего государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение обязанности по предоставлению административным ответчиком сведений о застрахованных лицах, не установлено, суд возлагает на общество обязанность предоставить сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год административному истцу. Исходя из объема обязанностей, исполнение которых решением суда возложено на административного ответчика, суд полагает необходимым срок исполнения определить в течение 20-ти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, считая его обоснованным и разумным.

Согласно статье 103 КАС Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 114 КАС Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом указанных норм, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец освобожден согласно положениям пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 6 000 руб., согласно требованиям подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия к обществу с ограниченной ответственностью «Смарт Контракт» о возложении обязанности представить сведения о страховом стаже застрахованных лиц, удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Смарт Контракт» (ОГРН 1191326003527) обязанность представить в течение 20-ти (двадцати) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия сведения о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Смарт Контракт» в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Мордовия в течение месяца, с подачей жалобы через Пролетарский районный суд города Саранска Республики Мордовия.

Судья- подпись Д.В.Лазарев

Копия верна – судья

Пролетарского районного суда

г.Саранска Республики Мордовия Д.В.Лазарев

Секретарь судебного заседания М.А.Хапугина

Подлинник настоящего решения находится в административном деле № 2а-700/2020 (УИД 13RS0024-01-2020-002453-34) в Пролетарском районном суде г.Саранска Республики Мордовия.

1версия для печатиДело № 2а-700/2020 ~ М-782/2020 (Решение)