ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7014/2022 от 11.10.2022 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

10RS0011-01-2022-014051-83

№2а-7014/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2022 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Максимова Василия Сергеевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения,

установил:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец 08.07.2022 обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему на основании пп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ и ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 05.09.2022 №272.72/12.4-21 ответчик отказал в удовлетворении заявления, указывая на расположение испрашиваемого участка на землях лесного фонда, в связи с чем предоставление такого участка отнесено к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом, предоставление указанного имущества Министерством возможно после принятия изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа. Истец находит решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствующим закону и нарушающим его права, просит признать его таковым, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении ему в аренду без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании представитель административного истца Пронин А.В. по доверенностям иск поддержал.

Административный ответчик, заинтересованные лица Администрация Петрозаводского городского округа, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия представителей в суд не направили, о рассмотрении дела извещены, представили письменные позиции на иск.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Согласно пп. 14 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

08.07.2022 истец обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка в кадастровом квартале <адрес> в соответствии с представленной схемой, в заявлении было указано на то, что ответчик располагает справкой об инвалидности истца.

Письмом от 05.09.2022 №272.72/12.4-21 ответчик отказал в удовлетворении заявления, указывая на расположение испрашиваемого участка на землях лесного фонда, в связи с чем предоставление такого участка отнесено к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В оспариваемом решении также указано на то, что в настоящее время решением Петрозаводского городского совета от 03.06.2022 № 29/9-108 утвержден новый Генеральный план Петрозаводского городского округа, включающий в границы населённого пункта лесные участки, исключенные Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.07.2016 №75-КГ16-5. Администрацией Петрозаводского городского округа планируется разработка Проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска, формирование и предоставление указанного в схеме земельного участка Министерством возможно после принятия изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа.

Формально оспариваемое решение соответствует требованиям закона, оно вынесено полномочным должностным лицом - Первым заместителем министра, оформлено в установленной законом форме. Вместе с тем установленный законом срок его вынесения ответчиком нарушен, по своему содержанию оспариваемое решение требованиям закона не соответствует.

Правовые основания отказа в предоставлении земельного участка, поименованные в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенные в пункте 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении от 05.09.2022 года не указаны.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно положениям статьи 11.9 образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно сведений, представленных заинтересованным лицом – Администрацией Петрозаводского городского округа Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 №29/9-108 внесены изменения в Генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №ХХVI/ХХ-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». В соответствии с картой функциональных зон Генерального плана г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (в ред. Решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 №29/9-108), испрашиваемый земельный участок отнесен к функциональной зоне ЖД – зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными) с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.

Согласно представленной в дело выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 года №26/38-771, испрашиваемый участок расположен в зоне застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) (Жип). Из той же выкопировки следует, что участок находится в пределах 124 лесного квартала.

Вместе с тем согласно данным, представленным Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, испрашиваемый земельный участок находится за пределами границ земель лесного фонда.

При таких обстоятельствах оснований для выводов об обоснованности оспариваемого решения не имеется. Решение от 05.09.2022 года №272.72/12.4-21 не содержит правового основания принятого решения, не обосновано приведенными в нем фактическими основаниями. При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

Так как суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях восстановления нарушенных прав административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность в течение месяца с момента поступления копии вступившего в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление истца и сообщить об этом в суд и истцу.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении Максимову Василию Сергеевичу земельного участка, изложенный в ответе от 05.09.2022 года №272.72/12.4-21.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Максимова Василия Сергеевича от 08.07.2022 года о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в месячный срок с момента получения копии вступившего в законную силу решения суда и сообщить об исполнении решения в суд и Максимову Василию Сергеевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Максимова Василия Сергеевича 300 рублей.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 12.10.2022 года