63RS0030-01-2019-000766-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 апреля 2019 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Челюкановой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя административного истца ФИО1, административного ответчика ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3, административное дело № 2а-701/2019 по административному иску ФИО4 к судебному приставу-исполнителю ФИО2, старшему судебному приставу ОСП Комсомольского района г.Тольятти, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области об оспаривании бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просила признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Комсомольского района г.Тольятти ФИО2 и старшего судебного пристава ОСП Комсомольского района г.Тольятти ФИО5, выразившееся в несоблюдении пятидневного срока на перевод денежных средств взыскателю по исполнительному № 67540\15\63029-ИП в отношении должника ФИО4
В обоснование требований указала, что она является должником по исполнительному производству о взыскании с нее в пользу ЗАО «БИНБАНК кредитные карты» задолженности по кредитному договору, взысканной решением суда от 28.05.2015г.
20.10.2015г. было возбуждено исполнительное производство, по которому обращено взыскание на пенсию должника. 02.10.2017г. судебный пристав-исполнитель ФИО2 вынесла постановление об окончании исполнительного производства, указав, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме. 31.01.2019г. ФИО4 обратилась к взыскателю за информацией об отсутствии задолженности, согласно сообщению которого она осталась должна ту же самую сумму в связи с несвоевременной оплатой. Из справки банка от 12.03.2019г. следует, что взыскателем получены удержанные из пенсии ФИО4 денежные средства только 05.10.2018г. на сумму 131008,94 руб., то есть после окончания исполнительного производства, тогда как согласно справка ГУ-УПФР в Центральном районе г.о.Тольятти (межрайонное) от 18.03.2019г. удержания из пенсии по исполнительному производству №67540\15\63029-ИП производились с июля 2016 по декабрь 2018гг.
В результате бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Комсомольского района г.Тольятти ФИО2 и старшего судебного пристава ОСП Комсомольского района г.Тольятти, выразившегося в несоблюдении пятидневного срока на перевод денежных средств взыскателю в период с июля 2016 по октябрь 2018гг., взыскатель – банк выставил ФИО4 в сумму задолженности за период действия исполнительного производства проценты и неустойку в размере 102274,33 руб., то есть практически ту же сумму, которая была взыскана по исполнительному производству, но не была переведена вовремя.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 на удовлетворении административного иска настаивала по доводам, изложенным в основном и уточненном административном исковом заявлении.
Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска и пояснила, что она 01.08.2017г. была назначена на должность судебного пристава-исполнителя ОСП Комсомольского района г. Тольятти временно на период декретного отпуска судебного пристава-исполнителя ФИО6 и исполняла эти обязанности до 25.12.2017г. В настоящее время работает на должности старшего специалиста ОСП Комсомольского района г. Тольятти. Исполнительное производство №67540\15\63029-ИП в отношении должника ФИО4, находившееся в производстве судебного пристава-исполнителя ФИО6, было передано ей. На тот момент уже производились удержания из пенсии должника. Удержанные денежные средства поступали ежемесячно общей суммой по всем должникам из ГУ-ОПФР по Самарской области на депозитный счет Отдела. Затем через месяц или два после этого в Отдел поступал реестр на бумажном носителе с указанием фамилий должников и удержанных сумм. После того, как сотрудник Отдела – депозитчик через Автоматизированную информационную систему (АИС) прикрепит к каждому исполнительному производству сведения о поступлении на депозитный счет Отдела конкретной денежной суммы, и судебный пристав-исполнитель увидит это, выносится постановление о распределении денежных средств взыскателю и составляется заявка на кассовый расход в Управление Федерального казначейства по Самарской области на перечисление поступивших денежных средств взыскателю через ПОРТАЛ-Систему удаленного финансового документооборота (ПОРТАЛ-СУФД). В отношении ЗАО «БАНБИНК кредитные карты» такие заявки на кассовый расход постоянно не проходили документарный контроль в ПОРТАЛ-СУФД по причине отсутствия БИК организации в справочнике системы, в связи с чем она (ФИО2) постоянно созванивалась с банком, направляла запросы с целью выяснить правильность банковских реквизитов. Однако ответы на запросы не поступали. После того, как в ПОРТАЛ-СУФД появилась техническая возможность, все реквизиты банка стали проходить контроль, денежные средства с депозитного счета перечислялись взыскателю. В связи с указанными обстоятельствами ответчик нарушение срока направления денежных средств взыскателю не считает незаконным, поскольку оно было вызвано объективными причинами.
Представитель административного ответчика старшего судебного пристава ОСП Комсомольского района г.Тольятти ФИО5 – ФИО3 в судебном заседании иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, заявила о пропуске административным истцом срок обращения в суд с данным административным исковым заявлением, поскольку об окончании исполнительного производства ФИО4 узнала в январе 2018 года, когда была на приеме у судебного пристава-исполнителя ФИО7 и предоставила свои банковские реквизиты, на которые были перечислены излишне взысканные с ее пенсии денежные средства. С этого времени надлежит исчислять срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании бездействия, который на момент подачи настоящего административного искового заявления истек. Также представитель административного ответчика пояснила, что по исполнительному производству № 67540\15\63029-ИП в разное время работали разные судебные приставы-исполнители, работу которых контролировал старший судебный пристав Отдела. Нераспределенные по причине отсутствия в справочнике ПОРТАЛ-СУФД реквизитов банка взыскателя денежные средства находились на депозитном счете Отдела в статусе «запрос реквизитов», о чем ежемесячно в Контрольно-ревизионный отдел УФССП России по Самарской области направлялись отчеты об обоснованности остатка денежных средств на депозитном счете. С 30.01.2017г. взыскатель сменил наименование на АО «БИНБАНК Диджитал» и не уведомил судебного пристава-исполнителя. За период нахождения на исполнении исполнительного документа в Отдел от взыскателя не поступали заявления о ходе исполнительного производства и перечислении денежных средств, что свидетельствует о незаинтересованности взыскателя в своевременном получении денежных средств. Представитель считает, что права должника в данном случае не нарушены, поскольку ФИО4 в добровольном порядке задолженность не оплачивала, в связи с чем судебным приставом-исполнителем по истечении срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, были приняты принудительные меры для взыскания задолженности. В данном случае исполнительные действия судебным приставом-исполнителем совершались; они не противоречат Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и не нарушают права и законные интересы должника.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Самарской области в судебное заседание своего представителя не направил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения, в которых указал на несогласие с административным иском, в удовлетворении которого просил отказать на основании пропуска административным истцом десятидневного срока на обжалование бездействия должностных лиц службы судебных приставов, начало которого исчисляется со дня окончания исполнительного производства – 02.10.2017г., и отсутствия совокупности двух условий для признания незаконным действия (бездействия) – несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Заинтересованное лицо взыскатель ПАО Банк «ФК Открытие», являющийся правопреемником ЗАО «БИНБАНК кредитные карты», в судебное заседание своего представителя не направило, представило письменные пояснения по существу административного иска, в которых указало, что 06.12.2012г. между ЗАО МКБ «Москомприватбанк» и ФИО4 был заключен договор № 272-Р-68173579 на предоставление кредита. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по кредитному договору ЗАО «БИНБАНК кредитные карты» (бывший ЗАО МКБ «Москомприватбанк») обратился в суд с иском к заемщику о взыскании задолженности по кредитному договору. Решением Комсомольского районного суда г.Тольятти от 28.05.2015г. исковые требования ЗАО «БИНБАНК кредитные карты» удовлетворены, в его пользу с ФИО8 взыскана задолженность по кредитному договору в размере 127263,67 руб., госпошлина в сумме 3745,27 руб. Исполнительный документ предъявлен взыскателем в ОСП Комсомольского района г.Тольятти. В рамках исполнительного производства, возбужденного в отношении заемщика, осуществлялось удержание из пенсии должника, за счет которого решение суда было исполнено в полном объеме, в связи с чем 02.10.2017г. исполнительное производство было окончено.
В соответствии с решением общего собрания акционеров от 02.07.2014г. (протокол № 2 от 02.07.2014) наименование ЗАО МКБ «Москомприватбанк» изменено на ЗАО «БИНБАНК кредитные карты», впоследствии на основании решения общего собрания акционеров от 02.03.2015г. (протокол № 1 от 02.03.2015) – на АО «БИНБАНК кредитные карты». В соответствии с решением общего собрания акционеров от 30.01.2017г. (протокол № 1 от 30.01.2017) наименование банка изменено на АО «БИНБАНК Диджитал». На основании решения общего собрания акционеров Публичного акционерного общества Банк «Финансовая Корпорация Открытие» от 26.10.2018г. (протокол № 04\18 от 29.10.2018) ПАО Банк «ФК Открытие» реорганизован в форме присоединения к нему АО «БИНБАНК Диджитал». С 01.01.2019г. (даты внесения записи в ЕГРЮЛ о реорганизации) ПАО Банк «ФК Открытие» является правопреемником АО «БИНБАНК Диджитал» по обязательствам в отношении третьих лиц, в том числе кредиторов и должников.
Реквизиты для перечисления денежных средств на счет взыскателя в период с 2016 по 2018гг. не менялись. Согласно платежным поручениям № ... от 16.11.2016г. на сумму 12502,99 руб., № ... от 31.08.2017г. на сумму 55700,25 руб., № ... от 12.03.2018г. на сумму 4186,92 руб., № ... от 15.03.2018г. на сумму 41028,86 руб., № ... от 15.03.2018г. на сумму 17589,92 руб. указанные денежные средства со счета ОСП Комсомольского района г.Тольятти поступили на счет банка № ..., предназначенный для расчетов банка по решениям судебных органов, единый счет для поступления средств от ФССП. Указанные денежные средства на общую сумму 131008,94 руб. 05.10.2018г. поступили на счет ФИО4 с назначением операции «зачисление от ФССП». В зависимости от даты поступления на счет банка указанных денежных сумм по каждому платежному поручению Банком были компенсированы ФИО4 начисленные проценты на общую сумму 18081,48 руб. С учетом возврата процентов задолженность по кредитному договору по состоянию на 11.04.2019г. составила 102274,33 руб., из которых непогашенные проценты на просроченную задолженность – 63495,36 руб., начисленные комиссии – 21000 руб., задолженность по пени – 17778,97 руб.
Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Самарской области ФИО9 в судебном заседании пояснила, что в соответствии с Положением об Управлении Федерального казначейства по Самарской области, утвержденным Приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 г. № 316, Управление осуществляет в установленном порядке открытие и ведение соответствующих лицевых счетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета на территории Самарской области.
В соответствии с Приказом Казначейства России от 17.10.2016г. № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» в Управлении открыт лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств подразделению судебных приставов - Отделу судебных приставов Комсомольского района г. Тольятти УФССП России по Самарской области, на который поступают денежные средства должников и с которого распределяются взысканные денежные средства.
Согласно п. 5 Приказа Казначейства России от 11.12.2015г. № 25н «Об утверждении Порядка проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений» (далее - Порядок № 25н) для проведения кассовых выплат за счет средств находящихся во временном распоряжении клиент представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе заявку на кассовый расход.
Орган Федерального казначейства проверяет правильность формирования Заявки на наличие в представленной Заявке реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом, а также их соответствие друг другу, реестровым записям Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. При соблюдении всех условий заявка принимается к исполнению и органом Федерального казначейства формируется расчетный документ.
Для перечисления денежных средств взыскателю АО «БИНБАНК кредитные карты» и АО «БИНБАНК Диджитал» от должника ФИО4, имевшихся на депозитном счете ОСП Комсомольского района г.Тольятти, в УФК по Самарской области поступали следующие заявки на кассовый расход: 14.11.2016г. на сумму 12502,99 руб., 30.08.2017г. на сумму 55700,25 руб., 06.03.2018г. на сумму 4186,92 руб., 13.03.2018г. на сумму 41028,86 руб. (общая сумма 131008,94 руб.), которые были проверены и приняты Управлением в предусмотренный нормативными документами срок, сформированы соответствующие платежные документы: платежные поручения № ... от 16.11.2016г. на сумму 12502,99 руб., № ... от 31.08.2017г. на сумму 55700,25 руб., № ... от 12.03.2018г. на сумму 4186,92 руб., № ... от 15.03.2018г. на сумму 41028,86 руб., № ... от 15.03.2018г. на сумму 17589,92 руб., по которым денежные средства перечислены взыскателю.
Суд, заслушав стороны, представителей сторон и заинтересованного лица, показания свидетелей, исследовав материалы административного дела и исполнительного производства, находит административный иск подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего:
В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Судом установлено, что 20.10.2015г. на исполнение в Отдел судебных приставов Комсомольского района г.Тольятти Управления Федеральной службы судебных приставов по Самарской области (далее по тексту – ОСП Комсомольского района г.Тольятти) поступил исполнительный лист по делу № 2-1392\2015 от 28.05.2015г., выданный Комсомольским районным судом г.Тольятти на взыскание в пользу ЗАО «БИНБАК кредитные карты» с ФИО4 задолженности по кредитному договору в размере 127363,67 руб., расходов по госпошлине в сумме 3745,27 руб.
20.10.2015г. судебным приставом-исполнителем ФИО6 возбуждено исполнительное производство № 67540/15/63029-ИП.
Должником ФИО4 требования исполнительного документа добровольно в установленный срок не исполнены.
22.03.2016г. судебным приставом-исполнителем ФИО10 вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника и направлено для удержания в ООО «Лента».
10.05.2016г. судебным приставом-исполнителем ФИО10 вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника и направлено для удержания в ГУ-Центр по выплате пенсий Пенсионного фонда РФ по Самарской области.
Удержания из пенсии ФИО4 по указанному исполнительному документу производились ежемесячно с июля 2016 года по декабрь 2018 года.
Также производились удержания из заработной платы ФИО4 в ООО «Агроторг» и с банковского счета, открытого на ее имя в АО «Альфа-банк».
02.10.2017г. судебный пристав-исполнитель ФИО2 вынесла постановление об окончании исполнительного производства в связи с исполнением требований исполнительного документа в полном объеме.
02.10.2017г. этим же приставом отменены меры по обращению взыскания на доходы должника в ГУ-Центр по выплате пенсий Пенсионного фонда РФ по Самарской области, ООО «Лента», АО «Альфа-Банк», ООО «Агроторг».
Из пояснений административных ответчиков следует, что излишне удержанные по данному исполнительному производству денежные средства ФИО4 перенаправлены в счет исполнения других исполнительных документов и часть возвращена должнику, что не оспаривал представитель ФИО4 в судебном заседании.
В соответствии со статьями 2, 4 и 36 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Исполнительное производство осуществляется, в том числе, на основе принципа своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Частью 1 статьи 110 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Из материалов дела следует, что удержанные из пенсии ФИО4 денежные средства в рамках исполнения по вышеуказанному исполнительному производству № 67540/15/63029-ИП, поступали из ГУ-ОПФР по Самарской области на депозитный счет ОСП Комсомольского района г.Тольятти по следующим платежным поручениям: № ... от 13.09.2016г., № ... от 06.10.2016г., № ... от 18.10.2016г., № ... от 24.10.2016г., № ... от 12.12.2016г., № ... от 16.12.2016г., № ... от 18.01.2017г., № ... от 16.2.2017г., № ... от 16.03.2017г., № ... от 18.04.2017г., № ... от 01.07.2017г., № ... от 14.07.2017г., № ... 15.07.2017г., № ... от 29.07.2017г., № ... от 12.08.2017г., № ... от 29.08.2017г., № ... от 14.09.217г., № ... от 29.09.2017г., № ... от 16.11.2017г., то есть имелось девятнадцать поступлений на депозитный счет Отдела, на общую сумму 131008,94 руб. (без учета исполнительского сбора).
Взыскателю денежные средства были перечислены с депозитного счета ОСП Комсомольского района г.Тольятти пять раз следующим образом: в период действия исполнительного производства:
- заявка на кассовый расход №... от 14.11.2016г., в которую включены следующие поступившие суммы: 4129,50 руб. от 18.07.2016г., 4186,92 руб. от 17.08.2016г., 4186,92 руб. от 16.09.2016г.; перечислено взыскателю платежным поручением № ... от 16.11.2016г. на общую сумму 12502,99 руб.;
- заявка на кассовый расход № ... от 30.08.2017г. на суммы: 4186,92 руб. от 18.10.2016г., 4186,92 от 16.12.2016г., 4186,92 от 18.01.2017г., 4186,92 руб. от 16.03.2017г., 1804,32 руб. от 01.07.2017г., 4186,92 руб. от 18.04.2017г., 15753,60 руб. от 15.07.2017г., 17207,73 руб. от 29.07.2017г.; платежное поручение № ... от 31.08.2017г. на сумму 55700,25 руб.;
после окончания исполнительного производства:
- заявка на кассовый расход № 130809 от 06.03.2018г. на сумму 4186,92 руб. от 18.10.2016г. – платежное поручение № 681318 от 12.03.2018г. на сумму 4186,92 руб.;
- заявка на кассовый расход № ... от 13.03.2018г. на суммы: 4186,92 руб. от 16.02.2017г., 13403 руб. от 14.07.2017г. – платежное поручение № ... от 15.03.2018г. на общую сумму 17589,92 руб.;
- заявка на кассовый расход № ... от 13.03.2018г. на суммы: 2553,29 от 12.08.2017г., 14192,68 руб. от 29.08.2017г., 13985,78 руб. от 14.09.2017г., 19467,74 руб. от 29.09.2017г. (за минусом 9170,63 руб. исполнительского сбора) – платежное поручение № ... от 15.03.2018г. на общую сумму 41028,86 руб.
Вышеуказанное свидетельствует о том, что установленный ч.1 ст.110 Закона об исполнительном производстве срок для перечисления (выдачи) денежных средств, поступивших на депозитный счет ОСП, грубо нарушен: минимум на 22 дня (поступление 24.10.2016г. – перечисление 16.11.2016г.), максимум на 391 день (поступление 16.02.2017г. – перечисление 15.03.2018г.).
В исполнительном производстве имеются постановления судебных приставов о распределении взыскателю денежных средств, поступающих во временное распоряжение на счет ОСП: от 16.09.2016г., 07.10.2016г., 25.10.2016г. (судебный пристав-исполнитель ФИО11), 27.12.2016г. (судебный пристав-исполнитель ФИО12.), 16.01.2017г., 07.02.2017г., 13.03.2017г., 28.04.2017г.. 30.05.2017г., 05.07.2017г., 06.07.2017г., 18.07.2017г., 19.07.2017г.. 01.08.2017г. (судебный пристав-исполнитель ФИО13), 16.08.2017г., 30.08.2017г., 20.09.217г., 02.10.2017г. (судебный пристав-исполнитель ФИО2). Однако фактически перечисления денежных средств взыскателю по каждому постановлению не производились; несколько денежных сумм объединялись и перечислялись значительно позже по одной заявке.
В соответствии с Приказом Казначейства России от 17.10.2016г. № 21н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» в Управлении Федерального казначейства по Самарской области открыт лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств подразделению судебных приставов - Отделу судебных приставов Комсомольского района г. Тольятти УФССП России по Самарской области, на которые поступают денежные средства должников, и с которых распределяются взысканные денежные средства.
В соответствии с п.3 Приказа Казначейства России от 11.12.2015г. N 25н «Об утверждении Порядка проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений» (далее - Порядок № 25н) при осуществлении операций со средствами во временном распоряжении федеральных казенных учреждений и подразделений, осуществляющих исполнительное производство, которым открыты лицевые счета в органах Федерального казначейства (далее - клиенты), информационный обмен между клиентами и органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной подписи (далее -электронный вид) на основании договоров (соглашений) об обмене электронными документами, заключенных между клиентами и органом Федерального казначейства.
В соответствии с п.2 Приказа Минюста РФ N 11, Минфина РФ N 15н от 25.01.2008г. «Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» (далее - Инструкция) для учета денежных средств в валюте Российской Федерации, поступающих во временное распоряжение подразделений судебных приставов, в территориальных органах Федерального казначейства подразделения судебных приставов открывают лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение (далее - счет подразделения), в порядке, установленном Федеральным казначейством.
В соответствии с п.п. 9-11 Инструкции и ст. 110 Закона об исполнительном производстве денежные средства, взысканные с должника в процессе исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, в том числе путем реализации имущества должника, подлежат перечислению на депозитный счет подразделения судебных приставов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Перечисление (выдача) указанных денежных средств осуществляется в порядке очередности, установленной частями 3 и 4 настоящей статьи, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов. В случае отсутствия сведений о банковских реквизитах взыскателя судебный пристав-исполнитель извещает взыскателя о поступлении денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Ответственность за правильность выдачи и перечислений сумм со счетов подразделений несут распорядители счетов - старшие судебные приставы.
Согласно пункту 5 Порядка № 25н для проведения кассовых выплат за счет средств находящихся во временном распоряжении клиент представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе Заявку на кассовый расход по форме согласно приложению N1 к Порядку № 8н.
Согласно п. 2.1.2. Порядка № 8н орган Федерального казначейства проверяет правильность формирования Заявки на наличие в представленной Заявке реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению клиентом, а также их соответствие друг другу, реестровым записям Реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса.
Согласно п.7 Порядка № 25н орган Федерального казначейства принимает Заявку, представленную в электронном виде, к исполнению в случае выполнения следующих условий:
Заявка соответствует требованиям, установленным Порядком проведения кассовых операций на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства, за счет средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений; суммы, указанные в Заявке, не превышают остаток средств на открытом клиенту в органе Федерального казначейства лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами во временном распоряжении; подпись ответственного лица в представленном клиентом документе на бумажном носителе соответствует образцу подписи, имеющемуся в Карточке образцов подписей к лицевым счетам.
Если представленные клиентом платежные документы соответствуют требованиям, установленным пунктом 7 настоящего Порядка, орган Федерального казначейства формирует расчетный документ.
Из вышеизложенного следует, что контроль и ответственность за правильностью указания в Заявке суммы и реквизитов получателя, их соответствие реквизитам, указанным в исполнительном производстве действующим законодательством РФ возложена на распорядителей счетов - старших судебных приставов, и органы Федерального казначейства осуществляют платежи исключительно от имени и по поручению структурных подразделений ФССП на основании представленных ими платежных документов, по реквизитам и в суммах, указанных в них.
В соответствии с ч. II Приказа № 8н Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) проверяет правильность формирования Заявки на кассовый расход, Сокращенной заявки на кассовый расход, Сводной заявки. Заявки на получение наличных денег. Заявки па получение наличных денег (код формы по КФД 0531243), Заявки на возврат (далее при совместном упоминании - Заявка), Распоряжения о перечислении.
В случае, если форма или содержание платежного документа не соответствует установленным требованиям или подписи на нем будут признаны не соответствующими образцам, имеющимся в Карточке образцов подписей, орган Федерального казначейства регистрирует в установленном порядке представленный платежный документ в Журнале регистрации неисполненных документов согласно приложению N 4 к настоящему Порядку (код формы по КФД 0531804) и в сроки, установленные пунктом 8.5 настоящего Порядка: при электронном документообороте между органом Федерального казначейства и клиентом направляет клиенту Протокол в электронном виде, в котором указывается причина возврата.
Из представленных УФК по Самарской области документов следует, что все поступившие от ОСП Комсомольского района г.Тольятти заявки были проверены и приняты в установленный вышеуказанными нормативными актами срок, по ним сформированы платежные документы на перечисление денежных средств взыскателю; каких-либо возвратов заявок от УФК в ОСП либо денежных средств от взыскателя не было.
Доводы административных ответчиков о невозможности в установленный законом срок произвести перечисления поступивших на депозитный счет ОСП денежных средств судом проверены и признаны несостоятельными.
Административные ответчики указывают на препятствия в виде позднего поступления из ГУ-ОПФР по Самарской области реестров должников, что необходимо для отнесения поступивших сумм по конкретным должникам и исполнительным производствам. Свидетель ФИО14 – специалист по ведению депозитного счета – подтвердила указанное обстоятельство, пояснив, что по поступлению таких реестров она производит такое прикрепление сведений к исполнительным производствам, после чего судебный пристав-исполнитель видит эти сведения и имеет возможность вынести постановление о распределении денежных средств со счета. Вместе с тем, ответчиками суду не представлены доказательства, когда в ОСП поступили реестры по каждому поступлению денежных средств, какие меры были предприняты старшим судебным приставом для исключения нарушения сроков.
Доводы административных ответчиков о том, что своевременному перечислению денежных средств также препятствовало отсутствие БИК взыскателя в справочнике ПОРТАЛ-СУФД, также проверены и не нашли своего подтверждения. Надлежащих доказательств этому ответчики суду не представили. Из сообщения ПАО Банк «ФК Открытие» следует, что реквизиты для перечисления денежных средств на счет взыскателя в период с 2016 по 2018гг. не менялись. Из платежных поручений, по которым УФК по Самарской области по заявке ОСП Комсомольского района г.Тольятти производило перечисление денежных средств с депозитного счета ОСП, следует, что реквизиты счета банка, в том числе БИК и Банк получателя, одни и те же, менялось только наименование Банка плательщика – АО «БИНБАНК кредитные карты» по первому платежному поручению от 16.11.2016г. и АО «БИНБАНК Диджитал» - по второму от 31.08.2017г. и последующим платежным поручениям. При таких обстоятельствах представленные ответчиками заявления судебных приставов-исполнителей взыскателю на предоставление реквизитов суд считает несостоятельными и во внимание не принимает. Данные заявления суд считает надуманными. При этом исходит из следующего: 24.10.2016г. судебный пристав-исполнитель ФИО11 запрашивает у взыскателя актуальные реквизиты, 16.11.2016г. происходит перечисление денежных средств, а 16.12.2016г. вновь запрашиваются реквизиты; 31.08.2017г. производится перечисление денежных средств взыскателю по тем же реквизитам, а 14.09.2017г. вновь они запрашиваются судебным приставом-исполнителем ФИО2 и т.д.
В силу ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» старший судебный пристав возглавляет структурное подразделение Федеральной службы судебных приставов или службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации.
В полномочия старшего судебного пристава входит, в том числе, организация работы подразделения судебных приставов; обеспечение принятия мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждение постановлений судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. Он является распорядителем денежных средств, находящихся на счете по учету средств, поступающих во временное распоряжение подразделения судебных приставов (депозитный счет подразделения судебных приставов); осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
Согласно п. 9 Приказа Минюста РФ N 11, Минфина РФ N 15н от 25.01.2008г. «Об утверждении Инструкции о порядке учета средств, поступающих во временное распоряжение структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов» ответственность за правильность выдачи и перечислений сумм со счетов подразделений несут распорядители счетов – старшие судебные приставы.
В силу п.14 указанной Инструкции для контроля и проверки состояния счета подразделения и определения принадлежности конкретным юридическим и физическим лицам хранящихся денежных сумм старший судебный пристав или уполномоченное лицо, осуществляющее учет средств по счету подразделения, обязаны вести отчетность в книге учета средств.
При открытии книги учета средств, а также на первое число каждого месяца в нее записываются все суммы, числящиеся на отчетную дату в остатке на счете подразделения. Записи в книгу учета средств вносятся по мере получения от органа Федерального казначейства выписок по счету подразделения. Книга учета средств не реже одного раза в месяц проверяется старшим судебным приставом путем подсчета и сверки поступивших и выданных сумм с выписками по счету подразделения, полученными от органа Федерального казначейства. Остаток денежных средств на первое число каждого месяца должен соответствовать остатку денежных средств по выписке по счету подразделения, полученной от органа Федерального казначейства.
Судом установлено, что начальником ОСП Комсомольского района г.Тольятти - старшим судебным приставом является ФИО5 согласно приказу УФССП России по Самарской области от 21.10.2013г. № 1855-к.
Старший судебный пристав ФИО5, являясь распорядителем денежных средств, и утверждавшая в рамках исполнительного производства №67540/15/63029-ИП постановления судебных приставов-исполнителей о распределении денежных средств, не организовала работу и не осуществила контроль за своевременным перечислением денежных средств взыскателю, чем были нарушены установленные законом сроки и законные интересы должника ФИО4, в связи с чем старший судебный пристав ОСП Комсомольского района г.Тольятти является надлежащим административным ответчиком по данному административному делу.
Судебный пристав-исполнитель ФИО2 является ненадлежащим административным ответчиком, поскольку в настоящее время ее полномочия судебного пристава-исполнителя прекращены, никому не переданы; исполнительное производство № 67540/15/63029-ИП окончено.
Согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий – к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались – к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по требованиям о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя является старший судебный пристав ОСП Комсомольского района г.Тольятти ФИО5
Судом установлено нарушение установленного ч.1 ст.110 Закона об исполнительном производстве срока для перечисления денежных средств должника с депозитного счета подразделение судебных приставов взыскателю, что повлекло нарушение законных интересов должника ФИО4 на своевременное исполнение судебного акта; в данном случае денежные средства, поступившие от должника, длительное время незаконно удерживались на депозитном счете подразделения судебных приставов и не перечислялись взыскателю.
Судом проверено заявление административных ответчиков о пропуске административным истцом срока для обращения в суд с данным административным иском и признано необоснованным.
В силу ч. 3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из материалов дела следует, что о нарушении своих законных интересов, а именно, о том, что удержанные из пенсии денежные средства своевременно не перечислялись судебными приставами взыскателю, в связи с чем задолженность ФИО4 по кредитному договору увеличилась, административный истец узнала после обращения в ПАО Банк «ФК Открытие» (правопреемник АО «БИНБАНК кредитные карты») и получения справки о состоянии счета от 12.03.2019г. В данной справке было отражено, что зачисление денежных средств от ФССП на счет по кредитному договору произошло 05.10.2018г., тогда как денежные средства удерживались ежемесячно с июля 2016 года, что следует из полученной ФИО4 справки ГУ-УПФР в Центральном районе г.о. Тольятти (межрайонное) от 18.03.2019г.
Таким образом, началом течения срока для обращения в суд за защитой своего права, необходимо считать 12.03.2019г. Заканчивается срок 22.03.2019г. (пятница). Административное исковое заявление подано в суд 25.03.2019г. (понедельник).
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании возражала против пропуска срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, а в случае установления судом факта пропуска, просила его восстановить.
Суд, принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО4 является пенсионеркой, для защиты своих интересов ей пришлось обращаться за помощью к представителям, доверенность которым выдана 22.03.2019г., сложность и большой объем работы по формированию требований, суд считает пропуск срока обращения в суд на один день незначительным и восстанавливает его.
Доводы административных ответчиков о том, что срок для обращения в суд с данным административным иском необходимо исчислять с даты окончания исполнительного производства 02.10.2017г., являются необоснованными, поскольку на тот момент ФИО4 не знала и не могла знать о том, что удержанные из ее пенсии денежные средства не перечислены взыскателю, тем более, что перечисление продолжалось и после окончания исполнительного производства.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей, старшего судебного пристава отдела судебных приставов Комсомольского района г.Тольятти Управления Федеральной службы судебных приставов России по Самарской области, выразившееся в несоблюдении срока на перевод денежных средств взыскателю по исполнительному производству № 67540\15\63029-ИП в отношении должника ФИО4.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Лифанова
Решение в окончательной форме принято 06.05.2019 года