ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-701/20 от 19.11.2020 Баргузинского районного суда (Республика Бурятия)

Административное дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 ноября 2020 года с. Баргузин

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивахиновой Э.В.,

при секретаре Болотовой Х.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решение, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась с вышеназванным иском к ответчику Управлению Росреестра по РБ.

Иск мотивирован тем, что 6 октября 2020 года истец получила уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ г. № , принятого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия по результатам рассмотрения заявления о государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ г. №

Считает, что решение о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку оно противоречит ст. 131 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 14, 26, закона "О государственной регистрации недвижимости" и нарушает мои права и законные интересы, а именно:

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен ей в аренду с разрешением использования - для строительства магазина. Так как магазин до настоящего времени не достроен, то он является объектом незавершенного строительства.

Так, подп. 10 п. 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства.

При этом случаи, при которых возможно предоставление земельного участка по данному основанию, определены п. 5 ст. 39.8 ЗК РФ.

Кроме того, согласно п. 21 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N137-ФЗ, в случае если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на 3 года однократно для завершения его строительства без проведения торгов.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган жалоба на Решение о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ не подавалась.

Согласно ч. 12 ст. 29 закона "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

На основании изложенного, просит: 1. Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ. 2. Обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права договора аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу РБ, <адрес>.

В судебном заседании административный истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 по ордеру иск поддержал. Суду пояснил, что имеется договор аренды земельного участка заключенный между АМО ГП «Усть-Баргузин» и Романюк от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ссылается нормы п.21 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ от 25.10.2001 № 137.

На судебное заседание представитель административного ответчика ФИО3 не явился, надлежаще извещен. Имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, направив письменное возражение.

На судебное заседание представитель соответчика МО ГП «Усть-Баргузин» ФИО4 не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие. Против иска не возражают.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия органа государственной власти, если установит, что оспариваемые решение, действие нарушают права и свободы административного истца, а также не соответствуют нормативным правовым актам (пункт 1). В случае отсутствия совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконными оспариваемых решения, действия (пункт 2).

По смыслу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания нарушения своих прав и свобод по делам, связанным с оспариванием решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лежит на административном истце.

Из материалов дела следует, что договором аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между АМО «Баргузинский район» (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду земельный участок,из земель населенных пунктов, общей площадью 238 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: РБ, <адрес> сроком на 6 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МО ГП «Усть-Баргузин» (Арендодатель) и ФИО1 (Арендатор) Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное пользование на условиях аренды аренду земельный участок, из земель населенных пунктов, общей площадью 238 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу РБ, <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Уведомлением Управления Росреестра по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Романюк от ДД.ММ.ГГГГ приостановлена регистрация права аренды на земельный участок, расположенных в пределах кадастрового квартала , до ДД.ММ.ГГГГ. В уведомлении указано, что договор аренды заключен в отсутствии основания, установленных п.п.1-30 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета.

Частью 10 статьи 40 вышеназванного Закона установлено, что государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является основанием для приостановления государственным регистратором осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В рассматриваемом случае, приостанавливая действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права аренды земельного участка, Управление Росреестра по РБ исходило из того, что на момент заключение нового договора аренды был заключен без проведения торгов. При этом в п.п. 1- 30 п.2 ст. 39.6 ЗК РФ отсутствуют основания, для предоставления земельного участка без торгов с разрешенным использованием «для строительства магазина».

По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона, а в исключительных случаях без проведения торгов (пункт 2 названной статьи).

При этом особенности заключения договоров аренды земельного участка с арендатором земельного участка без проведения торгов по истечении срока действия ранее заключенного договора аренды установлены статьями 39.6 и 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что совокупность условий,при которых с прежним арендатором может быть заключен новый договор аренды без проведения торгов, в данном случае отсутствует, не может быть принят во внимание, поскольку исключительные случаи, при которых договор аренды публичного земельного участка может быть заключен без проведения торгов, приведены в п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, а также в п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ.

Согласно п. 21 ст. 3 Закона N 137-ФЗ в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действующей с 1 марта 2015 г., в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 г. или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 г. в аренду для строительства такого объекта, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения данного пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с этим пунктом.

В то же время Управлением Росреестра не учтено, что если на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и предоставленном в аренду для строительства, расположен объект незавершенного строительства, который арендатор правомерно возвел в период действия договора аренды и на основании надлежащих разрешительных документов, земельным законодательством предусмотрено право такого лица получить участок в аренду однократно для завершения строительства этого объекта.

По смыслу названной нормы правом на получение в аренду для завершения строительства объекта наделено как лицо, право собственности которого на этот объект зарегистрировано до 01 марта 2015 года, так и лицо, которому участок для строительства был предоставлен до 01 марта 2015 года, независимо от регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и момента такой регистрации. Кроме того, по правилам названной нормы Закона N 137-ФЗ для завершения строительства указанное лицо может заключить новый договор аренды, обратившись в уполномоченный орган в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, но только на три года.

При таких обстоятельствах, учитывая, что объект недвижимого имущества, с заявлением о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права аренды земельного участка на который административный истец обратился в регистрирующий орган, возведен последним на основании надлежащей разрешительной документации на публичном земельном участке, предоставленном ему до 01 марта 2015 года в аренду для целей строительства и в отношении которого запись о прекращении права аренды по договору от ДД.ММ.ГГГГ года не внесена, при этом заключен новый договор для завершения строительства, суд полагает ошибочным вывод регистрирующего органа права на приостановление действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права аренды земельного участка.

В связи с чем у суда имеются правовые основания для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Росреестра по РБ о признании незаконным решение, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия, оформленное уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу РБ, <адрес>.

Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия действия по осуществлению государственной регистрации права договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу РБ, <адрес>.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом окончательного решения путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд РБ.

Судья: Э.В. Ивахинова