ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-701/20 от 23.06.2020 Новосергиевского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2а-701/2020

56RS0024-01-2020-000998-26

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 июня 2020 года п. Новосергиевка

Оренбургская область

Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Абузяровой Д.Ф.,

при секретаре Ерофеевой Д.В.,

с участием: представителя истца старшего помощника прокурора Новосергиевского района Баева Артема Валерьевича,

представителя ответчика администрации муниципального образования Новосергиевский район ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Новосергиевский район о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Новосергиевского района Оренбургской области обратился с названным иском к администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, в обоснование требований указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований п. 2 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч. 1 ст. 51.1, ст. 55 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ), порядок оказания муниципальной услуги рассмотрения уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, порядок оказания муниципальной услуги рассмотрения уведомлений об окончании строительства, уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности не определен, административные регламенты оказания данных услуг не приняты, постановления администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, данные положения не содержат.

Также при проведении проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Новосергиевский район с уведомлением об окончании строительства ИЖС обратился ФИО4ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации муниципального образования Новосергиевский район ФИО5 принято решение о рассмотрении данного заявления и выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного законодательства. В то же время уведомление ФИО4 не соответствует требованиям ч. 16 ст. 55 ГрК РФ, а именно не содержит указание на способ уведомления о принятом решении по его заявлению. Также в нарушение требований ч. 19 ст. 55 ГрК РФ принятое решение направлено в МФЦ только ДД.ММ.ГГГГ, а именно спустя 7 рабочих дней от установленного срока рассмотрения. Аналогичные нарушения сроков рассмотрения уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объекта ИЖС или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности установлены по заявлением ФИО6 (уведомление поступило ДД.ММ.ГГГГ, отказ от ДД.ММ.ГГГГ направлен с нарушением трехдневного срока, установленного ч. 17 ст. 55 ГрК РФ только ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (уведомление поступило ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ вручено способом, не предусмотренным заявлением, а также с нарушением семидневного срока оказания муниципальной услуги).

Кроме того, установлены факты нарушения порядка оказания государственной услуги по выдаче разрешения на строительство капитального объекта. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Новосергиевский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство обратился ФИО8 Согласно заявлению, результат оказания государственной услуги заявитель просил получить лично. ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации района ФИО5 принято решение о выдаче указанного разрешения. При проведении проверки установлено, что разрешение на строительство получено заявителем только ДД.ММ.ГГГГ, а именно спустя три дня от установленного срока. Документальное подтверждение об уведомлении заявителя о принятом решении в ходе проверки не представлено. Кроме того формулировка «лично», содержащаяся в административном регламенте, не раскрывает способ совершения должностными лицами администрации района конкретных действий по уведомлению заявителя, может подразумевать различные способы (при встрече, при повторном обращении, по инициативе самого заявителя), что создает правовую неопределенность при совершении процедуры оказания государственной услуги.

В целях устранения выявленных нарушений, а также принятия мер по недопущению подобных нарушений впредь, и.о. прокурора Новосергиевского района ДД.ММ.ГГГГ главе администрации муниципального образования Новосергиевский район внесено представление.

Согласно ответу администрации муниципального образования Новосергиевский район от ДД.ММ.ГГГГ по итогам проведенного служебного расследования нарушение сроков направления уведомлений об оказании государственной услуги не допущены, услуги оказаны вовремя, что противоречит результатам проведенной прокуратурой района проверки. Кроме того, изучением указанного ответа установлено, что не приняты должные меры по устранению выявленных нарушений администрацией муниципального образования Новосергиевский район, а именно: ответ не содержит указание на принятие мер по разработке и утверждению административных регламентов об оказании услуги по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомлений об окончании строительства, уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Таким образом, выявленные нарушения администрацией муниципального образования Новосергиевский район не устранены.

Установлено, что должностными лицами администрации муниципального образования Новосергиевский район нарушены сроки рассмотрения уведомлений ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Документальное подтверждение направления в МФЦ результатов оказания услуг для дальнейшего вручения заявителям при проведении проверки, а также при рассмотрении внесенного представления должностными лицами администрации муниципального образования Новосергиевский район не представлено, в журнале выдачи разрешений на строительство имеются личные подписи заявителей (ФИО7, ФИО8), а также подписи сотрудника МФЦ Новосергиевского района о получении результатов рассмотрения уведомлений (ФИО4, ФИО6). Сроки получения свидетельствует о нарушении установленных ГрК РФ сроков. В тоже время, администрацией муниципального образования Новосергиевский район необоснованно сделан вывод об отсутствии выявленных нарушений. Доказательств принятия каких-либо мер по устранению выявленных нарушений, а также принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений, администрацией не представлено.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новосергиевский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений, отраженных в представлении и.о. прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию муниципального образования Новосергиевский район в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по разработке административных регламентов оказания муниципальных услуг по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомлений об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений в части соблюдения сроков рассмотрения уведомлений, отраженных в представлении и.о. прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, а также вернуться к рассмотрению представления прокуратуры района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Баев А.В. уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Новосергиевский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений, отраженных в представлении и.о. прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, а именно в непринятии мер по разработке административных регламентов оказания муниципальных услуг по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомлений об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, а также к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений в части соблюдения сроков рассмотрения уведомлений. Обязать администрацию муниципального образования Новосергиевский район в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по разработке административных регламентов оказания муниципальных услуг по рассмотрению уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомлений об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности; принять меры к устранению причин и условий, способствовавших совершению нарушений в части соблюдения сроков рассмотрения уведомлений, отраженных в представлении и.о. прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии администрации района по рассмотрению дисциплинарных проступков. При рассмотрении вопросов, указанных в представлении прокурора, все замечания на момент рассмотрения представления устранены, приняты регламенты, утвержденные постановлением администрации Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ, заключено дополнительное соглашение о взаимодействии между администрацией и МФЦ, согласно которому в перечень муниципальных услуг, которые организуются через МФЦ, добавлены две услуги – Направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (и (или) недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, и – Направление уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. На момент подачи административного искового заявления прокуратуре было известно, что администрация устранила замечания по представлению прокурора. При этом прокуратурой не представлено доказательств, подтверждающих то, что нарушения, отраженные в представлении прокурора района от ДД.ММ.ГГГГ, не устранены. Доводы административного искового заявления о том, что должные меры по устранению выявленных нарушений администрацией муниципального образования Новосергиевский район не приняты, а именно: ответ не содержит указание на принятие мер по разработке и утверждению административных регламентов об оказании услуг по рассмотрению уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также уведомлений об окончании строительства, уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, несостоятельны, так как прокуратура района была уведомлена об утверждении регламентов.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случаях, предусмотренных КАС РФ, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Новосергиевского района Оренбургской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в деятельности администрации муниципального образования Новосергиевский район, ее структурных подразделениях с целью соблюдения требований градостроительного законодательства.

По результатам проверки в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ, в котором прокурор требует рассмотреть представление и принять необходимые меры к устранению нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих, а также не допускать впредь подобных нарушений. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к установленной ответственности.

Согласно представлению, установлены следующие нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Новосергиевский район обратился ФИО9 с уведомлением о планируемом строительстве (реконструкции) индивидуального жилищного строительства или садового дома, с отметкой о необходимости вручения результатов рассмотрения нарочным отправлением либо направления на электронную почту. ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление отписано в работу специалисту отдела архитектуры администрации района ФИО5ДД.ММ.ГГГГФИО5 принято обоснованное решение о возвращении уведомления. Согласно журналу выданных разрешений и уведомлений на строительство, ДД.ММ.ГГГГ решение направлено в МБУ «Многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг Новосергиевского района». В нарушение ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ – уведомление возвращено заявителю ДД.ММ.ГГГГ, спустя 8 рабочих дней, способом, отличным от указанного в заявлении.

Порядок рассмотрения уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установлен ст. 51.1 ГрК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ данная процедура относится к виду оказываемых органами местного самоуправления государственных услуг.

В нарушение требований п. 2 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ, порядок оказания муниципальной услуги рассмотрения уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не определен, административный регламент оказания услуги не принят, постановление администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента данные положения не содержит.

Согласно ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве необходимых сведений уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.

Частями 16-21 ст. 55 ГрК РФ установлена процедура рассмотрения уведомлений об окончании строительства, уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требования законодательства о градостроительной деятельности. Данная процедура относится к виду оказываемых органами местного самоуправления государственных услуг.

В нарушение требований п. 2 ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ст. 55 ГрК РФ порядок оказания муниципальной услуги рассмотрения уведомлений об окончании строительства, уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности не определен, административный регламент оказания данной услуги не принят, постановление администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента» данные положения не содержит.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Новосергиевский район с уведомлением об окончании строительства ИЖС обратился ФИО4ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации муниципального образования Новосергиевский район ФИО5 принято решение о рассмотрении данного заявления и выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного законодательства. В то же время уведомление ФИО4 не соответствует требованиям ч. 16 ст. 55 ГрК РФ, а именно не содержит указания на способ уведомления о принятом решении по его заявлению. Также в нарушение требований ч. 19 ст. 55 ГрК РФ принятое решение направлено в МФЦ только ДД.ММ.ГГГГ, а именно спустя 7 рабочих дней от установленного срока рассмотрения. Аналогичные нарушения сроков рассмотрения уведомлений о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности установлены по заявлением ФИО6 (уведомление поступило ДД.ММ.ГГГГ, отказ от ДД.ММ.ГГГГ направлен с нарушением трехдневного срока, установленного ч. 17 ст. 55 ГрК РФ ДД.ММ.ГГГГ), ФИО7 (уведомление поступило ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ вручено способом, не предусмотренным заявлением, а также с нарушением семидневного срока оказания муниципальной услуги).

Установлены факты нарушения порядка оказания государственной услуги по выдаче разрешения на строительство капитального объекта. ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования Новосергиевский район с заявлением о выдаче разрешения на строительство обратился ФИО8 Согласно заявлению, результат оказания государственной услуги заявитель просил получить лично. ДД.ММ.ГГГГ специалистом администрации района ФИО5 принято решение о выдаче указанного разрешения. При проведении проверки установлено, что разрешение на строительство получено заявителем только ДД.ММ.ГГГГ, а именно спустя три дня от установленного срока. Документальное подтверждение об уведомлении заявителя о принятом решении в ходе проверки не представлено.

Кроме того формулировка «лично», содержащаяся в административном регламенте, не раскрывает способ совершения должностными лицами администрации района конкретных действий по уведомлению заявителя, может подразумевать различные способы (при встрече, при повторном обращении, по инициативе самого заявителя), что создает правовую неопределенность при совершении процедуры оказания государственной услуги.

В представлении указано, что нарушения допущены в результате ненадлежащего исполнения служебных обязанностей специалистом отдела архитектуры, заместителем главы района, ответственные за данное направление.

Согласно ответу главы администрации муниципального образования Новосергиевский район от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ проведено служебное расследование, по результатам которого установлено, что при выдаче разрешений на строительство сроки не нарушены. Муниципальные услуги оказаны вовремя, о чем имеется запись в журнале и переданы по факту непосредственного обращения сотрудником МФЦ в отдел архитектуры и градостроительства. В связи с чем должностные лица муниципального образования Новосергиевский район не могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Дополнительно в адрес прокуратуры Новосергиевского района направлена информация о принятых мерах по результатам рассмотрения представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений федерального законодательства», согласно которой все замечания на момент рассмотрения представления устранены, приняты регламенты оказания муниципальных услуг.

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг: направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (и (или) недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; направление уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Администрацией района подписано дополнительное соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о взаимодействии между Муниципальным бюджетным учреждением Новосергиевского района «Многофункциональный центр по оказанию государственных и муниципальных услуг» и администрацией муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, утвержден перечень муниципальных услуг, предоставление которых организуется через МФЦ.

Проведено заседание комиссии администрации муниципального образования Новосергиевский район по рассмотрению дисциплинарных проступков. Согласно протоколу заседания комиссии, постановлением Правительства Оренбургской области от 10 апреля 2019 года № 229-п «О внесении изменений в постановления Правительства Оренбургской области от 17 ноября 2015 года № 876-п, от 15 июля 2016 года № 525-п», определен орган исполнительной власти, ответственный за разработку административного регламента типовой муниципальной услуги – министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, также внесено изменение в перечень государственных услуг и типовых муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Оренбургской области, в том числе оказываемых в электронном виде с использованием информационной системы «Портал государственных услуг Оренбургской области» в части типовых муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления: 1. Направление уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости (и (или) недопустимости) размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке; 2. Направление уведомления о соответствии (несоответствии) построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В связи с данными изменениями, органам исполнительной власти Оренбургской области, ответственным за разработку административных регламентов предоставления типовых муниципальных услуг Оренбургской области, необходимо разработать и представить в министерство экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области для проведения экспертизы проекты административных регламентов предоставления типовых муниципальных услуг не позднее 4 месяцев с даты официального опубликования настоящего постановления.

Органам местного самоуправления необходимо внести изменения в нормативные правовые акты муниципального образования, утверждающие перечни (реестры) муниципальных услуг в соответствии с перечнем электронных услуг, не позднее 3 месяцев с даты утверждения типовых административных регламентов на комиссии при Правительстве Оренбургской области и внести изменения в нормативные правовые акты муниципального образования, утверждающие административные регламенты предоставления муниципальных услуг в соответствии с типовыми административными регламентами, не позднее 3 месяцев с даты утверждения типовых административных регламентов на комиссии при Правительстве Оренбургской области.

Письмом министерства экономического развития, инвестиций, туризма и внешних связей Оренбургской области пояснено, что данные регламенты не утверждены в связи с пандемией и рекомендованы для актуализации типовых регламентов. Данные типовые регламенты утверждены постановлением главы Новосергиевского района от ДД.ММ.ГГГГ, в которых прописаны сроки и порядок оказания муниципальных услуг, а также порядок взаимодействия администрации с МФЦ.

В связи с тем, что административный регламент до ДД.ММ.ГГГГ не был принят, при осуществлении данной процедуры уполномоченные органы руководствовались положениями Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», ГрК РФ и другими нормативными актами.

При подаче запросов через МФЦ, в соответствии с утвержденным приказом от ДД.ММ.ГГГГ, регламента работы МФЦ и на основании ст. 16 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», МФЦ осуществляет прием запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и осуществляет выдачу заявителям документов, полученных от органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, в рамках заключенного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ между МФЦ и администрацией муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области.

На основании вышеизложенного отправителем заявителю предоставленной администрацией муниципального образования Новосергиевский район муниципальной услуги, является МФЦ.

В соответствии с соглашением, администрация обязана предоставить документы и информацию по запросу МФЦ для предоставления муниципальных услуг. Запросов от МФЦ не поступало для предоставления документов и информации по выдаче документов ФИО10, ФИО6 Данные документы по указанным заявителям подготовлены администрацией в срок и переданы по факту непосредственного обращения сотрудников МФЦ в отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Новосергиевский район, о чем имеются записи в журнале. Подготовлено дополнительное соглашение с МФЦ, в котором прописаны сроки и порядок оказания муниципальных услуг.

ФИО4 в связи с отсутствием в уведомлении информации о способе направления заявителю, было произведено уточнение по телефону о данном способе направления, между тем, в МФЦ регламентирован способ выдачи документов и имеется порядок получения документов заявителем, обратившимся в МФЦ. Данный жилой дом соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным ГрК РФ, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве. С целью соблюдения законных интересов граждан в области строительных отношений, повышения качества предоставляемых услуг, сокращения и недопущения повторного обращения заявителя, а также в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», было принято решение о выдаче уведомления о соответствии построенного жилого дома.

По обращению ФИО7 о выдаче уведомления о соответствии построенного жилого дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, в котором указан способ получения документов – по почте, при уведомлении по телефону о готовности данного решения, заявитель просил не направлять почтой, а выдать лично на руки. Выдано данное уведомление лично в руки, о чем имеется запись в журнале.

По заявлению ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и выданному разрешению на строительство автомойки с торговыми помещениями от ДД.ММ.ГГГГ, застройщик уведомлен о принятом решении по телефону, в соответствии с п. 75 административного регламента предоставления муниципальной услуги ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду занятости заявителя, разрешение на строительство полученного им лично ДД.ММ.ГГГГ в отделе архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области, о чем имеется запись в журнале.

Согласно объяснениям на заседании комиссии заместителя главы администрации района по оперативным вопросам ФИО11, при выдаче различного рода разрешений и уведомлений в рамках ГрК РФ, им контролируется полнота и достоверность предоставляемых пакетов документов, а также сроки подготовки и исполнения всех видов разрешений и уведомлений. Непосредственную выдачу готовых документов осуществляет главный архитектор администрации муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области ФИО5 Никаких жалоб и нареканий на несвоевременную выдачу документов от заявителей не поступало. Информирование заявителя о готовности документов осуществляется посредством прозвона, либо разрешения и уведомления передаются в МФЦ через курьера на основании заключенного соглашения.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры комиссия решила, что факты нарушений федерального законодательства в деятельности заместителя главы администрации района по оперативным вопросам и главного архитектора не усматриваются. Замечания прокуратуры устранены, приняты соответствующие меры. Заключено дополнительное соглашение о взаимодействии между МФЦ Новосергиевского района и администрацией района. Решено довести результаты служебной проверки до главы района, рекомендовать не принимать меры дисциплинарной ответственности к заместителю главы администрации района по оперативным вопросам и главному архитектору в виду отсутствия виновных действий либо бездействий с их стороны.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие). и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением ст. 3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч. 1 ст. 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд: в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, а само решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.

Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года № 84-О, по смыслу положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п. 2 ст. 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур – вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (ч. 1 и абзац четвертый ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Суд считает необоснованными утверждения прокурора о бездействии администрации муниципального района Новосергиевский район по непринятию мер по устранению нарушений, отраженных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. Представление прокурора ответчиком было рассмотрено, о чем в адрес прокуратуры Новосергиевского района направлен подробный мотивированный ответ. По итогам рассмотрения представления администрацией муниципального образования Новосергиевский район своевременно приняты соответствующие меры, направленные на устранение выявленных нарушений. Все выявленные прокуратурой района в ходе проведения проверки в деятельности администрации муниципального образования Новосергиевский район и указанные во внесенном представлении недостатки устранены в полном объеме еще до обращения истца с исковым заявлением в суд, что подтверждено представленными в судебное заседание доказательствами.

Таким образом, при рассмотрении административного искового заявления установлено, что администрацией муниципального образования Новосергиевский район не допущено бездействия по непринятию мер по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора. Каких-либо данных о том, что несвоевременное направление соответствующих разрешений и уведомлений в рамках оказания муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности повлекли неблагоприятные последствия, суду не представлено, в связи с чем административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Новосергиевский район о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Новосергиевский районный суд Оренбургской области.

Председательствующий Д.Ф. Абузярова

Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2020 года.

Председательствующий Д.Ф. Абузярова