ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-701/2022 от 10.08.2022 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-701/2022 <данные изъяты>

УИД 81RS0006-01-2022-001258-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 августа 2022 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

судьи Щипициной Т.А.,

при секретаре Фирсовой Л.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному исковому заявлению Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городской округ-город Кудымкар» в лице Администрации г. Кудымкара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности включить пешеходную дорожку в Реестр муниципального имущества, провести работы по межеванию земельного участков, привести детскую площадку в соответствии с ГОСТ,

установил:

Кудымкарский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что Кудымкарской городской прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований гражданского законодательства при благоустройстве общественных территорий г. Кудымкара в 2021 г., в ходе которой установлено, что на основании муниципального контракта от 25.03.2021г., заключенного в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда», федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» между МКУ «Отдел капитального строительства города Кудымкара» и ООО «ПМК-7», были выполнены работы по благоустройству общественных территорий г. Кудымкара, в том числе работы по обустройству пешеходных дорожек, зоны отдыха, детской игровой площадки и оборудования, а на основании дополнительного соглашения № 4 от 10.11.2021 выполнено не предусмотренное контрактом обустройство участка имевшейся пешеходной дорожки в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара. Обязательства муниципального контракта исполнены сторонами в полном объеме. По информации администрации г. Кудымкара, детская спортивно - игровая площадка, расположенная по адресу: г. Кудымкар (территория Культурно-делового центра) включена в казну МО «Городской округ - город Кудымкар», однако пешеходная дорожка в асфальтобетонном исполнении, выполненная вдоль ул. Пролетарская до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, стационарное электрическое освещение, обустроенные в 2021 году на территории г. Кудымкара возле здания Культурно-делового центра, расположенного по адресу <...> Октября, 12, в Реестр муниципального имущества (собственности) администрации г. Кудымкара не включены. Также не проведено межевание земельных участков под детской игровой площадкой и под пешеходной дорожкой, являющихся объектами недвижимости; земельные участки на кадастровый учет не поставлены, право муниципальной собственности не зарегистрировано. Кроме того, в нарушение требований ГОСТ Р52301-2013 отсутствует журнал технического обслуживания и ремонта детской площадки, расположенной напротив здания Культурно-делового центра как у администрации г. Кудымкара, так и у МАУ «Комбинат благоустройства г. Кудымкара», комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования администрацией г. Кудымкара не разработан, соответственно не организовано регулярное его обслуживание. При этом в оперативное управление указанные объекты МАУ «Комбинат благоустройства г. Кудымкара» не передавались. Бездействие органа местного самоуправления в части непринятия мер по включению рассматриваемых объектов в Реестр муниципального имущества, по проведению межевания земельных участков, их постановке на кадастровый учет, по оформлению права собственности в установленном законом порядке нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность при использовании объектов благоустройства. Вышеуказанные объекты, не имеющие собственника, могут длительное время оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта. Без регистрации права собственности на спорные объекты орган местного самоуправления не имеет возможности в полном объеме осуществлять права собственника, в том числе, по проведению оценки технического состояния и приведению их в надлежащее состояние, более того, отсутствие зарегистрированного права собственности на рассматриваемые объекты препятствует государственному контролю за техническим состоянием объектов, а в случае их несоответствия препятствует и предъявлению требований по приведению в нормативное состояние, что недопустимо. На основании изложенного, прокурор просит признать бездействие МО «Городской округ - город Кудымкар» в лице администрации г. Кудымкара в части не принятия мер по проведению межевания земельных участков под детской игровой площадкой, расположенной напротив здания Культурно-делового центра по адресу <...> Октября, 12, под пешеходной дорожкой, выполненной в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, по постановке указанных земельных участков на кадастровый учет, по регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанные объекты, по включению в Реестр муниципального имущества пешеходной дорожки незаконным; обязать МО «Городской округ - город Кудымкар» в лице администрации г. Кудымкара в срок до 01.11.2022 включить пешеходную дорожку, выполненную в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара в Реестр муниципального имущества администрации г. Кудымкара; обеспечить проведение работ по межеванию земельных участков под детской игровой площадкой, расположенной напротив здания Культурно-делового центра по адресу <...> Октября, 12, под пешеходной дорожкой, выполненной в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, а также принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные объекты в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; привести детскую игровую площадку в соответствие с требованиями ГОСТ Р52301- 2013, а именно завести журнал технического обслуживания и ремонта детских площадок (п. 6.3 ГОСТ Р 52301-2013), разработать комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования детских площадок (п.п. 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52301-2013).

Впоследствии прокурор уточнил требования, с учетом уточнения требований административного иска от 01.07.2022г. прокурор просит признать бездействие МО «Городской округ - город Кудымкар» в лице администрации г. Кудымкара в части не принятия мер по проведению межевания земельного участка под пешеходной дорожкой, выполненной в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская, а именно от ул. Леваневского до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, по постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, по регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект, по включению в Реестр муниципального имущества пешеходной дорожки незаконным; обязать МО «Городской округ - город Кудымкар» в лице администрации г. Кудымкара в срок до 01.11.2022 года включить пешеходную дорожку, выполненную в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская, а именно от ул. Леваневского до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара в Реестр муниципального имущества администрации г. Кудымкара; в срок до 01.11.2022 года обеспечить проведение работ по межеванию земельного участка, под пешеходной дорожкой, выполненной в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская, а именно от ул. Леваневского до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, а также принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; привести детскую игровую площадку, расположенную напротив здания Культурно-делового центра по адресу <...> Октября, 12, в соответствие с требованиями безопасности в соответствии с ГОСТ Р52301- 2013, а именно разработать комплекс мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования детских площадок (п.п. 7.1, 7.2 ГОСТ Р 52301-2013).

В судебное заседание административный истец – прокурор не явился, в ранее состоявшемся судебном заседании старший помощник прокурора Щербинин И.В. уточненное административное заявление от 01.07.2022г. поддержал частично, не настаивал на требованиях п.4 в части приведения детской игровой площадки в соответствии с требованиями безопасности ГОСТ Р52301- 2013, поскольку нарушения по площадке устранены.

Представитель административного ответчика ФИО1 в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменные возражения на иск, в которых указал, что администрация г. Кудымкара не согласна с административным исковым заявлением, поскольку полагает, что детская игровая площадка не является объектом недвижимого имущества, а является элементом благоустройства территории; она не является объектом капитального строительства, так как все ее элементы не имеют прочной связи с землей, возможен их перенос на другой земельный участок без ущерба конструкций, находящихся на территории объекта; она организована без каких-либо разрешительных документов на строительство, ввод в эксплуатацию площадки осуществлен не был. Земельный участок под объектами, расположенными на территории детской площадки, не формировался, границы не определены, государственный кадастровый учет не производился. Площадка обслуживается как элемент внешнего благоустройства. Учитывая, что детская спортивная площадка не является объектом недвижимости, соответственно, она не подлежит регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Пешеходная дорожка, выполненная в асфальтобетонном исполнении, также не является недвижимым имуществом, поскольку она несет вспомогательную функцию по отношению к назначению земельного участка и является лишь элементом его благоустройства; она улучшает земельный участок, но не препятствует его использованию по другому назначению. Пешеходная дорожка является покрытием, т.е. в соответствии с п.10 ст. 1 ГрК РФ неотделимым улучшением земельного участка, в связи с чем регистрации не подлежит. Кроме того, пешеходная дорожка подпадает под понятие элементы благоустройства (п. 38 ст. 1 ГрК РФ), потому требование прокурора о включении ее в Реестр муниципального имущества не основано на законе. Также необоснованными считают требования прокурора о ведении журнала технического обслуживания и ремонта детских площадок, а также разработки комплекса мероприятий по безопасной эксплуатации оборудования детских площадок, поскольку согласно Соглашения № 1 от 29.12.2021 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания было передано на содержание МАУ «Комбинат благоустройства г. Кудымкара», а администрация г.Кудымкара не является эксплуатантом данной детской площадки. Просит в удовлетворении иска Кудымкарского городского прокурора отказать в полном объеме.

Определениями суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Муниципальное автономное учреждение «Комбинат благоустройства г. Кудымкара» и Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (Управление Росреестра по Пермскому краю).

Представитель заинтересованного лица Муниципального автономного учреждения «Комбинат благоустройства г. Кудымкара» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ранее состоявшемся судебном заседании представитель ФИО2 суду пояснил, что с 01.01.2022 года МАУ «Комбинат благоустройства г. Кудымкара» содержит территорию около КДЦ согласно муниципальному заданию, с 15.05.2022г. содержат детскую площадку около КДЦ. Считает, что детская игровая площадка и пешеходная дорожка не являются объектами недвижимости, это элементы благоустройства.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что в случае удовлетворения требований истца государственная регистрация объектов будет произведена в соответствии с решением суда в установленном законом порядке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.Из материалов дела следует и установлено судом, что Кудымкарской городской прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований гражданского законодательства при благоустройстве общественных территорий г. Кудымкара в 2021 г., в ходе которой установлено, что на основании муниципального контракта, заключенного в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда» федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» 25.03.2021г. между МКУ «Отдел капитального строительства города Кудымкара» и ООО «ПМК-7», были выполнены работы по благоустройству общественных территорий г. Кудымкара, в том числе по обустройству пешеходных дорожек, зоны отдыха, детской игровой площадки и оборудования, расположенной напротив здания культурно-делового центра по адресу: <...> Октября, 12.

Также на основании дополнительного соглашения № 4 от 10.11.2021 было выполнено обустройство участка имевшейся пешеходной дорожки в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара.

Согласно информации администрации г. Кудымкара, указанная пешеходная дорожка в Реестр муниципального имущества (собственности) администрации г. Кудымкара не включена, право муниципальной собственности на нее не зарегистрировано, также не проведено межевание земельного участка под пешеходной дорожкой. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с вышеуказанным административным иском.

В силу статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация благоустройства территории городского округа; организация в соответствии с федеральным законом выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно п.1 ст.50 Федерального закона N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

На основании п.1 ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

В силу ч.5 ст.51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424.

В соответствии с п.2 названного Порядка объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости); находящееся в муниципальной собственности движимое имущество, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества либо иное имущество, не относящееся к недвижимым и движимым вещам, стоимость которого превышает размер, установленный решениями представительных органов соответствующих муниципальных образований, а также особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями и определенное в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".

В соответствии с пп.6 и 7 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст.130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии со ст.131 ГК РФ и статьи 4 Закона о регистрации прав регистрации подлежат права на недвижимое имущество. Регистрация объектов, не относящихся к недвижимому имуществу, законом не предусмотрена.

Согласно ч.1 ст.130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. К недвижимым вещам относятся жилые и нежилые помещения, а также предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.

Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

Для признания недвижимым имущества, как объекта гражданских прав, необходимо подтверждение того, что такой объект был создан именно как недвижимость в установленном законом и иными правовыми актами порядке с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.

Однако суду не представлено доказательств того, что спорная пешеходная дорожка создана именно как недвижимость, с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27 февраля 2017 N 305-КГ16-21236 по делу N А41-22756/2015, покрытие (замощение) из бетона, асфальта, щебня и других твердых материалов, как правило, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, используемую для прохода и проезда, но при этом не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

Как следует из представленных доказательств, пешеходная дорожка, проходящая вдоль ул. Пролетарская до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, представляет с собой покрытие, выполненное из бетона и асфальта, которое обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, которое используется для прохода граждан, при этом она не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором она находится, соответственно, она не может являться самостоятельным объектом недвижимости.

Возражая против требований прокурора, представитель административного ответчика ссылался на то, что данная пешеходная дорожка относится к элементам благоустройства и не является недвижимым имуществом, потому не может быть включена в Реестр муниципальной собственности и не подлежит регистрации в соответствии ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Данные обстоятельства в суде не опровергнуты.

В соответствии с п.38 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к элементам благоустройства относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

При этом, согласно ч.1 ст.2 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.36 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Согласно п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства – это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Собранные по делу доказательства свидетельствуют о том, что указанная пешеходная дорожка относится к объектам благоустройства, поскольку представляет с собой покрытие, выполненное в асфальтобетонном исполнении, которое используется для прохода граждан, то есть является неотделимым улучшением земельного участка, на котором находится. Доказательств обратного, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку спорная пешеходная дорожка по своим техническим характеристикам не может рассматриваться как самостоятельный объект капитального строительства и не относится к недвижимому имуществу, соответственно, права на нее не подлежат государственной регистрации. По тем же основаниям данная пешеходная дорожка не может быть включена в Реестр муниципальной собственности, а также не могут быть проведены работы по межеванию земельного участка под пешеходной дорожкой.

В связи с изложенным, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления Кудымкарского городского прокурора, в их удовлетворении следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении Административного искового заявления Кудымкарского городского прокурора о признании бездействия МО «Городской округ - город Кудымкар» в лице администрации г. Кудымкара в части не принятия мер по проведению межевания земельного участка под пешеходной дорожкой, выполненной в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская, а именно от ул. Леваневского до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, по постановке указанного земельного участка на кадастровый учет, по регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный объект, по включению в Реестр муниципального имущества пешеходной дорожки, выполненной в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская, а именно от ул. Леваневского до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара незаконным; возложении обязанности на муниципальное образование «Городской округ - город Кудымкар» в лице администрации г. Кудымкара в срок до 01.11.2022 включить пешеходную дорожку, выполненную в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская, а именно от ул. Леваневского до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара в Реестр муниципального имущества администрации г. Кудымкара, в срок до 01.11.2022 обеспечить проведение работ по межеванию земельного участка под пешеходной дорожкой, выполненной в асфальтобетонном исполнении вдоль ул. Пролетарская, а именно от ул. Леваневского до пересечения с ул. Калинина г. Кудымкара, а также принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности на указанный объект в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 августа 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Т.А. Щипицина