ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-701/2022470007-01-2022-000832-33 от 20.07.2022 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-701/2022 47RS0007-01-2022-000832-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2022 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Башковой О.В.,

при секретаре Нечаевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

при участии представителя истца Ваховского Д.В. – Хоробрых А.К. - действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на два года, представителя ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» ЛО Савельева А.Ю., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, представителя заинтересованного лица – администрации МО «Вистинское сельское поселение» Бердюгиной Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года,

административное дело по административному иску Ваховского Дмитрия Валентиновича к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, первому заместителю главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район по управлению имуществом, земельным отношениям и градостроительству Соболеву С.Г. о признании решения об отказе в предоставлении земельных участков незаконными, об обязании произвести определенные действия

У С Т А Н О В И Л:

Ваховский Д.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, в котором просит признать незаконным отказ N от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в аренду земельных участком со следующими кадастровыми номерами: и об обязании ответчика разместить информацию для лиц, намеренных участвовать в аукционе на продажу земельных участков о намерении истца получить земельные участки с кадастровыми номерами в аренду на торгах или без них на официальном сайте проведения торгов torgi.gov.ru в разделе «Аренда и продажа земельных участков, заключение договора о комплексном развитии территории», об обязании ответчика разместить информацию для лиц, намеренных участвовать в аукционе на продажу земельных участков о намерении истца получить земельные участки с кадастровыми номерами в аренду на торгах или без них в периодическом издании «Восточный берег»; о вынесении частного определения для установления законности отказов, выданных администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район», а также для оценки действий, выраженных в превышении полномочий и самоуправства органов администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» по ст. 286 УК РФ, а также ст. 19.1 КоАП РФ, в обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» о предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами: в порядке ст. ст. 39.11-39.13 и 39.18 ЗК РФ, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предоставлении указанных земельных участков в аренду, обосновав его включением спорных земельных участков в перечень, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей в рамках реализации Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ, а также тем, что спорные участки зарезервированы для муниципальных нужд. С отказом истец не согласен, считает его незаконным, поскольку нахождение спорных земельных участков в резерве не является основанием для отказа в предоставлении их в аренду, запрет передачи земельных участков в аренду касается земельных участков, изъятых из оборота, а не ограниченных в обороте, кроме того, в ЕГРН нет сведений об обременениях спорных земельных участков, отсутствует принятое в установленном законом порядке решение о резервировании земель; ссылки ответчика на включение спорных участков в перечень участков, подлежащих передаче многодетным семьям в соответствии с Областным законом N 75-оз не входят в исчерпывающий перечень оснований для отказа, установленный п. 2 ст. 39.16 ЗК РФ, как следствие устранения последствий нарушения его нарушенных прав ссылается на необходимость соблюдения ответчиком процедуры опубликования сведений о спорных земельных участках на информационном ресурсе торгов и в печатном издании «Восточный берег» (л.д. 5-8).

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования о признании решений незаконными и об обязании устранить нарушения, изложив их в следующей редакции (л.д. 57-61):

- признать незаконным решения исх-отг от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему в аренду земельных участков с кадастровыми номерами

- обязать ответчика обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами аренду без торгов для индивидуального жилищного строительства в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов Уставом МО «Кингисеппский муниципальный район» и разместить извещение на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.torgi.gov.ru, а также на официальном сайте администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Требование об устранении нарушений прав истца путем вынесения частного определения для установления законности отказов, об оценке действий ответчиков для привлечения их к ответственности по ст. 286 УК РФ и ст. 19.1 КоАП РФ, оставил без изменений.

Дополнительно ссылается в уточненном исковом заявлении на нарушение ответчиком требований п.п. 5 ст. 39.17, 39.16 ЗК РФ, указывая, что оспариваемые отказы не содержат оснований для отказа, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ; ссылается на то, что на момент принятия оспариваемых решений ни решений о резервировании спорных земельных участков для муниципальных нужд, ни решений о предоставлении земельных участков многодетным семьям принято не было, уже после принятия оспариваемых решений ответчик и третье лицо стали осуществлять процедуру резервирования спорных участков для муниципальных нужд, при этом, проводимая ответчиком и третьим лицом процедура не соответствует требованиям действующего законодательства

В судебном заседании истец не участвовал, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 75), направил в суд своего представителя, который исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что не поддерживает исковые требования о признании незаконным оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером и об обязании устранить нарушения, связанные с указанным земельным участком, поскольку этот земельный участок снят в настоящее время с кадастрового учета и не существует как самостоятельный объект недвижимости, остальные исковые требования поддерживал

Представитель административного ответчика – администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» в судебном заседании с иском не согласился, пояснил, что отказ в предоставлении спорных земельных участков является законным и обоснованным, поскольку реализация Областного закона от 14.10.2008 года N 105-ОЗ «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для ИЖС на территории Ленинградской области и Областного закона N 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области» является приоритетным, социально значимым вопросом местного значения, спорные земельные участки включены в Перечень земельных участков, которые подлежат предоставлению многодетным семьям в соответствии с указанным областным законодательством, а включенные в такой Перечень спорные земельные участки не могут являться предметом аукциона, превышения полномочий ответчик не допускал, оспариваемые решения приняты соответствующим уполномоченным лицом по установленной Законом форме, в соответствии с п. 22 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо, ссылается также на то, что на момент окончания судебного спора спорный земельный участок с кадастровым номером уже прекратил свое существование как самостоятельный объект, а земельный участок с кадастровым номером уже предоставлен иному лицу в соответствии с требованиями Областного закона N 75-оз, судьба указанного земельного участка уже решена, его предоставление истцу невозможно по объективным причинам.

Привлеченный к участию в деле по инициативе суда в качестве административного соответчика первый заместитель главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» по управлению имуществом, земельным отношениям и градостроительству С.Г.Соболев в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом (л.д. 73), просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 76).

Представитель заинтересованного лица – администрации МО «Вистинское сельское поселение» в судебном заседании с иском не согласилась, предоставив письменные возражения на иск (л.д.55-56), изложив доводы, аналогичные доводам, озвученным доводам представителя административного ответчика, и дополнительно пояснив, что по заявлениям истца решения ответчиком не принимались, письма, направленные в адрес истца, нельзя считать решениями, в связи с чем предмет спора отсутствует.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

- нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

- соблюдены ли сроки обращения в суд;

- соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного заседания установлено и материалами дела подтверждено, что Ваховский Д.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию МО «Кингисеппский муниципальный район» с заявлениями о предоставлении ему в аренду на срок 20 лет для целей индивидуальной жилой застройки на основании п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ без проведения торгов:

- земельного участка с кадастровым номером площадью ., расположенного по адресу:

- земельного участка с кадастровым номером площадью расположенного по адресу: (л.д. 37,41).

Согласно содержанию направленных в адрес Ваховского Д.В. писем от ДД.ММ.ГГГГ исх-ог за подписью первого заместителя главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» по управлению имуществом, земельным отношениям и градостроительству С.Г.Соболева, ему отказано в предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами – причина отказа – в отношении земельных участков, в соответствии с письмом администрации МО «Вистинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ проводятся мероприятия по включению в Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, в рамках реализации Областного закона Ленинградской области от 17.07.2018 N 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Ленинградской области» (л.д. 40, 45).

Согласно нормативным положениям статьи 39.6 ЗК РФ 1. договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ к таким случаям относится предоставление земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, ведения гражданами садоводства для собственных нужд, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложены в статье 39.16 ЗК РФ.

Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;

6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Согласно пп. 5 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Таким образом, Земельным кодексом РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, являющихся основаниями для отказа в предоставлении земельных участков испрашиваемого заявителем вида (в данном случае о предоставлении земельных участков), какого-либо указания на то, что отказ может быть основан на иных, не указанных в статье 39.16 ЗК РФ основаниях, Земельный кодекс РФ не содержит, а напротив, запрещает ссылаться в обоснование отказа в предоставлении земельных участков на какие-либо иные, не предусмотренные статье 39.16 ЗК РФ, основания.

Как следует из содержания оснований для отказа в предоставлении истцу земельных участков, ни одно из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, в качестве основания для отказа не указано.

Указанное обстоятельство свидетельствует о незаконности отказа в предоставлении истцу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ., при этом, оспариваемый отказ привел к нарушению прав истца на объективное и законное разрешение вопроса о его правах на получение земельного участка, в связи с чем исковые требования истца о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В то же время, поскольку основанием для признания оспариваемого решения незаконным явилось отсутствие предусмотренного в Законе основания для отказа, единственно возможным устранением последствий нарушения Закона в данном случае суд считает необходимость повторного рассмотрения поступившего ДД.ММ.ГГГГ заявления Ваховского Д.В. о предоставлении ему спорного земельного участка и принятия по нему решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В этой связи исковые требования истца об устранении нарушения прав истца именно путем обязания ответчика обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в аренду без торгов и размещению указанного извещения на официальных сайтах ответчика удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе пререшать результаты решения, принятого органом местного самоуправления в порядке пересмотра заявления истца.

Доводы представителя ответчика о том, что отказ в предоставлении спорных земельных участков является законным и обоснованным, поскольку реализация Областного закона от 14.10.2008 года N 105-ОЗ «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков для ИЖС на территории Ленинградской области и Областного закона N 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области» является приоритетным, социально значимым вопросом местного значения, спорные земельные участки включены в Перечень земельных участков, которые подлежат предоставлению многодетным семьям в соответствии с указанным областным законодательством, включенные в такой Перечень спорные земельные участки не могут являться предметом аукциона, отклоняются судом как необоснованные.

Действительно, согласно постановлению N 530 от 17 марта 2022 года «О внесении изменений в постановление администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от 29.04.2021 N 1050 «Об утверждении перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, на территории Кингисеппского муниципального района Ленинградской области» спорный земельный участок с кадастровым номером 47:20:0201004:42 включен в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, имеющим трех и более детей на территории МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области (л.д. 65).

Вместе с тем, указанное постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после того, как ответчиком было принято оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка истцу, при этом, как следует из содержания оспариваемого отказа, ответчик ссылается на то, что на момент ДД.ММ.ГГГГ проводятся лишь мероприятия по включению в Перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в рамках областного закона N 75-оз, следовательно, каких-либо решений, в том числе тех, на которых ответчик и заинтересованное лицо ссылаются в своих отзывах (в частности, о предварительном согласовании его предоставления иным лицам), на момент рассмотрения заявления истца и дачи ответа на него не принималось

В этой связи отклоняются и ссылки ответчика и заинтересованного лица на необходимость применения к спорным правоотношениям п.п. 22 ст. 39.16 ЗК РФ, согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо.

Отклоняя указанный довод, суд отмечает, что п. 22 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрен в качестве одного из исчерпывающего перечня оснований, которые должны быть изложены в отказе в предоставлении земельного участка, тогда как в оспариваемом отказе такое основание для отказа отсутствует, о наличии указанного основания ответчик и заинтересованное лицо стали ссылаться только в ходе судебного разбирательства, тогда как предметом проверки в рамках настоящего спора могут являться только основания доя отказа, указанные в оспариваемом решении.

Наличие переписки между администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» и администрацией МО «Вистинское сельское поселение», о чем изложено в оспариваемом отказе, согласно содержанию которой, имеется предложение о включении земельного участка в Перечень земельных участков, предлагаемых к предоставлению льготной категории граждан, не является решением, о котором указано в п. 22 ст. 39.16 ЗК РФ.

Отклоняются судом и ссылки ответчика и заинтересованного лица о том, что предоставление земельных участков льготным категориям граждан имеют для органа местного самоуправления приоритетное значение, поскольку осуществление исполнения требований областного законодательства не должно умалять прав иных граждан, предусмотренных Федеральным законодательством, на правильное и объективное рассмотрение их заявлений о предоставлении земельного участка.

Ссылки ответчика и заинтересованного лица о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером уже предоставлен иным гражданам и как предмет настоящего спора отсутствует, также подлежат отклонению, поскольку в материалах дела отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие права иных лиц на спорный земельный участок, оформленные в соответствии с требованиями действующего законодательства, и не позволяющие пересмотреть заявление Ваховского Д.В. и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что ответчик решения по заявлениям истца не выносил, в адрес истца направлялись только письма об отказе в предоставлении земельных участков, основанием для отказа в иске являться не могут, поскольку из пояснений представителя ответчика следует, что решения были вынесены в виде писем, кроме направленного в адрес истца письма от ДД.ММ.ГГГГ, иных решений администрацией МО «Кингисеппский муниципальный район» не выносилось.

Относительно исковых требований истца, ранее заявленных им, о незаконности решения об отказе в предоставлении ему в аренду второго земельного участка - с кадастровым номером , суд отмечает, что представитель истца в ходе судебного разбирательства указанные требования не поддерживал, пояснив, что предоставление указанного земельного участка истцу будет являться невозможным, поскольку на момент судебного спора указанный объект недвижимости с прежним кадастровым номером отсутствует по объективным причинам, в указанной части доводы истца подтверждаются материалами дела, из которых следует, что спорный земельный участка с кадастровым номером находится в границах санитарных разрывов автомагистралей, в связи с чем проведено размежевание указанного участка и он утратил актуальность спорного объекта с кадастровым номером (л.д. 66-70).

Вместе с тем, письменный отказ от заявленных требований представитель истца в судебном заседании не заявил, в связи с чем суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения в части отказа в предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером и устранения нарушений прав истца как последствие незаконности решения в указанной части – отказать.

Относительно искового требования истца о вынесении частного определения в отношении ответчика, суд отмечает следующее.

Истец просит вынести частное определение для установления законности отказов, вместе с тем, оценка законности отказов уже осуществлена судом путем признания отказа незаконным, необходимости дополнительного вынесения частного определения в этой связи не требуется.

Ссылки же истца на необходимость вынесения частного определения для оценки действий, выраженных в превышении полномочий и самоуправства органов администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» по ст. 286 УК РФ, а также ст. 19.1 КоАП РФ, отклоняются судом, поскольку основания для этого судом не установлены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 8,62,227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ваховского Дмитрия Валентиновича к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, первому заместителю главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район по управлению имуществом, земельным отношениям и градостроительству Соболеву С.Г. о признании решений об отказе в предоставлении земельных участков незаконными, об обязании произвести определенные действия, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение первого заместителя главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» по управлению имуществом, земельным отношениям и градостроительству Соболева С.Г., изложенное в письме, исх. ог от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении Ваховскому Дмитрию Валентиновичу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:

Обязать администрацию муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» повторно рассмотреть заявление Ваховского Дмитрия Валентиновича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу:

В остальной части иска Ваховского Дмитрия Валентиновича к администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, первому заместителю главы администрации МО «Кингисеппский муниципальный район по управлению имуществом, земельным отношениям и градостроительству Соболеву С.Г. о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Горки, об обязании обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельных участков и размещение извещения на официальных сайтах, о вынесении частного определения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.

Судья

Решение в окончательной форме принято 03 августа 2022 года.