ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7021/20 от 27.11.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2020-009305-61

2а-7021/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2020 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Семеновой О.С.,

представителя административного ответчика Кириной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Оренбурга, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Оренбурга о признании действий (бездействия) незаконным, возложении обязанности по устранению нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г.Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга, в котором просит признать незаконными действия (бездействие) административного ответчика по не направлению проектов муниципальных правовых актов в прокуратуру г. Оренбурга для проведения антикоррупционной экспертизы; возложить на административного ответчика обязанность направлять проекты муниципальных правовых актов в прокуратуру г.Оренбурга для проведения антикоррупционной экспертизы; дополнить раздел 5 Правил подготовки и регистрации правовых актов администрации г. Оренбурга и признании утратившими силу отдельных правовых актов администрации г. Оренбурга, утвержденное постановлением администрации г. Оренбурга № ... от 18.08.2020 года.

Определением суда от 13 ноября 2020 года в принятии административных исковых требований прокурора г. Оренбурга к администрации г. Оренбурга о дополнении раздела 5 Правил подготовки и регистрации правовых актов администрации г. Оренбурга и признании утратившими силу отдельных правовых актов администрации г. Оренбурга, утвержденное постановлением администрации г. Оренбурга № ... от 18.08.2020 годаотказано.

В судебном заседании помощник прокурора г.Оренбурга Семенова О.С. требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Кирина С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 Устава муниципального образования «город Оренбург» правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления города Оренбурга не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Оренбургской области.

Осуществление мер по противодействию коррупции в границах городского округа законодатель отнес к вопросам местного значения городского округа (п. 42 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Заявляя административные исковые требования о бездействии администрации г. Оренбурга по ненаправлению в прокуратуру г. Оренбурга проектов муниципальных нормативных правовых актов, прокурор г.Оренбурга сослался на часть 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - Закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ).

Проверяя заявленные требования, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации; федеральным органом исполнительной власти в области юстиции - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке и согласно методике, определенным Правительством Российской Федерации; органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 3 Закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ определено, что прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся: прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона; социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы.В соответствии в частью 3 статьи 3 Закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ федеральный орган исполнительной власти в области юстиции проводит антикоррупционную экспертизу: проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы; проектов поправок Правительства Российской Федерации к проектам федеральных законов, подготовленным федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы.

Органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения (ч. 4 ст. 3 Закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ).

Из системного анализа статьи 3 Закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ следует, что законодатель разграничил компетенцию каждого из органов на проведение антикоррупционной экспертизы и определил отдельные виды правовых актов (проектов) для каждого из органов.

В частности к компетенции органов прокуратуры отнесено проведение антикоррупционной экспертизы не проектов нормативных правовых актов, а действующих нормативных правовых актов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Так, в ст. 9 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

В п. 1.1 приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 28.12.2009 года № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» определено, что в целях реализации полномочий по проведению антикоррупционной экспертизы, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ и ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорам городов и районов впределах компетенции необходимо обеспечить в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ и ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Следовательно, к компетенции органов прокуратуры отнесено проведение антикоррупционной экспертизы принятых нормативных правовых актов.

Ссылка административного истца на приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 17.09.2007 года № 144 «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления», является несостоятельной, поскольку не регулирует правоотношения по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов). Предметом регулирования данного приказа являются отношения в сфере правотворческой деятельности органов прокуратуры и взаимодействии с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, данный приказ не распространяет свое действие на органы местного самоуправления, поскольку не содержит каких-либо обязанностей для них, не содержит требований в отношении направления органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов в органы прокуратуры, поэтому не может является основанием для признания незаконными действий (бездействия) администрации г. Оренбурга.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.10.2007 года № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» также не устанавливает обязанностей для органов местного самоуправления по направлению проектов муниципальных правовых актов в органы прокуратуры для проведения антикоррупционной экспертизы. В приказе указано на необходимость участия прокурорских работников в подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы граждан посредством своевременного направления запросов и изучения проектов региональных, муниципальных нормативных правовых актов, участия в работе комитетов, комиссий и рабочих групп представительных и исполнительных органов публичной власти; своевременного направления в адрес руководителей указанных органов замечания и предложения об устранении выявленных в проектах нормативных правовых актов несоответствий федеральным и региональным законам.

Следовательно, администрацией г. Оренбурга не нарушаются права и интересы прокуратуры г. Оренбурга по участию в правотворческой деятельности органов местного самоуправления, а также не создаются препятствия, поскольку данное участие может осуществляться как посредством направления запросов, так и посредством иных способов, определенных законодательством Российской Федерации и Уставом муниципального образования «город Оренбург».

Проекты муниципальных правовых актов администрацией города Оренбурга размещаются в общедоступных источниках для проведения предварительного общественного обсуждения.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2020 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» проекты административных регламентов до их принятия подлежат размещению на официальном сайте органа, являющегося разработчиком административного регламента для их общественного обсуждения.

В целях общественного обсуждения по ряду проектов муниципальных нормативных правовых актов применяется процедура публичных слушаний. Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории муниципального образования «город Оренбург» установлен решением Оренбургского городского Совета от 17.09.2018 года № ....

Также во исполнение ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» размещается информация о деятельности органов местного самоуправления в сети «Интернет», в том числе информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления – муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании ихутратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований, административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, доступ к нормативным правовым актам и проектам нормативных правовых актов является открытым, что позволяет органам прокуратуры, населению муниципального образования «город Оренбург» принимать непосредственное участие в правотворческом процессе органов местного самоуправления и без процедуры предварительного направления проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации города Оренбурга в прокуратуру города Оренбурга.

При этом, ни одним из указанных выше федеральных законов, нормативных актов не установлена обязанность для органа местного самоуправления направлять проекты нормативных правовых актов в прокуратуру города Оренбурга.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает бездействие со стороны администрации города Оренбурга по не направлению проектов муниципальных правовых актов в прокуратуру города Оренбурга, в связи с чем требования прокурора города Оренбурга удовлетворению не подлежат.

Соответственно, отсутствуют и основания для возложения обязанности администрации города Оренбурга по направлению проектов муниципальных нормативных правовых актов в прокуратуру г. Оренбурга для проведения антикоррупционной экспертизы.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административных исковых требований прокурора города Оренбурга, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга о признании незаконными действий (бездействия) по не направлению в прокуратуру г.Оренбурга для проведения антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов администрации г.Оренбурга-отказать.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора города Оренбурга, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Оренбурга о возложении обязанности по направлению проектов муниципальных нормативных правовых актов в прокуратуру г.Оренбурга для проведения антикоррупционной экспертизы-отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.А.Пименова

мотивированное решение изготовлено 11 декабря 2020 года

Судья: подпись О.А.Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

подлинник решения находится в административном деле №2а-7021/2020 в Ленинском районном суде г.Оренбурга

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...