Дело № 2а-7024/16 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7 сентября 2016 года город Владивосток Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Булановой Н.А., при секретаре Кузевановой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению директора ООО «Черниговскагропромхимия» ФИО1 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю о признании предписания незаконным, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с названным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что дата. Управлением Росприроднадзора Обществу выдано предписание № об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований. Согласно предписанию Общество в срок до дата. обязано обеспечить разработку проекта рекультавации и провести рекультивацию загрязненных земель на территории предприятия. По инициативе административного истца <...> составлено экспертное заключение, в котором установлено, что повышенные концентрации нефтепродуктов в почвах территории Общества в соответствующими нормативно-правовыми актами не обязывают Общество проводить рекультивацию земель; территория Общества предназначена для хранения, реализации, утилизации удобрений и химикатов. Таким образом, эксперт подтверждает, что работы, указанные в предписании Обществу проводить не следует, в связи с чем предписание не может быть признано законным. Просит предписание Управления Росприроднадзора от дата. признать незаконным. Представитель административного истца ООО «Черниговскагропромхимия» по доверенности Г требования искового заявления поддержал в полном объеме. Представители Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю по доверенности Щ и И против заявленных требований возражали. Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если считает, что нарушены его права и свободы; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В судебном заседании установлено, что на основании акта плановой выездной проверки от дата. № в отношении ООО «Черниговскагропромхимия» (ООО «ЧАПХ») установлено загрязнение земель на территории предприятия, в связи с чем вынесено предписание об обеспечении разработки проекта рекультивации и проведению рекультивации загрязненных земель на территории предприятия. Срок выполнения установлен до дата Основополагающие основы государственной политики в области охраны окружающей среды закреплены в Федеральном законе от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в пункте 1 статьи 11 которого предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться исходя из конституционного права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (статья 42 Конституции Российской Федерации). Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы статьи 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В статье 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля наравне с другими природными ресурсами используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В силу ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. Земли, недра и почвы в силу статьи 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания) являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Как предусмотрено п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот. В силу статья 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Функции контроля за выполнением работ по восстановлению нарушенных земель являются составной частью государственного экологического контроля, который включает в себя также и контроль за использованием и охраной земель. Согласно положению, утвержденному приказом Росприроднадзора от 29.06.2011г. N 499 Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее также - Росприроднадзор) регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Росприроднадзора на территории Приморского края, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Управление Росприроднадзора имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами или гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации (пункт 5.5 положения). Согласно статье 66 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке: посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов; предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля. Согласно экспертному заключению от дата., проводимому экспертом К на основании результатов химических анализов, выполненных экспертной организацией филиал <...> пробы почвы, отобранные с территории ООО «ЧАПХ» загрязнены нефтепродуктами. В пробе 1 были обнаружены пестициды и составляющие каменноугольной смолы. В пробе 2 обнаружены пестициды. С учетом изложенного, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора, выявив в ходе плановой выездной проверки нарушения природоохранных требований, обоснованно вынес оспариваемое предписания в рамках предоставленных данному органу полномочий. Довод истца о том, что территория Общества предназначена для хранения, реализации, утилизации удобрений и химикатов, не состоятельный, поскольку в силу статья 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы. Ссылка административного истца на заключение эксперта <...>» во внимание судом принята быть не может, поскольку правового значения при оценке правомерности оспариваемого предписания административного ответчика указанный документ не имеет. С учетом этого, оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривается. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного искового заявления директора ООО «Черниговскагропромхимия» Т к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования Управления Росприроднадзора по Приморскому краю о признании предписания незаконным, - отказать. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 12.09.2016. Судья Н.А.Буланова |