ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-702/20 от 03.07.2020 Соломбальского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-702/2020

03 июля 2020 года город Архангельск

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе

председательствующего судьи Одоевой И.В.,

при секретаре Корелине М.М.,

с участием административного истца ФИО2,

судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Соломбальскому округу г. Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО7,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к судебным приставам-исполнителям отдела судебных приставов по Соломбальскому округу г.Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО5, ФИО3, отделу судебных приставов по Соломбальскому округу г.Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании действий (бездействия) незаконными,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к судебным приставам-исполнителям отдела судебных приставов (далее – ОСП) по Соломбальскому округу г.Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – УФССП России по АО и НАО) ФИО5, ФИО3, ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска о признании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей незаконными.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он ознакомился с уведомлением, в котором сообщалось о необходимости прибыть в ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска. ДД.ММ.ГГГГ на личном приеме в отделе ему выдали копии материалов исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденного на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГа-2708/2018 от ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент данное исполнительное производство велось судебным приставом-исполнителем ФИО6 Затем оно было передано судебному приставу-исполнителю ФИО5 В настоящее время данное исполнительное производство ведет судебный пристав-исполнитель ФИО3 Судебный пристав-исполнитель обязан направить должнику постановление о возбуждении исполнительного производства заказным письмом с обратным уведомлением или простым заказным письмом, которое находится в отделении почтовой связи на протяжении 30 дней. В случае неполучения должником корреспонденции, пристав обязан принять все меры для надлежащего извещения должника (повторно отправить почтовую корреспонденцию). На основании административного регламента судебный пристав-исполнитель обязан проверить достоверность адреса должника через миграционные органы. Данные действия не были выполнены судебными приставами-исполнителями ФИО6, ФИО5, ФИО3 На протяжении длительного периода времени он (истец) не был уведомлен о возбуждении в отношении него исполнительного производства -ИП, обращении взыскания на его денежные средства, следовательно, имело место нарушение его прав на предоставление доказательств в обоснование возражений относительно обращения взыскания на денежные средства. Постановление об обращении взыскания на денежные средства от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ, в вышестоящий орган в порядке подчиненности не обжаловалось. На основании изложенного просил признать незаконными действия судебных приставов-исполнителей ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска ФИО5, ФИО3 по ведению исполнительских действий по исполнительному производству -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда в качестве соответчика к участию в деле привлечено УФССП России по АО и НАО.

В ходе разбирательства по делу административный истец неоднократно уточнял требования, в итоге просит: признать незаконными действия (бездействия) ответчиков по ведению исполнительного производства -ИП, выразившиеся в ненадлежащем его уведомлении как стороны исполнительно7го производства о возбуждении исполнительного производства; признать незаконными действия (бездействия) ответчиков по оформлению и ведению материалов исполнительного производства, выразившиеся в нарушении требований Приказа МЮ от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия (бездействия) ответчиков, выразившиеся в нарушении прав истца знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве; признать незаконными действия (бездействия) ответчиков, выразившиеся в нарушении ст. 13 Федерального закона № 118-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия (бездействия) ответчиков, выразившиеся в нанесении морального вреда истцу и причинении ему нравственных страданий.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований (с учетом их увеличения) настаивал.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска ФИО3 против удовлетворения административного иска возражала по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель административного ответчика УФССП России по АО и НАО ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения административного иска возражал, считая, что права истца действиями судебного пристава-исполнителя не нарушены.

Административный ответчик ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска ФИО5, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.

Заинтересованное лицо судебный пристав-исполнитель ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска ФИО6 извещалась о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Согласно приказу УФССП России по АО и НАО от ДД.ММ.ГГГГФИО6 уволена ДД.ММ.ГГГГ.

Заинтересованное лицо ИФНС России по г.Архангельску надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Статья 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определяет, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и её территориальные органы (ст.5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (ст. 12).

Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГа-2708/2018, выданному мировым судьей судебного участка Соломбальского судебного района г.Архангельска, и заявления взыскателя ИФНС России по г.Архангельску судебным приставом-исполнителем ОСП по Соломбальскому району г.Архангельска ФИО6 было возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении ФИО1 Предмет исполнения: произвести взыскание налога, пени, штрафа за счет имущества в размере 11 022 руб. 68 коп.

Согласно сводке по исполнительному производству судебными приставами-исполнителями ОСП по Соломбальскому району г.Архангельска, на исполнении которых находилось данное исполнительное производство, были произведены исполнительные действия.

ДД.ММ.ГГГГ определением мирового судьи судебного участка Соломбальского судебного района г.Архангельска судебный приказ а-2708/2018 от ДД.ММ.ГГГГ был отменен.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Соломбальскому району г.Архангельска исполнительное производство -ИП было прекращено. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток задолженности по исполнительному производству составил 11022,68 руб. Каких-либо удержаний с должника в рамках данного исполнительного производства не было произведено.

ФИО1, обращаясь в суд с настоящим иском, ссылается на то, что ему не было направлено или вручено постановление о возбуждении исполнительного производства -ИП.

Согласно ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30).

Согласно ч. 14.1 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога.

В соответствии с ч. 17 данной статьи копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно ч. 1 ст. 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока. Мерой принудительного исполнения является, в том числе, обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги.

Из материалов дела следует, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлялась административному истцу ДД.ММ.ГГГГ простой корреспонденцией (список корреспонденции, направляемой почтовой связью). Вместе с тем список корреспонденции, направляемой почтовой связью, от ДД.ММ.ГГГГ не подтверждает факт надлежащего уведомления должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства. Бесспорных доказательств направления почтовой корреспонденции по месту регистрации должника, в материалах исполнительного производства не имеется. Должник отрицает получение копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Анализ положений ч. 12 ст. 30 и ст. 24 Федерального закона №229-ФЗ позволяет сделать вывод, что процессуальный срок для принудительного исполнения требований исполнительного документа исчисляется со дня фактического уведомления должника о возбуждении исполнительного производства.

Согласно требованиям абз. 2 п. 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ, постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска ФИО6 было допущено бездействие, выразившееся в ненаправлении (невручении) административному истцу копии постановления о возбуждении исполнительного производства в установленном законом порядке. Таким образом, судом установлено несоответствие действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя требованиям нормативных правовых актов.

Вместе с тем, как указано выше, по смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае права административного истца не нарушены, поскольку в рамках исполнительного производства -ИП какие-либо удержания не были произведены, исполнительное производство прекращено ДД.ММ.ГГГГ. На основании изложенного, у суда отсутствуют основания при признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в данной части незаконными.

Административный истец также просит признать незаконными действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей по оформлению и ведению материалов исполнительного производства. Указывает, что должностными лицами нарушены требования Приказа МЮ от ДД.ММ.ГГГГ. Ссылается на то, что в материалах исполнительного производства отсутствуют документы, которые указаны во внутренней описи (запросы, ответы на них и др.), отсутствуют акты передачи исполнительного производства от одного пристава другому.

Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, которая устанавливает единые требования к подготовке, обработке, хранению, использованию образующихся в деятельности Службы документов и порядок, документооборота (кроме секретного делопроизводства), обязательные для всех федеральных государственных гражданских служащих (далее - государственные служащие) центрального аппарата и территориальных органов Службы (п.1).

Согласно п. 1.13 данной Инструкции исполнительные документы, исполнительные производства (текущие и оконченные, не переданные в архив) и иные документы между судебными приставами-исполнителями (заместителями начальника отдела - заместителями старшего судебного приставами, начальниками отделов - старшими судебными приставами) передаются по акту с внесением сведений о движении этих документов в книгу учета исполнительных документов базы данных ПК ОСП.

Акт приема-передачи документов составляется в произвольной форме с обязательным указанием даты его составления, фамилий и инициалов передающего и принимающего должностного лица, перечня и количества передаваемых печатей, штампов, бланков и документов с указанием их основных реквизитов (дата, номер, количество листов, а для исполнительных документов и исполнительных производств дополнительно должник, взыскатель, предмет исполнения) и подписывается передающим и принимающим должностными лицами. Документы в передаваемых исполнительных производствах должны быть включены во внутреннюю опись, скреплены и пронумерованы.

Из данной Инструкции не следует, что акты приема-передачи должны находиться в материалах исполнительного производства.

В ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска имеет место межведомственный электронный документооборот, который регламентируется в том числе Положением о системе межведомственного электронного документооборота, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.1.10 Инструкции регистрация, контроль хода и результатов исполнения документов (рассмотрения обращений граждан), другие процедуры документооборота осуществляются в Службе с применением СЭД (система электронного документооборота).

Особенности процедур документирования при создании электронных документов регламентированы разделом 3.ДД.ММ.ГГГГ Инструкции.

Особенности работы с электронными документами регламентированы разделом 4.11 Инструкции.

Согласно п. 4.11.1 Инструкции в Службе создаются и включаются в СЭД: электронные документы, создаваемые в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе и электронные копии документов; электронные копии документов, полученные в результате сканирования документов, исполненных на бумажном носителе информации.

Прием и отправка электронных документов в центральном аппарате, в аппарате управления и структурных подразделениях территориального органа Службы осуществляется уполномоченным должностным лицом подразделения документационного обеспечения с использованием функционала АИС ФССП России (п.4.11.3 Инструкции).

Электронные документы создаются, обрабатываются и хранятся в СЭД Службы. При создании, обработки и хранении в СЭД электронных документов, содержащих информацию, в отношении которой установлены требования по обеспечению ее конфиденциальности должна применяться система разграничения доступа СЭД.

Место, а также форматы хранения электронных документов определяются с учетом функционирующих в Службе программно-технических средств СЭД, требований нормативных и методических документов Федерального архивного агентства (п.ДД.ММ.ГГГГ Инструкции).

Из положений данной Инструкции не следует, что все электронные документы должны быть распечатаны и находиться в материалах исполнительного производства в бумажном виде.

Из внутренней описи документов дела -ИП, а также сводки по исполнительному документу видно, какие документы составляют материалы исполнительного производства. Большинство из них являются электронными документами и хранятся в СЭД.

Таким образом, суд не усматривает со стороны административных ответчиков каких-либо нарушений в части оформления и ведения исполнительного производства.

Кроме того, учитывая, что исполнительное производство -ИП прекращено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, права истца в данном случае не нарушаются.

Административный истец также просит признать незаконными действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, выразившееся в нарушении прав истца знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также иных прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

Доказательств нарушения указанных прав административного истца суду не представлено. Так, административный истец знакомился с материалами исполнительного производства, о чем имеется отметка. Требование об ознакомлении с какими-либо документами (в том числе электронными), которые указаны во внутренней описи материалов исполнительного производства, административный истец приставу не заявлял. Доказательств обратного суду не представлено. Также отсутствуют доказательства того, что административный истец заявлял приставу какие-либо ходатайства, которые приставом не были разрешены в установленном законом порядке.

Кроме того, исполнительное производство -ИП прекращено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств нарушения судебным приставом-исполнителем положений ст. 12 Федерального закона № 118-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.

Кроме того, исполнительное производство -ИП прекращено постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, права, свободы и законные интересы административного истца на момент обращения в суд с административным иском никоим образом не нарушены.

Требование истца о признании незаконными действий (бездействия) ответчиков, выразившихся в нанесении морального вреда истцу и причинении ему нравственных страданий, не подлежит удовлетворению. Судом не установлено совершение ответчиками таких действий. Если административный истец считает, что действиями административных ответчиков ему причинен моральный вред, который подлежит компенсации, он не лишен возможности обратиться в суд с соответствующими требованиями.

На основании изложенного, в удовлетворении административного иска надлежит отказать в полном объеме.

Кроме того, ОСП по Соломбальскому округу г.Архангельска является структурным подразделением УФССП России по АО и НАО, не обладает статусом юридического лица, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по делу.

В силу ч.3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В данном случае обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, поэтому государственная пошлина не подлежит взысканию.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к судебным приставам-исполнителям отдела судебных приставов по Соломбальскому округу г.Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу ФИО5, ФИО3, отделу судебных приставов по Соломбальскому округу г.Архангельска Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании действий (бездействия) незаконными - отказать.

Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий И.В. Одоева

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ