ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-702/2022 от 06.05.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-702/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000738-03)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 мая 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Соколовском А.Д.,

с участием: административного истца Шевченко А.В. и его представителя Васильевой О.Б.,

представителя административного ответчика Травкиной О.Н.,

представителей заинтересованного лица Министерства по обеспечению контрольных функций Тверской области Венжановой А.В. и Кондратьева В.В.,

представителя заинтересованного лица администрации г. Твери Круковой Н.В.,

представителя заинтересованного лица Прокуратуры Тверской области Гогян М.В.,

представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Крылова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери административное дело по административному исковому заявлению Шевченко А.В. к Правительству Тверской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнение обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, возложении обязанности направить оператору Единой информационной системы жилищного строительства сведения о проблемном объекте – многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для решения вопроса о включение в Единый реестр проблемных объектов,

у с т а н о в и л:

Шевченко А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконными бездействия Правительства Тверской области, выраженное в неисполнение обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; обязать Правительство Тверской области направить оператору Единой информационной системы жилищного строительства сведения о проблемном объекте – многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, для решения вопроса о включение в Единый реестр проблемных объектов.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 18 ноября 2002 года между администрацией города Твери и Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и Компания» был заключен инвестиционный контракт № 130, согласно которому Товарищество должно было осуществить строительство жилого микрорайона «Первомайский-2». Для этих целей администрацией города Твери была выделена площадка под застройку, расположенную в районе <адрес>, а также планировалось в рамках инвестиционного контракта произвести расселение, граждан, проживающих в «бараках» по указанному адресу. В рамках данного контракта Товарищество стало активно заниматься привлечение денежных средств для строительства, путем заключения с гражданами всякого рода договоров. Так часть граждан заключили договор, так называемого инвестиционного вклада. При этом данный договор, несмотря на свое наименование, заключался гражданами исключительно для удовлетворения личных бытовых потребностей в жилье и никак не связан с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Целью данного договора со стороны граждан являлось получение квартир. Другая часть заключили договора о долевом участии в инвестировании строительства жилья. В свою очередь Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и Компания» должен был осуществить строительство жилых домов по адресу: <адрес> корпус 2 (2 очередь) и корпус 4 (3 очередь), с предоставлением заказанных построенных квартиры в состоянии, соответствующем требованиям ГОСТа и СНиП РФ. После окончания строительства, данные квартиры должна была перейти в собственность граждан. Гражданами своевременно выполнились обязательства по уплате. Данные обстоятельства подтверждаются квитанциями. Также предъявлялись рекламные материалы, где значилось, в том числе, и сроки окончания строительства, соответствующие сроки были и в рекламных материалах, размещенных в Тверских газетах. В этих материалах отражалось, что дома будут с индивидуальным поквартирным отоплением, стеклопакетами из ПВХ и т.п. В рекламной компании КТ «Социальная инициатива и К» по строительству жилых домов («Первомайский-2») по вышеуказанному адресу принимали участие высшие должностные лица Тверской области (Губернатор Тверской области – Зеленин Д.В.), мэр г. Твери – Лебедев О.С. Договора заключались гражданами как договор присоединения, поскольку условия его были определены в стандартной форме, предложенной Коммандитным товариществом «Социальная инициатива и Компания», и могли быть приняты только путем подписания данной формы. Внесение каких-либо изменений со стороны административного истца не допускалось. Поэтому данные о сроках окончания строительства в договоре отсутствуют. Фактически граждане заказывали Коммандитному товариществу «Социальная инициатива и К» строительство новых квартир, а оно, в свою очередь, обязалось построить и передать (с оформлением в собственность) готовый объект строительства – квартиры. В связи с событиями, произошедшими в 2005 году, а именно возбуждением уголовного дела в отношении руководства КТ «Социальная инициатива и компания», строительство жилых домов было заморожено. В последующем в 2006 году в отношении КТ «Социальная инициатива и компания» Арбитражным судом г. Москвы была возбуждена процедура банкротства дело №А-40-4680/06-124-13Б. 20 мая 2010 года Арбитражным судом г. Москвы (дело №А-40-4680/06-124-13Б) обязанности конкурсного управляющего возложены на управляющего Бекшенева Ф.Ш. В дальнейшем благодаря принятым мерам как со стороны самих дольщиков, так и государственных органов 1 и 2 очереди строительства были завершены. В отношении 3 очереди куда входило более 60 человек, вопрос тоже был на постоянном контроле государственной власти, принимались меры по поиску инвесторов, оформлении необходимой документации, отселение из подлежащих расселению домов жителей, для дальнейшей подготовки строительной площадки. Административный истец соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года № 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», и в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и положениями пункта 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных Министерством регионального развития РФ, был признан пострадавшим и включен в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Такое же решение о включение в реестр было принято и в отношении остальных 68 человек, вложивших свои денежные средства в строительство жилого дома по адресу: <адрес>. Указанный Реестр на территории Тверской области велся Министерством по обеспечению контрольных функций Тверской области. Сдвигом во всей этой ситуации стало послание Президента РФ от 03 августа 2016 года, в котором был утвержден Перечень поручений по итогам проверки исполнения решений главы государства по вопросам защиты прав граждан – участников долевого строительства. Так Правительству Российской Федерации было поручено: а) принять меры по совершенствованию учёта пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в том числе посредством установления критериев, в соответствии с которыми многоквартирные дома, для строительства которых привлечены средства граждан, относятся к числу проблемных, а также единых для всех субъектов Российской Федерации правил учёта таких домов – срок исполнения 1 октября 2016 года; б) рассмотреть вопрос о возмещении ущерба пострадавшим гражданам, включённым в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, с использованием фонда, формируемого за счёт обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости – срок исполнения 1 октября 2016 года; в) включить в перечень индивидуальных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации показатель, отражающий результаты выполнения мероприятий по решению проблем пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены – срок исполнения до 1 октября 2016 года. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учётом выполнения подпункта «а» пункта 1 данного перечня поручений обеспечить: а) сбор сведений о количестве пострадавших граждан, включённых в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, а также учёт многоквартирных домов, для строительства которых привлечены средства граждан и которые относятся к числу проблемных – срок исполнения 1 января 2017 года; б) разработку и реализацию плана-графика («дорожной карты»), предусматривающего осуществление мер законодательного, организационного и финансового характера по защите пострадавших граждан, включённых в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и содержащего механизмы решения проблем указанных граждан. Доклад – до 1 января 2017 г., далее – ежеквартально. В соответствии с данными положениями администрацией Тверской области была начата работа по реализации «дорожной карты». Кроме этого, Правительством РФ было принято распоряжение №1063-р от 26 мая 2017 года об утверждении обязанности субъектов РФ предоставлять в Минстрой России региональный план-график («дорожные карты») по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр обманутых дольщиков. Ответственными за их реализацию назначаются заместители Губернаторов. Одним из этапов реализации «Дорожной карты» должно было быть – объявление конкурса по определению юридического лица, желающего принять на себя обязательства по обеспечению прав пострадавших участников строительства на жилые помещения, в связи с чем, граждане обратились в группу компаний «Иллидиум» с предложением решить проблему обманутых дольщиков Соц. Инициативы в г. Твери в обмен на земельные компенсационные участки. Компания «Иллидиум» согласилась и вступила в переговоры с Правительством Тверской области и обманутыми дольщиками. Все дольщики приняли условия инвестора. Правительство Тверской области также было согласно предоставить компенсационные участки на тендер с кадастровыми номерами . Единственным условием была необходимость снятия ограничений по сибиреязвенному скотомогильнику с этих участков. Для решения этой проблемы гражданами было написано письмо с обращением в адрес Минстроя РФ об оказании помощи в этом вопросе. Обращение граждан при содействии Минстроя РФ в Роспотребнадзор возымело действие и 29 января 2018 года вступило в силу решение Роспотребнадзора о сокращении санитарно-защитной зоны, чего так якобы долго и добивались региональные власти. В связи с этим, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций, которое курирует проблему с обманутыми дольщиками в Тверской области, как положено, направило все необходимые сведения в Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области для объявления конкурса по определению потенциального инвестора, готового решить проблему обманутых дольщиков Соц. Инициативы г.Твери. Кроме этого, Постановлением Правительства Тверской области от 09 марта 2016 года внесены изменения в постановление Правительства Тверской области от 10 декабря 2013 года № 624-пп «Об утверждении Порядка проведения конкурса на определение нового застройщика в целях защиты прав граждан-участников долевого строительства, пострадавших от действий (бездействий) недобросовестных застройщиков, на территории Тверской области и определению его победителя». Правительством Тверской области принят Порядок предоставления земельных участков по установленным законам Тверской области критериям «О реализации на территории Тверской области подпункта 3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, Законодательным собранием Тверской области принят Закон о внесении изменений «О внесении изменений в закон Тверской области «О дополнительных мерах по защите прав граждан-участников строительства многоквартирных домов на территории Тверской области, пострадавших от действий (бездействий) недобросовестных застройщиков, и о внесении изменений в закон Тверской области «Об управлении государственным имуществом Тверской области». Таким образом, законом предусматривалось возможность восстановления нарушенных прав в тех случаях, когда земельный участок под строительство не выделялся. Данные обстоятельства подтверждаются тем, что в 2018 году 69 человек – обманутых дольщиков КТ «Социальная инициатива и Компания» были указаны в План-графике (дорожная карта) по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Заместителем Председателя Правительства Тверской области. Более того, в указанных план-графиках были указаны сроки реализации 2020 год, а также необходимые меры, в отношении проблемного объекта – <адрес>. Однако как выяснилось позднее, никаких далее действий со стороны субъекта исполнительного органа не производилось. Более того, 14 февраля 2018 года (буквально через две недели после снятия ограничения), стало известно, что Правительство Тверской области, циничным образом, решило забрать земельные участки, с которых при содействии граждан были сняты ограничения, и во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина и поручения Губернатора Тверской области И.М. Рудени, в рамках реализации масштабного проекта «Тверь Экспо» по строительству крупного конгрессно-выставочного комплекса в целях популяризации и развития Тверской области, строительству иных деловых и общественно-значимых объектов городской инфраструктуры определена территория, в состав которой входят земельные участки с кадастровыми номерами . Гражданам же говорилось, что будут предоставлены иные земельные участки для решения вопроса и привлечение новых застройщиков, так как группа компаний «Иллидиум» отказалась принимать участие. Граждане же покорно ждали разрешения наших проблем. Далее в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на базе Единой информационной системы жилищного строительства с 1 июля 2019 года создан Единый реестр проблемных объектов. Единый реестр проблемных объектов формируется в соответствии с критериями, определенными на законодательном уровне: в отношении застройщика введена процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; в отношении объекта долевого строительства нарушены сроки завершения строительства более чем на 6 месяцев; нарушены сроки передачи объекта долевого строительства гражданам – участникам долевого строительства более чем на 6 месяцев. Согласно ч. 3.1 ст. 23.3 ФЗ РФ № 214 субъектами информации являются застройщики, контролирующие органы, уполномоченный орган, орган регистрации прав, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или определенное таким федеральным органом исполнительной власти подведомственное ему государственное (бюджетное или автономное) учреждение, осуществляющее ведение единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства в соответствии со статьей 50.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - оператор единого государственного реестра заключений), субъект Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора, органы местного самоуправления, Фонд, Фонд субъекта Российской Федерации, конкурсный управляющий, жилищно-строительные кооперативы и иные лица, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязаны размещать информацию в системе. Актуализация данных в Едином реестре проблемных объектов происходит автоматически, информация обновляется на ежедневной основе. Действительно в соответствии с последними изменения действующего законодательства ведутся только два реестра: Единый реестр проблемных объектов и единый реестр застройщиков. Реестра обманутых дольщиков действующим законодательством не предусмотрено. Таким образом, уполномоченный орган субъекта РФ – в данном случаи Правительство Тверской области обязано было передать сведения о наличии проблемного объекта – многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> со стороны проблемного застройщика – КТ «Социальная инициатива и Компания». Граждане, соответственно, доверяя действиям уполномоченных органов, ожидали, что указанный проблемный объект включен в Единый реестр проблемных объектов. В настоящий момент административному истцу стало известно, что якобы в декабре 2019 года в связи с тем, что разрешение на строительство проблемного объекта застройщику КТ «Социальная инициатива и Компания» не выдавалось, оператором Единой информационной системы жилищного строительства сведения об объекте были исключены из Единого реестра проблемных объектов и в соответствии с этим оснований для принятия мер государственной поддержки в отношении граждан, принявших участие в инвестировании строительства дома по указанному адресу Правительство Тверской области не усматривает. Однако с такой позицией административный истец не согласен. Согласно ч. 1.4 ст. 23.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ (ред. от 13 июля 2020 года) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» основанием исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов является: 1) ввод соответствующего объекта в эксплуатацию; 2) вынесение определения арбитражного суда о передаче Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями в соответствии с пунктом 20 статьи 201.15-2- 2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в случае принятия Фондом решения о финансировании выплаты возмещения в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, законодателем определено только два условия исключения из реестра. Данных о том, что ранее проблемный объект был включен в ЕРПО нигде не содержится, более того, из анализа опубликованных на сайте Министерства по обеспечению контрольных функций Тверской области данных о присвоение ранее в ЕРПО номера проблемному объекту и даты внесения не имеется. Полагает, что как раз со стороны как Правительства Тверской области, имеет место бездействие, выраженное в не направлении необходимой информации оператору Единой информационной системы жилищного строительства об объекте. По смыслу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно его лишен. Часть 2, указанной нормы, предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство и создавать условия для беспрепятственного осуществления права на жилище. В силу ч. 1, 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Определениями Центрального районного суда г. Твери от 11 февраля 2022 года, от 09 марта 2022 года, от 08 апреля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство финансов Тверской области, Фонд развития территорий, прокуратура Тверской области, администрация города Твери, конкурсный управляющий КТ социальной инициативы и компании Шкредов И.В., Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.

В судебном заседании административный истец Шевченко А.В. и его представителя Васильевой О.Б., действующая на основании ордера, поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Тверской области Травкина О.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (т. 2 л.д. 33-39).

В судебном заседании представители заинтересованного лица Министерства по обеспечению контрольных функций Тверской области Венжанова А.В. и Кондратьев В.В., действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (т. 1 л.д. 185-187).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации города Твери Крукова Н.В., действующая на основании доверенности, и представитель заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Крылов А.А., действующий на основании доверенности, возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для их удовлетворения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Прокуратуры Тверской области Гогян М.В., действующая на основании доверенности, оставила решение вопроса о возможности удовлетворения заявленных требований на усмотрение суда.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц Министерства строительства Тверской области, Министерства финансов Тверской области, Фонда развития территорий, заинтересованное лицо - конкурсный управляющий КТ социальной инициативы и компании Шкредов И.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, отзыв на иск суду не представили.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица АО «Дом.РФ», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, однако, ранее представил письменный отзыв на иск, приобщенный к материалам дела (т. 1 л.д. 77-79).

Выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что с 2004 года на территории города Твери коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» осуществляло деятельность по строительству домов с привлечением денежных средств граждан. КТ «Социнициатива и К» были привлечены денежные средства граждан на инвестирование строительства дома, имеющего условно идентифицированный адрес: <адрес>. Проектная документация по строительству данного объекта отсутствует, земельный участок не приобретался, разрешение на строительство не выдавалось, строительство объекта не осуществлялось.

24 января 2005 года между административным истцом Шевченко А.В. и КТ «Социнициатива и К» был заключен договор № 1030 о долевом участии в инвестировании строительства жилья, по условиям которого предметом договора является долевое участие сторон в деятельности по инвестированию строительства жилого дома по адресу: <адрес>, с целью получения долевым инвестором по окончании строительства объекта квартиры в собственность и (или) достижения иного полезного эффекта (п. 1.1 договора). Доля долевого инвестора в объекте определена в размере 46,10 кв.м. общей площади квартиры, что соответствует отдельной однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> (п. 1.3 договора). Планируемый срок окончания строительства 4-й кв. 2007 года (п. 1.4 договора).

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по договору участия в долевом строительстве одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

В силу части 4 этой же статьи (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) договор должен содержать: 1) определение подлежащего передаче конкретного объекта долевого строительства в соответствии с проектной документацией застройщиком после получения им разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости; 2) срок передачи застройщиком объекта долевого строительства участнику долевого строительства; 3) цену договора, сроки и порядок ее уплаты; 4) гарантийный срок на объект долевого строительства; 5) способы обеспечения исполнения застройщиком обязательств по договору.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04 декабря 2013 года (далее – Обзор практики), при наличии в предварительном договоре участия в долевом строительстве условий, обязательных для включения в договор участия в долевом строительстве согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», и в случае соответствия лица, привлекшего денежные средства для строительства, требованиям, предъявляемым к застройщикам статьями 2 (пункт 1) и 3 (части 1 и 2) названного закона, предварительный договор признается договором участия в долевом строительстве, подлежащим государственной регистрации, с возложением на застройщика обязанности по предоставлению документов на государственную регистрацию.

Таким образом, действие Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» распространяется также на отношения, возникшие при совершении сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учетом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве.

Из материалов дела также следует, что в 2005 году, вложенные гражданами в строительство дома, расположенного по адресу: <адрес>, денежные средства были похищены, в связи с чем, по данному факту Следственным комитетом Российской Федерации в отношении руководителя КТ «Социальная инициатива и К» было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 02 августа 2006 года по делу № А40-52470/06-124-1094 Коммандитное товарищество «Социальная инициатива и компания» было признано несостоятельным (банкротом).

В соответствии с ч. 7 ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в редакции на момент возникновения спорных правоотношений, контролирующий орган признаёт в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что во исполнение вышеуказанной нормы закона и на основании заявления административного истца от 03 февраля 2014 года, Шевченко А.В. был включен в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В соответствии с ч. 1.2 ст. 23.1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» единый реестр застройщиков, единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.

Частью 4 ст. 2 ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что оператором единой информационной системы жилищного строительства является единый институт развития в жилищной сфере.

Частью 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона определено, что единый институт развития в жилищной сфере – акционерное общество, учрежденное Российской Федерацией в соответствии с постановлением Правительства Российской Федераций об Агентстве ипотечного жилищного кредитования (Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 года № 1011 «Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию»). В настоящее время Агентство ипотечного жилищного кредитования переименовано в АО «ДОМ РФ» (также – Оператор системы).

В ходе рассмотрения дела установлено и подтверждено материалами дела, что информация об объекте – адрес условно идентифицирован – <адрес> как о проблемном была включена в Единую информационную систему жилищном строительства с момента начала ведения Единого реестра проблемных объектов.

Однако в декабре 2019 года оператором Единой информационной системы жилищного строительства сведения о вышеуказанном объекте исключены из Единого реестра проблемных объектов.

В ходе рассмотрения дела установлено, что вышеуказанное решение в установленном законом порядке не оспаривалось.

В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (ч. 1).

Для реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) утверждается соответствующий план-график реализации таких мероприятий (ч. 4 в редакции Федерального закона от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ).

Из материалов дела следует, что в соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Губернатором Тверской области издано Распоряжение № 610-рг от 12 декабря 2019 года, в соответствии с которым был утвержден план-график реализации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов, расположенных на территории Тверской области, обеспечение реализации которого возложена на Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций. План-график включен также проблемный объект по адресу: <адрес>, со сроком реализации мероприятий – 2020 года.

Также Губернатором Тверской области издавались Распоряжения «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Тверской области от 12 декабря 2019 года № 610-рг» от 23 декабря 2020 года № 517-рг и от 30 декабря 2021 года № 684-рг, в которых в план-графиках не включен вышеуказанный объект.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке гл. 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав.

В ходе рассмотрения дела установлено, что вопреки позиции стороны административного истца административным ответчиком в соответствии с ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» утверждались соответствующие план-графики реализации мероприятий в отношении проблемных объектов, в том числе, по адресу: <адрес>, невключение которого в последующим в план-график связано с его исключением из Единого реестра проблемных объектов в декабре 2019 года оператором Единой информационной системы жилищного строительства, в связи с чем, в данном случае суд не усматривает оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконным бездействия Правительства Тверской области, выразившегося в неисполнении обязанностей, предусмотренных ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В силу положений ст. 22 Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области» Правительство Тверской области осуществляет закрепленные за ним полномочия самостоятельно или, если иное не установлено законодательством, через уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Тверской области.

В редакции Закона Тверской области от 02 августа 2011 года № 44-ЗО «О Правительстве Тверской области», действовавшей до 30 декабря 2021 года, пунктом 9 ст. 11 было предусмотрено, что в полномочия Правительства Тверской области в сфере архитектуры и градостроительства входила, в том числе, организация на территории Тверской области осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.

Положением о Министерстве Тверской области по обеспечению контрольных функций, утвержденном Постановлением Правительства Тверской области от 18 октября 2011 года № 95-пп (в ред. от 23 ноября 2021 года) предусмотрено, что Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее - Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в сфере государственного контроля и надзора.

Статьей 10 вышеуказанного положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются, в частности, предупреждение, выявление и пресечение нарушений действующего законодательства при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов (п. «м»); осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, связанной с привлечением средств членов кооперативов для строительства многоквартирных домов (п. «т-1»).

Учитывая вышеизложенные положения закона, регламентирующие отсутствие соответствующей обязанности совершать определенные действия именно административным ответчиком, а также то, что суд не вправе предрешать, какие действия должны быть приняты компетентным органом при реализации его полномочий, в удовлетворении заявленных административных исковых требований о возложении обязанности направить сведения о проблемном объекте также надлежит отказать.

В ходе рассмотрения дела административный ответчик сослался на пропуск заявителем трехмесячного срока для обращения в суд.

Вместе с тем, учитывая, что бездействие, по своей сути, носит длящийся характер, суд приходит к выводу о том, что положения ч. 1 ст. 219 КАС РФ в данном случае не могут быть применены.

Таким образом, законных оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

С учетом положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ проигравшему спор административному истцу расходы, понесенные в связи с рассмотрением настоящего дела, не возмещаются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шевченко А.В. к Правительству Тверской области о признании незаконным бездействия, выраженного в неисполнение обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, возложении обязанности направить оператору Единой информационной системы жилищного строительства сведения о проблемном объекте – многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> для решения вопроса о включение в Единый реестр проблемных объектов – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий И.Ю. Райская

Решение изготовлено в окончательной форме 16 мая 2022 года.

Председательствующий И.Ю. Райская

Дело № 2а-702/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000738-03)