Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 года г. Спасск-Дальний
Приморского края
Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Бовсун В.А.,
при секретаре судебного заседания Буштет С.В.,
с участием представителя административного истца прокурора г. Спасск-Дальний, Приморского края - старшего помощника прокурора Карпуша К.В.
административного ответчика - представителя Администрации Спасского муниципального района Приморского края Апанасенко Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации Спасского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
установил :
прокурор <адрес> обратился в суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации Спасского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, в обоснование которого указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения администрацией Спасского муниципального района <адрес> при осуществлении полномочий по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения закона, выразившиеся в бездействии администрации Спасского муниципального района <адрес> при обеспечении земельных участков, необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» предусмотрено, что основными задачами государственной семейной политики является предоставление многодетным семьям земельных участков.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
Пунктом 6 указанной статьи определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей дли индивидуального жилищного строительства, на территории <адрес> разработан и утвержден <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>» (далее по тексту - <адрес>№-K3).
Согласно ч. 9 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» на территории <адрес> образование земельных участков в целях реализации законов <адрес> «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>», «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории <адрес>», является приоритетным в отношении образования земельных участков для иных целей.
В силу ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>» обязанности по управлению и распоряжению земельными участками, бесплатно предоставляемыми гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства возложены на администрацию Спасского муниципального района <адрес>.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Устава Спасского муниципального района к вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Таким образом, при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. 4 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ходе проведенной проверки установлено, что на администрацию Спасского муниципального района в силу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-К3 возложена обязанность по предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>.
На данный момент, семьям, имеющим трех и более детей, предоставлено 20 земельных участков.
В нарушении вышеуказанных норм, на территории Спасского муниципального района 20 земельных участков, предоставленных указанной категории граждан, которые не обеспечены водоснабжением и водоотведением, и в отношении которых не приняты меры администрацией Спасского муниципального района по обеспечению их указанными объектами инфраструктуры.
Органом местного самоуправления не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям водных ресурсов, с тем чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>» прямо на орган местного самоуправления возложена обязанность по формированию земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
Таким образом, администрация Спасского муниципального района обязана в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, еще на стадии предоставления земельных участков принимать меры по организации инженерной инфраструктуры земельных участков.
Согласно ч. 38 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» рекомендуется учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, района в соответствии с пунктом 23 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 39 Приказа Минрегиона России от 09.09.2013 N 372 «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей» при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизированно, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органа местного самоуправления по организации на территории района вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В связи с выявленными нарушениями закона ДД.ММ.ГГГГ прокурором города главе администрации Спасского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и отклонено, нарушения закона не устранены.
Таким образом, при рассмотрении представления прокурора реальные меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих администрацией Спасского муниципального района не приняты.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р утвержден комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, в соответствии с которым приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее по тексту - Методические рекомендации).
Пунктом 38 Методических рекомендаций предусмотрено, что рекомендуется учитывать, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения.
При этом указанные мероприятия могут быть осуществлены муниципальным образованием в порядке реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 39 Методических рекомендаций предусмотрено, что при планировании расходов на строительство объектов инженерной инфраструктуры различных видов рекомендуется принимать во внимание, что строительство таких объектов следует осуществлять синхронизировано, с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства и с освоением таких земельных участков.
До предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства рекомендуется утвердить план мероприятий по освоению земельного участка, предусматривающий мероприятия по строительству объектов инженерной инфраструктуры различных видов, ответственных исполнителей, в том числе органы местного самоуправления и организации в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, осуществляющие деятельность на территории, в границах которой расположен земельный участок, этапы освоения, а также мероприятия по контролю за осуществлением строительства и подключением (технологическим присоединением) объектов индивидуального жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09.11.2017№ «По жалобе администрации <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных: семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных: принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Понятие «организация», используемое в ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131 -ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Пунктом 2 Порядка предоставления и расходования субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований <адрес> на обеспечение земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой, являющегося Приложением № к государственной программе <адрес> «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно- коммунального хозяйства населения <адрес>» на 2020 - 2027 годы» (далее - Порядок) определены условия предоставления в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления муниципального образования по организации строительства и созданию условий для жилищного строительства в части обеспечения земельных участков, предоставленных на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей, инженерной инфраструктурой (а именно: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением), а также организации электро-, водоснабжения населения и водоотведения на указанных земельных участках.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что для получения субсидий уполномоченные органы местного самоуправления муниципального образования представляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в срок с 1 июля по 10 июля года, предшествующего году получения субсидии заявку на предоставление субсидий.
Из изложенного следует, что в нарушение требований закона администрация Спасского муниципального района <адрес> предоставляет земельные участки, расположенные в Спасском муниципальном районе, не обеспеченные инженерной инфраструктурой, и не принимает меры к их обеспечению.
Бездействие администрации Спасского муниципального района <адрес> при обеспечении земельных участков, необходимой инженерной инфраструктурой существенно нарушает права многодетных семей, которым предоставлены в качестве меры социальной поддержки земельные участки и, как следствие, за которые семьи несут бремя их содержания, но не имеют возможности использовать их в соответствии с его целевым назначением - для строительства жилых домов.
Кроме того, непринятие администрацией Спасского муниципального района <адрес> мер к обеспечению предоставленных многодетным семьям, имеющим трех и более детей, земельных участков инженерной инфраструктурой, нарушает права несовершеннолетних указанных семей, которые в силу своего возраста относятся к социально незащищенной категории граждан и не могут самостоятельно защищать свои права, обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.
При этом, ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится, в том числе, установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов ребенка (ст. 5 указанного закона).
Просит признать бездействие администрации Спасского муниципального района <адрес>, выразившееся в необеспечении 20 земельных участков №, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, необходимой инженерной инфраструктурой, незаконным.
Обязать администрацию Спасского муниципального района <адрес> обеспечить 20 земельных участка под следующими кадастровыми номерами №, №, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес> необходимой инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением и водоотведением в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> Карпуша К.В. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Администрации Спасского муниципального района <адрес>Апанасенко Н.П. в судебном заседании с административным исковым заявлением не согласилась и суду пояснила, что в настоящее время соглашений заключенных между <адрес> и администрацией Спасского муниципального района не подписано, поскольку согласно разработанной программе и утвержденной постановлением №-па от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении муниципальной программы «Об обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных (предоставляемых) гражданам, имеющим трех и более детей, под строительство индивидуальных жилых домов на территории Спасского муниципального района» на 2016-2019 годы» в адрес администрации <адрес> направляли заявку о предоставлении субсидии согласно программе. Восстановить переписку и ответы по поводу предоставления денежных средств по программе в настоящее время не представилось возможным.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», п. 62, регулируется организации и осуществления межмуниципальных инвестиционных проектов, а также инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований, утверждения порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, стороной которых не является Российская Федерация, подписания в случаях и порядке, установленных федеральными законами, соглашений о защите и поощрении капиталовложений и дополнительных соглашений к ним, а также принятия решений о расторжении соглашений о защите и поощрении капиталовложений и об урегулировании вытекающих из них споров.
Просит суд учесть то, что пять земельных участков согласно выписке из ЕГРН не зарегистрировано право и они сняты с кадастрового учета, учитывая приобщенный к материалам дела протокол выездного заседания <адрес> под руководством <адрес>Кожемяко О.Н., где указано в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить предложения по разработке муниципальных нормативных правовых актов по компенсации затрат подрядчикам либо многодетным семьям на обеспечение индивидуальным водоснабжением и водоотведением указанных земельных участков па территории <адрес>, а также тот факт что решение суда должным понятным и исполнимым, в заиленных требования прокурора не установлен весь комплекс мероприятий по организации водоснабжения и водоотведения к земельным участкам с указанными кадастровыми номерами, а также на основании материалов дела отказать в заявленных исковых требованиях в полном объеме.
Суд, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В силу данных конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» предусмотрена необходимость разработки комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Подпунктом «а» пункта 2 данного Указа предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, система коммунальной инфраструктуры представляет собой, в том числе, комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства.
Вследствие чего, исполнение обязанности граждан по подключению своих домов к сетям инженерно-технического обеспечения зависит от наличия таких сетей и точек подключения (технологического присоединения) к ним.
Механизм предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, на территории <адрес> разработан и утвержден <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в <адрес>».
Министерство регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, утверждая Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, говорит о том, что земельный участок предоставляется при наличии транспортной доступности, обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, экологической обстановки, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе, магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям.
В соответствии с пунктом 4, 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
На основании изложенного, установлена обязанность органов местного самоуправления предоставить земельные участки, многодетным семьям бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства. При этом, образование земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, осуществляется при условии их обеспечения инженерной инфраструктурой применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
В силу ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес> и внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес>», обязанности по управлению и распоряжению земельными участками, бесплатно предоставляемы гражданам, имеющим трех и белее детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства возложены на администрацию Спасского муниципального района <адрес>.
Устав Спасского муниципального района к вопросам местного значения городского округа относит организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 1 ч. 1 ст. 5.1 Устава).
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что Администрацией Спасского муниципального района <адрес> осуществлена передача гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в собственность, бесплатно, на территории Спасского муниципального района для индивидуального жилищного строительства 20 земельных участков.
Прокуратурой <адрес> по поручению прокуратура <адрес> проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в деятельности Администрации Спасского муниципального района. По результатам проверки установлено, что на территории Спасского муниципального района 20 земельных участков, предоставленных многодетным семьям не обеспечены водоснабжением и водоотведением, кроме того, не приняты меры администрацией Спасского муниципального района меры по обеспечению их указанными объектами инфраструктуры. Органом местного самоуправления не осуществлены в полном объеме действия по организации инженерной инфраструктуры в виде налаживания устойчивого и скоординированного функционирования объектов, осуществляющих производство и поставку потребителям водных ресурсов, с тем чтобы гражданам, осуществляющим строительство домов на предоставленных им земельных участках, обеспечивалась возможность беспрепятственного подключения принадлежащих им жилых домов к инженерно-техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности.
Вследствие чего, ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> главе администрации Спасского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении допущенных нарушений закона, их причин и условий способствующих в течение месяца со дня внесения представления.
Согласно ответу Главы Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на представление об устранении нарушений действующего законодательства в части исполнения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №-КЗ по обеспечению водоснабжением и водоотведением земельных участков предоставленных категории граждан указанные в данном законе следует, что указанные в представлении 20 земельных участков не обеспеченные водоснабжением и водоотведением расположены в населённых пунктах <адрес>. Земельные участки в <адрес> расположены по <адрес>. В районе месторасположения земельных участков отсутствует централизованная система водоснабжения и водоотведения. Земельные участки, предоставленные в <адрес> также не имеют инженерную инфраструктуру, отсутствует централизованная система водоснабжения и водоотведения. Земельные участки в <адрес> расположены по <адрес>. В данном местоположении участков отсутствует централизованная система водоснабжения и водоотведения. На территории Спасского муниципального района действует муниципальная программа «Комплексное развитие системы коммунальной инфраструктуры Спасского муниципального района на период 2016-2025 годы» утверждённая постановлением администрации Спасского муниципального района №-па от ДД.ММ.ГГГГ. При корректировке данной программы будут внесены изменения в части строительства системы водоснабжения и водоотведения земельных участков в <адрес>.
Согласно распоряжению Администрации Спасского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ра создать рабочую группу по вопросу обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предоставленных гражданам, имеющих трех и более детей и утвердить ее состав.
Действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории поселения вопросов обеспечения жителей инженерной инфраструктурой, в том числе при предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, при этом вышеуказанные положения закрепляют обязанность органов местного самоуправления при предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, обеспечивать данные земельные участки необходимой инфраструктурой.
Вследствие чего, административным ответчиком не принимаются должные меры для обеспечения данных земельных участков необходимой инженерной инфраструктурой: водоснабжением и водоотведением и указанные граждане лишены возможности использовать их в соответствии с целевым назначением – строительства жилых домов, поскольку отсутствуют необходимые для этого коммуникации и суд приходит к выводу о бездействии административного ответчика, выразившемся в необеспечении 20 земельных участков, предназначенных гражданам имеющим трех и более детей в <адрес> необходимой инженерной инфраструктурой, что свидетельствует о нарушении административным ответчиком законных прав и интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился с административным иском.
Доводы административного ответчика о том, что пять земельных участков сняты с кадастрового учета не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку согласно представленных в материалах дела выписок, указанные обстоятельства объективно ответчиком не подтверждены.
Согласно ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
При этом, суд полагает необходимым установить срок для исполнения административным ответчиком обязанности в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 22 КАС РФ, суд,-
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> к администрации Спасского муниципального района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия незаконным и возложении обязанности – удовлетворить.
Признать бездействие администрации Спасского муниципального района <адрес>, выразившееся в необеспечении 20 земельных участков №, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес>, необходимой инженерной инфраструктурой, незаконным.
Обязать администрацию Спасского муниципального района <адрес> обеспечить 20 земельных участка под следующими кадастровыми номерами №, предоставленных гражданам, имеющим трех и более детей в <адрес> необходимой инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением и водоотведением в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Спасский районный суд Приморского края.
Судья Бовсун В.А.