ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7036/19 от 05.09.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

копия

16RS0046-01-2019-009482-97

Дело №2а-7036/2019г.

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 сентября 2019 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи М.А. Идрисовой, при секретаре Ф.Р. Фазулзяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бадрутдинова ФИО10 к Кабинету Министров РТ о признании недействующим постановление Кабинета Министров РТ от 13.09.2018г. №778 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан»,

УСТАНОВИЛ:

Бадрутдинов И.М. обратился с административным иском к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановление Кабинета Министров РТ от 13.09.2018г. №778 «Об изъятии земельных участков указав, что в соответствии с полученным уведомлением от 07 мая 2019г. от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, истец был проинформирован о том, что Кабинетом Министров Республики Татарстан принято постановление от 13.09.2018г. №778 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан».

Административный истец считает, что указанное постановление с учетом внесённых изменений принято с нарушением норм Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, и является незаконным по следующим основаниям:

Статья 49 Земельного кодекса РФ закрепляет принцип изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд лишь в исключительных случаях. Кроме того, данная статья закрепляет возможность и основание изъятия земельных участков лишь при отсутствии других возможных вариантов строительства.

Согласно п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ,в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако, постановление Кабинета Министров РТ от 13.09.2018г. и от 14.12.2018 г. до настоящего времени не опубликованы на официальном сайте – pravo.tatarstan.ru.

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, однако, постановление Кабинета Министров РТ от 13.09.2018г. и от 14.12.2018 г. до настоящего времени не опубликованы на официальном сайте Кирельского сельского поселения).

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости.

При этом в порядке, установленном п. 11 ст. 56.6 Земельным кодексом РФ, правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма, однако, заказные письма с уведомлением о вручении до мая 2019 г. от Минземимущества РТ Бадрутдинову И.М. не направляло.

С момента принятия решения об изъятии земельного участка, в адрес Бадрутдинова И.М., уведомления о принятии решения не направлены.

Согласно пп.2 п.1 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. Однако в оспариваемом постановлении отсутствует ссылка на какой-либо проект планировки территории, кроме того отсутствуют данные об утверждении такого проекта.

Также, согласно текста обжалуемого постановления, с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд обратилось Акционерное общество «Транснефть-Прикамье».

Статьей 56.4 Земельного кодекса РФ установлен перечень организаций, которые вправе обращаться в уполномоченные органы исполнительной власти с ходатайством об изъятии земельных участков. Указанная в оспариваемом постановлении организация, не относится к данному перечню и таким образом не вправе была обращаться с такого рода ходатайством.

Считает, что оспариваемое постановление об изъятии земельных участков не содержит законных оснований для изъятия, а также не подтверждается характер изъятия земельных участков именно для государственных нужд.

Истец просит признать Постановление Кабинета Министров РТ от 13.09.2018г. №778 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» недействующим с момента принятия и не подлежащим применению.

Судом в качестве заинтересованных лиц привлечены МЗИО РТ, АО «Транснефть-Прикамье».

Административный истец, в судебном заседании иск поддержал.

Представитель административного ответчика – Кабинета Министров Республики Татарстан в судебном заседании административный иск не признал.

Представители заинтересованных лиц АО «Транснефть-Прикамье», Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом установлено, что 13.09.2018г. Кабинетом Министров Республики Татарстан, в целях строительства объекта регионального значения «База флота №1 в районе н.п. Камское Устье. Строительство», в соответствии со статьей 49, главой VII Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279 и 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Республики Татарстан, вынесено постановление №778 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан», согласно которому принято предложение Министерства земельных и имущественных отноше­ний Республики Татарстан, АО «Транснефть - Прикамье» об изъятии для государ­ственных нужд Республики Татарстан, в целях строительства объекта регионального значения «База флота №1 в районе н.п.Камское Устье. Строительство» за счет средств АО «Транснефть - Прикамье» земельных участков:

площадью 0,0299 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 2,7954 гектара с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельекое сельское поселение, находящегося в соб­ственности И.С.Мутыкова;

площадью 0,2611 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,2690 гектара с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельекое сельское поселение, находящегося в соб­ственности И.С.Мутыкова;

площадью 0,2742 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,7394 гектара с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельекое сельское поселение, находящегося в соб­ственности И.Д.Бикташева;

площадью 0,2702 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,9945 гектара с кадастровым номером ...» расположенного по адресу: Республика Татарстан» Камско-Устьинский муниципальный район» Кирельское сельское поселение» находящегося в соб­ственности И.Д.Бикташева;

площадью 0,8091 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 1,1974 гектара с кадастровым номером ...» расположенного по адресу: Республика Татарстан» Камско-Устьинский муниципальный район Кирельское сельское поселение» находящегося в соб­ственности: И.Д.Бикташева;

площадью 0,0485 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью ОД 545 гектара с кадастровым номером ...» расположенного по адресу: Республика Татарстан» Камско-Устьиискнй муниципальный район, Кирельское сельское поселение, находящегося в соб­ственности И.С.Мутыкова;

площадью 2,7128 гектара, образуемого из земельного участка сельскохозяй­ственного назначения общей площадью 2,9773 гектара с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Камско-Устьинский муниципальный район, Кирельское сельское поселение, находящегося в соб­ственности И.С.Мутыкова.

14.12.2018г. Кабинетом Министров Республики Татарстан вынесено постановление №1132 « О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.09.2018 №778 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан», согласно которому в абзаце шестом пункта 1 слова «И.Д. Бикташева» заменить словами «И.М. Бадрутдинова», в абзаце восьмом пункта 1 слова «И.С. Мутыкова» заменить совами «И.М. Бадрутдинова».

Из материалов дела следует, что Акционерным обществом «Транснефть - Прикамье» в целях выполнения Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных трубопроводов запланировано строительство объекта «База флота №1 в районе н.п. Камское Устье». Строительство» в границах Кирельского сельского поселения Камско-Устьинского района Республики Татарстан.

Во исполнение Поручений Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова от 18.12.2017 № вн-11563, резолюции Премьер-министра РТ А.В. Песошина (вх. № 944 от 31.01.2018) по вопросам реализации указанного объекта, в соответствии с требованиями Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 925 от 25.11.2013 «Об утверждении положения о перечне приоритетных инвестиционных проектов инвестиционного меморандума Республики Татарстан» Акционерным обществом «Транснефть - Прикамье» направлен Паспорт приоритетного инвестиционного проекта, для рассмотрения и включения объекта в инвестиционный меморандум Республики Татарстан.

На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2018г. №559 объект «База флота №1 в районе н.п. Камское Устье. Строительство» внесен в схему территориального планирования Республики Татарстан.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу ст.10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.10 Закона Республики Татарстан «Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан» Кабинет Министров Республики Татарстан является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики Татарстан.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

Подпунктом 2 ст. 49 Земельного кодекса РФ установлены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, одним из которых является строительство, реконструкция объектов транспорта регионального значения. Обоснования принятия соответствующих решений предусмотрены ст. 56.3 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 56.3 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории.

Из материалов дела следует, что изымаемые земельные участки отнесены к территории, на которой предполагается размещение Базы флота № 1 в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.07.2018 № 559 «О внесении изменений в Схему территориального планирования Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.02.2011 № 134 «Об утверждении Схемы территориального планирования Республики Татарстан».

Как следует из п.3 подраздела 1.4.5 Схемы территориального планирования Республики Татарстан строительство Базы флота №1 осуществляется с целью предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на подводных переходах магистральных нефтепроводов.

Таким образом, цель изъятия земельных участков, соответствует требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств, с которыми уполномоченные органы исполнительнойвласти вправе обратиться в организации, являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов, указанных в статье 49 Земельного кодекса РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов.

В соответствии с ч. 4 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, в ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

При этом ч. 2 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.08.1995 N2147 - ФЗ «О естественных монополиях» субъект естественной монополии- хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. В частности, к сферам деятельности субъектов естественных монополий, определенных пунктом 1 ст.4 указанного Федерального закона, отнесена транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

АО «Транснефть - Прикамье» включено в реестр субъектов естественных монополий (Решение ФЭК России от 14.10.1997 №115, Постановление ФЭК России от 24.03.2000 №15/6), которое осуществляет транспортировку нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

В силу вышеуказанного, доводы административного истца о том, что АО «Транснефть - Прикамье» не вправе было обращаться с ходатайством об изъятии земельных участков, суд считает не состоятельным, поскольку АО «Транснефть - Прикамье» включен в реестр организаций, обладающих правом обращения об изъятии.

Статьей 49 Земельного кодекса РФ установлены основания изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Обоснования принятия ответствующих решений предусмотрены ст.56.3 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

Согласно п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:

1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;

3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется;

4) направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;

5) направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, сведения о которых получены на основании предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 56.5 настоящего Кодекса запросов, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества.

Судом установлено, что текст постановления №778 от 13.09.2018г. «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» опубликован на Официальном портале правовой информации РТpravo.tatarstan.ru, 17 сентября 2018 г., в журнале «Собрание законодательства РТ» №70, 21 сентября 2018 г.

Доводы административного истца о том, что он не был уведомлен об изъятии недвижимости, несостоятельны, по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, 20 декабря 2018 г. Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан было направлено письмо в адрес Бадрутдинова И.М. об изъятии земельных участков. К письму приложением являлось ПостановлениеКабинета Министров Республики Татарстан от 14.12.2018 №1132 «О внесении изменений в постановлениеКабинета Министров Республики Татарстан от 13.09.2018 №778 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан». Факт направления указанного письма подтверждается списком заказных, простых писем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на 20 декабря 2018 г. со штампом Почты России.

При установленных судом обстоятельствах, оснований для удовлетворения административного иска у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.178-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Бадрутдинова ФИО11 к Кабинету Министров Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан №778 от 13.09.2018г. «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Республики Татарстан» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ М.А.Идрисова

Копия верна

Судья М.А.Идрисова