Дело № 2а-7036/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 г. г. Хабаровск
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Белоусовой О.С.
с участием административного истца ФИО1, представителей административного ответчика ФИО2, ФИО3, при секретаре Алекберовой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к исполняющему обязанности начальника Управления Министерства Юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО – ФИО4, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным отказа в предоставлении информации,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к исполняющему обязанности начальника Управления Министерства Юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО – ФИО4 о признании незаконным отказа в предоставлении информации.
В обоснование заявленных требований указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением, в котором просил предоставить информацию о наличии на территории Хабаровского края местных религиозных организаций и сообщить их адреса и полные наименования. Кроме того, также истец просил предоставить ему информацию о местных религиозных организациях, расположенных на территории Брянской, Костромской, Курской, Липетской, Орловской, Псковской областей и Краснодарского, Забайкальского, Красноярского, Приморского, Камчатского краев. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ истец уведомлен о том, что в удовлетворении его заявления отказано, с чем не согласен, решение об отказе считает незаконным. Ответчик согласно Положения об управлении Минюста России по субъекту (субъектам) РФ, утвержденного приказом Минюста РФ № 26 от 03.03.2014 г., осуществляет полномочия по предоставлению в установленном порядке физическим лицам по их письменным запросам информации о зарегистрированных религиозных организациях. В поданном заявлении содержалась просьба о предоставлении ему не какой-то конкретной организации, а абсолютно обо всех религиозных организациях, находящихся на территории Хабаровского края. Принимая решение об отказе в представлении запрошенной информации, ответчик указал, что в заявлении истца отсутствуют сведения о наименовании организации, в отношении которой запрашивается информация. Данный довод ответчика несостоятельный, поскольку в заявлении истца было указано, что его интересует информация о зарегистрированных религиозных, а не каких-либо иных организациях. Именно ответчик обязан, оказывая госуслугу, при наличии сведений об организации указать её наименование, наименование реестра, учетный номер, ОГРН, даты присвоения ОГРН, адрес, организационно-правовую форму, регион. По смыслу обжалуемого решения, для того, чтобы получить информацию о зарегистрированных религиозных организациях, истцу необходимо эту информацию сначала предоставить в адрес ответчика. Кроме того, обращает внимание на пункт 22 Регламента № 380, согласно которому при предоставлении госуслуги территориальные органы Минюста России не вправе требовать от заявителя предоставления информации, которая находится в распоряжении органов, представляющих государственные услуги. В заявлении содержалась просьба о предоставлении информации о религиозных организациях, расположенных на территории иных субъектов России. В нарушение требований пункта 60 Регламента № 380, части 3 статьи 8 ФЗ № 59-ФЗ, ответчиком заявление не направлено по принадлежности в тот территориальный орган Минюста России, в реестре которого содержится информация о интересующих истца религиозных организациях. Прост признать незаконным и необоснованным решение и.о.начальника Управления Минюста РФ по Хабаровскому краю и ЕАО ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ и обязать представить ему информацию, запрошенную в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением судьи от 26.07.2019 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Министерства юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО.
В судебное заседание административный ответчик ФИО4 не явилась, будучи извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
В судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи, административный истец ФИО1 требования поддержал, пояснив, что действиями административного ответчика допущено нарушение его прав на доступ к информации. В своём заявлении, он указывал на необходимость предоставить всю имеющуюся информацию о религиозных организациях. Он ограничен в получении информации, в связи с чем и просил предоставить сведения о всех религиозных организациях. При этом, ответчик обязан был перенаправить его обращение в иные территориальные органы Минюста России по принадлежности.
Представитель административного ответчика ФИО2, исковые требования не признала, пояснив, что порядок предоставления информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных некоммерческих организациях установлен Административным регламентом № 380, в соответствии с пунктом 3 которого физическим и юридическим лицам предоставляется следующая информация: о наличии или отсутствии сведений о зарегистрированной организации в соответствующем реестре. При наличии сведений об организации указывается полное наименование некоммерческой организации; о дате приостановления в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности зарегистрированной организации. Таким образом, императивно законодательством установлено предоставления не любой информации. Предоставление иных сведений, включая списки зарегистрированных религиозных организаций, Административным регламентом не предусмотрено. При этом, пунктом 21 Административного регламента предъявлены требования к форме и содержанию заявления, поданного физическим лицом. В заявлении в обязательном порядке должно быть указано наименование организации. Пункт 24 Административного регламента предусматривает возможность отказа в предоставлении информации о зарегистрированной организации, если в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 21 Административного регламента. С учетом изложенного, в связи с тем, что в заявлении ФИО1 отсутствовали сведения, предусмотренные пунктом 21 Административного регламента, а именно сведения о наименовании религиозной организации, в отношении которой запрашивается информация, Управлением принято решение об отказе в представлении информации о зарегистрированной организации. В соответствии с пунктом 60 Административного регламента, в случае поступления в территориальный орган Минюста России заявления в отношении зарегистрированной организации, сведения о которой содержатся в одном из реестров иного территориального органа Минюста России, запрос направляется по принадлежности. Вместе с тем, в заявлении отсутствовали сведения о наименовании религиозной организации, в отношении которой запрашивается информация, сведения о которой содержатся в одном из реестров иного территориального органа Минюста России, в связи с чем, перенаправить заявление по принадлежности в порядке, установленном Административным регламентов, не представлялось возможным. Кроме того, административным истцом не указано, какие его права нарушены административным ответчиком. Просит отказать в удовлетворении административного иска.
В судебном заседании представитель административного ответчика – ФИО3 просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство юстиции по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о предоставлении ему информации о наличии сведений в соответствующем реестре зарегистрированных религиозных организациях, расположенных на территории Хабаровского, Краснодарского, Забайкальского, Красноярского, Приморскому, Камчатскому, Пермскому краям и Брянской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Калининградской, Псковской областей. В том случае, если в соответствующем реестре имеются сведения о зарегистрированных религиозных организациях, просил предоставить ему их полное наименование, адрес и дату регистрации. Информацию просил предоставить о всех без исключения религиозных организациях. В случае, если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию, просил направить обращение по принадлежности, о чем сообщить.
Данное обращение зарегистрировано в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО – ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ФИО1 отказано в связи с тем, что в поступившем заявлении отсутствуют сведения о наименовании организации, в отношении которой запрашивается информация, с одновременным отказом перенаправить обращение в иные территориальные органы Минюста России по причинам отсутствия сведения о наименовании организации, сведения о которой содержаться в одном из реестров иного территориального органа Минюста России.
В соответствии с пунктом 71 приказа Минюста России от 03.03.2014 № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам по их письменным запросам информацию о зарегистрированных региональных отделениях и иных структурных подразделениях политических партий, межрегиональных, региональных и местных общественных объединениях и их структурных подразделениях, религиозных организациях и иных некоммерческих организациях, сведения о которых внесены Управлением в реестр зарегистрированных некоммерческих организациях.
Порядок предоставления информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных некоммерческих организациях установлен Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, утвержденным приказом Минюста России от 14.11.2011 № 380.
В соответствии с пунктом 3 Административного регламента территориальные органы Минюста России, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, предоставляют физическим и юридическим лицам информацию: о наличии или отсутствии сведений о зарегистрированной организации в соответствующем реестре. При наличии сведений об организации указывается полное наименование некоммерческой организации, наименование реестра, учетный номер, основной государственный регистрационный номер, дата присвоения ОГРН, адрес, организационно-правовая форма, регион, статус; о дате приостановления в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, деятельности зарегистрированной организации.
Представление иных сведений, включая списки зарегистрированных религиозных организаций, административным регламентом не предусмотрено.
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента для предоставления государственной услуги в территориальный орган Минюста России представляется лично заявителем или направляется почтовым отправлением заявление, составленное в произвольной форме и содержащее следующие реквизиты для физических лиц: 1) сведения о заявителе, в том числе: фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; сведения о документах, уполномочивающих представителя физического лица подавать от их имени заявление; 2) наименование организации, в отношении которой запрашивается информация; 3) подпись заявителя либо иного уполномоченного лица.
Доводы административного истца о том, что положения Административного регламента обязывает административного ответчика предоставить любую информацию, в число которой, включается предоставление полного реестра, основаны на неправильном толковании содержания регламента, которым предусматривает предоставления сведений при наличии указания в его содержании наименование организации, в отношении которой запрашивается информация.
Из содержания поданного ФИО1 заявления, следует, что в нем отсутствовали наименования организаций, в отношении которых запрашивается информация на территории Хабаровского края и Еврейской автономной области.
Ошибочным является и довод ФИО1 об идентичности по смыслу организационно-правовой формы и наименование организации, поскольку из содержания статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациям, создаются в многочисленных организационно-правовых формах, к числу которых отнесена и такая организационно-правовая форма как религиозная организация.
В соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Из смысла приведенных правовых норм в их взаимосвязи следует, что наличие собственного наименования является обязательным признаком юридического лица как участника гражданских правоотношений и служит способом его индивидуализации.
Таким образом, отсутствия сведений, индивидуализирующих религиозную организацию, препятствовали административному ответчику представить информацию, обязанность предоставления которой предусмотрена законодательно при условии надлежащего оформления заявления, предъявляемого к его содержанию.
Возможность отказа в предоставлении информации о зарегистрированной организации при ненадлежащем оформлении заявления, установлена пунктом 24 Административного регламента, в соответствии с которым в предоставление информации о зарегистрированной организации может быть отказано, если в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 21 Административного регламента.
Доводы административного истца о невозможности указания наименования организации без наличия у него соответствующего реестра, не указывают на незаконность отказа в предоставлении запрашиваемой информации, а соответственно, признании незаконным отказа административного ответчика.
В обоснование административного иска, ФИО1 также указывает на нарушение административным ответчиком его прав действиями по не перенаправлению заявления в иные территориальные органы Минюста России, перечисленных в заявлении.
В соответствии с пунктом 60 Административного регламента, в случае поступления в территориальный орган Минюста России заявления в отношении зарегистрированной организации, сведения о которой содержатся в одном из реестров иного территориального органа Минюста России, запрос направляется по принадлежности.
Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственно услуги по предоставлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях, утвержденный приказом Минюста России от 14.11.2011 № 380, распространяет своё действие на все территориальные органы Минюста России, содержит единые требования к содержанию заявления, соответственно, оснований для перенаправления заявления ФИО1, не содержащего сведения о религиозной организации, позволяющей её идентифицировать, не имелось.
Перечисление ФИО1 в заявлении территорий, без указания сведений о наименованиях религиозных организаций, в отношении которых запрашивается информация в ином территориальном органе Минюста России, не обязывали административного ответчика перенаправить заявление по принадлежности в порядке, установленном Административным регламентом.
Вместе с тем, при указанных выше обстоятельствах, права ФИО1 фактом не перенаправления заявления, в отсутствии сведений, предусмотренных пунктом 21 Административного регламента, в иные территориальные органы Минюста России, не повлекли за собой какого-либо нарушения прав административного истца действиями административного ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое действие (бездействие), решение принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В данном случае, оспариваемый отказ в предоставлении запрашиваемой информации не нарушает каких-либо прав и свобод заявителя и соответствует закону.
В связи с указанным, оснований полагать, что действиями административного ответчика затрагиваются права ФИО1 по изложенным выше обстоятельствам, не имеется, соответственно, не подлежат удовлетворению и требования административного истца как в части признания незаконным решения административного ответчика, так и в производной части об обязании совершить определенные действия.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к исполняющему обязанности начальника Управления Министерства Юстиции РФ по Хабаровскому краю и ЕАО – ФИО4, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным отказа в предоставлении информации, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Хабаровска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 27 августа 2019 г.
Председательствующий: судья Белоусова О.С.