ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7037/2022 от 18.10.2022 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2022 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО3, с участием административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об обжаловании действий и решений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Краснодар об обжаловании действий и решений.

В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 из администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара получено разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома с пристройкой, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>. В разрешении на реконструкцию указаны следующие параметры: общая площадь – 163 кв.м., количество этажей – 1 с от ДД.ММ.ГГГГ, на основании информации которого подготовлена схема планировочной организации земельного участка. В данных документах отражен реконструируемый жилой <адрес> года постройки и приведены фактические отступы от границ соседних земельных участков, которые составляют менее трех метров с трех сторон и чуть более трех метров с четвертой стороны. После получения разрешения ФИО1 выполнены работы по реконструкции жилого дома с пристройкой, состоящей из трех помещений: коридора – 2,5 кв.м., гостиной – 20,2 кв.м., жилой комнаты – 12,7 кв.м. В связи тяжелым материальным положением не представляется возможным возвести мансардный этаж, в связи с чем, возникла необходимость внесения изменений в действующее разрешение на реконструкцию.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с заявлением о внесении изменений в разрешение на реконструкцию -, в котором просил изменить два параметра: количество этажей – вместо «1 с мансардным этажом» указать «1»; общая площадь – вместо «163,0 кв.м. указать «77,5». По результатам рассмотрения заявления ФИО1 отказано во внесении изменений в действующее разрешение на реконструкцию, согласно ответу администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа послужило отсутствие полномочий на внесение запрашиваемых изменений.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома об изменении следующих параметров: количество этажей – вместо «1 с мансардным этажом» указать «1»; общая площадь – вместо «163,0 кв.м. указать «77,5». Между тем, ДД.ММ.ГГГГ из администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара получено уведомление У/42 о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентам, причиной отказа стало несоответствие отступов минимальным регламентированным отступам. Не согласившись с указанными решениями ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО1 удовлетворены частично, решение администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об отказе во внесении изменений в разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома с пристройкой, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес> признано незаконным, на публичный орган возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Однако, указанный судебный акт администрацией Западного внутригородского округа г. Краснодара исполнен не был, вместо этого ФИО1 было повторно выдано уведомление о несоответствии от ДД.ММ.ГГГГу/42 и отказ в исполнении решения от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 считает указанные решения незаконными и полагает, что имеются основания для внесения изменений в разрешение на реконструкцию -RU 23306000-28р-2017, в связи, с чем обратился в суд с данным административным иском, в котором просит признать незаконными действия (бездействие) администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара, выразившиеся в выдаче отказа от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления от ДД.ММ.ГГГГУ42 о несоответствии параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентам. Признать незаконным и отменить отказ от ДД.ММ.ГГГГ и уведомление от ДД.ММ.ГГГГУ/42 о несоответствии параметров, предельным параметрам разрешенного строительства реконструкции объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентам. Обязать администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара повторно рассмотреть уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ (вх. МУ) и выдать уведомление о соответствии в течение семи рабочих дней со дня вступления в силу решения суда.

В судебном заседании административный истец требования административного иска поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании требования административного иска поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования административного иска не признала, просила отказать.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, изучив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу требований пункта 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях, а также в случае несоответствия проектной документации объектов капитального строительства ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории (п.3 ст.51 ГрК РФ).

Исходя из содержания статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

На основании части 2 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территории.

В соответствии пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 из администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара получено разрешение - на реконструкцию индивидуального жилого дома с пристройкой, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>. В разрешении на реконструкцию указаны следующие параметры: общая площадь – 163 кв.м., количество этажей – 1 с мансардным этажом, площадь застройки – 120,3 кв.м., срок действия разрешения – до ДД.ММ.ГГГГ. Для получения разрешения на реконструкцию ФИО1 получен градостроительный план земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании информации которого подготовлена схема планировочной организации земельного участка. В данных документах отражен реконструируемый жилой <адрес> года постройки и приведены фактические отступы от границ соседних земельных участков, которые составляют менее трех метров с трех сторон и чуть более трех метров с четвертой стороны. После получения разрешения ФИО1 выполнены работы по реконструкции жилого дома с пристройкой, состоящей из трех помещений: коридора – 2,5 кв.м., гостиной – 20,2 кв.м., жилой комнаты – 12,7 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с заявлением о внесении изменений в разрешение на реконструкцию -, в котором просил изменить два параметра: количество этажей – вместо «1 с мансардным этажом» указать «1»; общая площадь – вместо «163,0 кв.м. указать «77,5».

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 отказано во внесении изменений в действующее разрешение на реконструкцию, согласно ответу администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ основанием для отказа послужило отсутствие полномочий на внесение запрашиваемых изменений.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 направил в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома об изменении следующих параметров: количество этажей – вместо «1 с мансардным этажом» указать «1»; общая площадь – вместо «163,0 кв.м. указать «77,5».

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ из администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара получено уведомление о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентам, причиной отказа стало несоответствие отступов минимальным регламентированным отступам.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ требования ФИО1 удовлетворены частично, решение администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об отказе во внесении изменений в разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома с пристройкой, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес> признано незаконным, на публичный орган возложена обязанность повторно рассмотреть уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 повторно обратился в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара с заявлением о внесении изменений в разрешение на реконструкцию -, в котором просил изменить два параметра: количество этажей – вместо «1 с мансардным этажом» указать «1»; общая площадь – вместо «163,0 кв.м. указать «77,5».

Однако, административным ответчиком выдано уведомление от ДД.ММ.ГГГГу/42 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0205003:46 по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. Котовского, 91/1 от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что параметры реконструируемого объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного по вышеуказанному адресу не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом для территориальной зоны застройки индивидуальными жилыми домами (Ж.1).

В связи с чем, ФИО1 обратился в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара по вопросу внесения изменений в разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул.им.Котовского, 91/1.

По результатам рассмотрения обращения ФИО1 письменным ответом от ДД.ММ.ГГГГ уведомлен об отсутствии оснований для внесения запрашиваемых изменений.

Материалами административного дела подтверждено, что основанием для принятия оспариваемого решения стало несоответствие отступов минимальным регламентированным отступам.

Таким образом, проигнорировано вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ, которым оспариваемое ранее решение администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об отказе во внесении изменений в разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома с пристройкой, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес> признано незаконным.

При этом выводы публичного органа о несоответствии отступов минимальным регламентированным отступам отмеченным судебным актом признаны ошибочными.

Согласно части 11 статьи 48 ГрК РФ градостроительный план земельного участка представляет собой информационный документ на основании, которого осуществляется подготовка проектной документации.

В силу части 1 статьи 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

Вместе с тем, схема планировочной организации земельного участка, выполняется в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка (пункт 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ, пункт 20 Административного регламента)

В разбираемом случае, при рассмотрении заявления ФИО1 публичным органом не принято во внимание, что на момент обращения в администрацию Западного внутригородского округа г. Краснодара градостроительный план не был отменен, содержал актуальную информацию о разрешенном использовании земельного участка, предельных параметрах объекта капитального строительства в границах территориальной зоны, и не предусматривал необходимость отступа от границ смежных земельных участков по 3 метра.

При этом в ходе реконструкции упомянутого объекта капитального строительства наружные стены не перемещались и не перестраивались, внешние параметры реконструируемого дома не изменены и остались в границах разрешенной реконструкции.

В соответствии с пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О сроке использования градостроительных планов земельных участков, утвержденных до ДД.ММ.ГГГГ», информация, указанная в градостроительных планах земельных участков, утвержденных до ДД.ММ.ГГГГ, может быть использована для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и (или) их частям, строящимся, реконструируемым в границах таких земельных участков, выдачи разрешений на строительство до ДД.ММ.ГГГГ. По истечении данного срока использование информации, указанной в таких градостроительных планах земельных участков, не допускается

Однако, в рассматриваемой ситуации, административным ответчиком указанные положения закона не учтены.

При таких обстоятельствах, у администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара не имелось оснований для отказа в предоставлении административному истцу заявленной муниципальной услуги.

Исходя из чего, суд не может признать законным решение административного ответчика об отказе во внесении изменений в разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома с пристройкой, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, <адрес>.

Вместе с тем, суд не находит правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ (вх. МУ) и выдать уведомление о соответствии в течение семи рабочих дней со дня вступления в силу решения суда.

Отказывая в удовлетворении требований административного иска в указанной части, суд исходит из того, что он не вправе подменять собой специально уполномоченный на совершение определенных действий государственный (муниципальный) орган.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценив собранные по делу доказательства и проанализировав доводы административного иска с учетом приведенных требований градостроительного и земельного законодательства, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Западного внутригородского округа г. Краснодара об обжаловании решения - удовлетворить частично.

Признать незаконными действия администрации ЗВО г. Краснодара, выразившиеся в выдаче отказа от ДД.ММ.ГГГГ и Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии параметров предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентам.

Признать незаконным и отменить отказ администрации ЗВО г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ и Уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии параметров, предельным параметрам разрешенного строительства реконструкции объекта капитального строительства, установленным градостроительным регламентам.

В остальной части в удовлетворении требований – отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: