ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-703/17 от 01.12.2017 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-703/2017

Именем Российской Федерации

01 декабря 2017 года г.Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Дживага В.А.,

с участием административного истца ФИО1

административного ответчика – представителя администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО2

административного ответчика – представителя администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия администраций в части организации автобусного маршрута незаконным и об обязании организовать автобусный маршрут,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия администраций в части организации автобусного маршрута незаконным и об обязании организовать автобусный маршрут.

В обоснование заявленных требований, с учетом принятых судом в порядке ст.46 КАС РФ уточнений, административным истцом ФИО1 указано, что он и его приемная семья, состоящая из 8 человек, в том числе 4 инвалида, постоянно проживают и зарегистрированы по месту жительства в д.Падихино Бокситогорского района Ленинградской области, которая находится в 7-ми км от дороги Большой Двор – Галично и к ним нет ни одного маршрута общественного транспорта. Кроме д.Падихино на этой дорожной ветке расположено еще 6 деревень, расположенных на расстоянии 3-10 км от дороги Большой двор-Галично, где проживают постоянно около 100 жителей, в том числе ветераны и инвалиды. На неоднократные обращения в администрации сельского поселения и муниципального района ответа от сельского поселения не последовало, а от главы администрации Бокситогорского района пришел ответ о том, что организация автобусного маршрута коммерчески невыгодна. Маршрут общественного транспорта в этих деревнях отсутствует. Он (административный истец ФИО1) полагает, что отсутствием общественного транспорта ответчики нарушают его конституционное право на свободу передвижения, на равенство прав с другими гражданами, а также Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.03.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В связи с изложенным административный истец ФИО1 просит признать бездействия администраций Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в части организации автобусного маршрута незаконным и обязать ответчиков в срок до 01.01.2018 организовать автобусный маршрут г.Бокситогорск – д.Борки.

В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал по доводам приведенным в иске и просил административный иск удовлетворить в полном объеме. В дополнении ФИО1 указал, что он не обращался в администрацию Большедворского сельского поселения с просьбой об организации автобусного сообщения между д.Борки и д.Большой Двор.

Административный ответчик – представитель администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать поскольку испрашиваемый ФИО1 автобусный маршрут г.Бокситогорск–д.Борки проходит в границах 3-х муниципальных образований: Бокситогорское городское поселение, Борское сельское поселение, Большедворское сельское поселение, в связи с чем предоставление транспортных услуг между поселениями в границах муниципального района относится к полномочиям исключительно Бокситогорского муниципального района. При этом со стороны Администрации Большедворского сельского поселения поступившее 14.02.2017 от жителей деревень (в том числе и истца) заявление с просьбой организовать данный автобусный маршрут было перенаправлено в администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, о чем истцу было сообщено в установленном порядке и сроки.

Административный ответчик – представитель администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области ФИО3 в судебном заседании показал, что Администрация исковые требования ФИО1 не признает и просил в удовлетворении иска отказать, поскольку со стороны ответчика обращение жителей Большедворского сельского поселения об организации автобусного маршрута было рассмотрено и дан соответствующий ответ об отказе в связи с отсутствием стабильного пассажиропотока на испрашиваемому маршруту и нерентабельностью. К тому же истец ФИО1 не является лицом, наделенным инициативой по установлению муниципального маршрута, и его конституционные права не нарушены.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников процесса, суд приходит к следующему:

Положениями ст.218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

При этом как установлено судом, административный истец ФИО1 будучи зарегистрированным и фактически проживая вместе со своей семьей по адресу: Ленинградская область Бокситогорский муниципальный район Большедворское сельское поселение дер.Падихино д.24, полагая, что в связи с отсутствием автобусного сообщения между дер.Борки и гор.Бокситогорском нарушаются его конституционные права на свободу передвижения, на равенство прав с другими гражданами, а также нарушаются требования Федерального закона № 131-ФЗ от 06.03.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обратился в суд административным иском к администрациям Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании их бездействия в части организации автобусного маршрута незаконным и обязании ответчиков в срок до 01.01.2018 организовать автобусный маршрут г.Бокситогорск – д.Борки.

Положениями ст.15 Конституции РФ предусмотрено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с Областным законом Ленинградской области от 15.06.2010 № 32-оз «Об административно-территориальном устройстве Ленинградской области и порядке его изменения», Областным законом Ленинградской области от 26.10.2004 № 78-оз «О наделении соответствующим статусом муниципального образования Бокситогорский муниципальный район и муниципальных образований в его составе», а также положениями ст.1 Устава Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, и ст.1 Устава Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области – город Бокситогорск является административным центром Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, а дер.Падихино (место жительства истца ФИО1) и дер.Борки (заявленная истцом ФИО1 как точка автобусного маршрута), входят в состав Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области с административным центром - деревня Большой Двор.

Заявленные ФИО1 требования об обязании ответчиков в срок до 01.01.2018 организовать автобусный маршрут г.Бокситогорск – д.Борки затрагивают организацию транспортного обслуживания населения между Бокситогорским городским поселением (г.Бокситогорск) и Большедворским сельским поселением (д.Борки), то есть, между поселениями в границах муниципального района. При этом, как установлено судом и не оспаривается сторонами и является общеизвестным, автобусный маршрут г.Бокситогорск–д.Борки проходит в границах трех муниципальных образований Бокситогорского муниципального района Ленинградской области: Бокситогорское городское поселение, Борское сельское поселение и Большедворское сельское поселение.

В целях регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношений, связанных с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использования для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также организации контроля за осуществлением регулярных перевозок, принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч.1 ст.11 указанного Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

В силу положений ч. 1 ст. 12 вышеуказанного Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что: к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района (п.«б» ч.1 ст.15); к вопросам местного значения городского поселения относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (п.7 ч.1 ст.14).

При этом, в соответствии с ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). В соответствии с ч. 4 данной статьи (ст. 14) иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В соответствии с п.6 ч.1 ст.3 Устава Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В соответствии с п.п.3 ч.2 ст.3 Устава Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения Большедворского сельского поселения в соответствии с законодательством Ленинградской области относится в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Таким образом, с учетом вышеуказанных положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ, Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, а также Уставов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области к вопросам местного значения Бокситогорского муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, а к вопросам местного значения Большедворского сельского поселения относятся лишь создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Большедворского сельского поселения.

С учетом всего вышеизложенного, а также учитывая положения ст.12, ч.1 ст.130, ч.1 ст.132 Конституции РФ, Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, суд находит что в полномочия административного ответчика – администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области не входит организация автобусного маршрута от административного центра Бокситогорского муниципального района (гор.Бокситогорск) до дер.Борки (Большедворское сельское поселение), то есть сообщения между несколькими поселениями в пределах одного муниципального района, а потому в удовлетворении требований ФИО1 о признания бездействия администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в части организации автобусного маршрута незаконным и обязании данного ответчика в срок до 01.01.2018 организовать автобусный маршрут г.Бокситогорск – д.Борки следует отказать. При этом судом также принимается во внимание, что со стороны администрации Большедворского сельского поселения не усматривается бездействия по организации спорного автобусного маршрута, в связи ненадлежащим рассмотрением обращением граждан от 14.02.2017, так как как следует из представленных в дело материалов – поступившее обращение граждан со стороны ответчика было рассмотрено и уже 27.02.2017 за исх.№ 112 в адрес истца главой администрации ФИО2 направлен ответ, о том, что Администрация сельского поселения не наделена полномочиями по организации автобусного маршрута проходящего через несколько муниципальных образований, в связи с чем данное обращение было перенаправлено в Администрацию Бокситогорского муниципального района Ленинградской области для разрешения.

Также суд считает необходимым отказать административному истцу ФИО1 и в удовлетворении заявленных им требований о признания бездействия администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в части организации автобусного маршрута незаконным и обязании данного ответчика в срок до 01.01.2018 организовать автобусный маршрут г.Бокситогорск–д.Борки, поскольку представленными в дело документами, в том числе и со стороны самого истца ФИО1, следует, что ответчиком в полном соответствии с требованиями закона исполняются свои полномочия по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах Бокситогорского муниципального района.

Так в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Уставом Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, решением Совета депутатов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области № 180 от 22.06.2016 утвержден Порядок организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Бокситогорском муниципальном районе Ленинградской области, в том числе и на основании которого административным ответчиком, являющимся уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории муниципального района, постановлением № 805 от 05.07.2016 утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (среди которых имеются и маршруты проходящие через территорию Большедворского сельского поселения).

Также со стороны административного ответчика рассмотрены все обращения как лично ФИО1, так и группы жителей по вопросу организации автобусного сообщения по маршруту Бокситогорск-Борки и в связи с отсутствием оснований для установления данного маршрута (в том числе с учетом низкого пассажиропотока) принято решение об отказе заявителю в удовлетворении данных требованиях, о чем истец был письменно уведомлен.

Помимо этого суд исходит из того, что реализация спорного полномочия по организации маршрута пассажирского транспорта осуществляется администрацией самостоятельно, с учетом требований целесообразности открытия таких маршрутов. Суд не вправе оценивать целесообразность принятых органом местного самоуправления решений, а может проверить лишь их на соответствие действующему законодательству.

Решение об отказе в установлении автобусного маршрута гор.Бокситогорск-д.Борки принято ответчиком в полном соответствии с требованиями закона, в том числе и в соответствии с Порядком организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Бокситогорском муниципальном районе Ленинградской области, предусматривающим порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов, а также соответствующие основания для этого.

Принимая решение об отказе административному истцу ФИО1 в удовлетворении заявленных им требований к Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, суд также исходит и из положений пункта 6 раздела «Порядок установления, изменения и отмены муниципальных маршрутов» Порядка организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Бокситогорском муниципальном районе Ленинградской области согласно которому административный истец единолично не может являться инициатором установления муниципального маршрута.

В соответствии с ч.1 ст.178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

С учетом вышеизложенного, учитывая, что при рассмотрении настоящего дела не установлено нарушение прав, свобод и законных интересов истца, суд считает административное исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации Большедворского сельского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области о признании бездействия администраций в части организации автобусного маршрута незаконным и об обязании в срок до 01.01.2018 организовать автобусный маршрут г.Бокситогорск – д.Борки – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Бокситогорский городской суд.

Судья: подпись.

Копия верна. Судья:

Секретарь:

Решение в окончательной форме принято 05 декабря 2017 года.