ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-703/17 от 31.01.2017 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а-703/17

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

« 31 » января 2017 года город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,

при секретаре Зурнаджян Л.А.,

с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения УМВД России по Амурской области об отказе в приобретении гражданства Российской Федерации, обязании отменить его и принять решение о предоставлении гражданства Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с настоящим административно исковым заявлением, в обоснование указав, что он, вместе с двумя детьми - ПВ, ***. рождения и ПС, ***. рождения, в апреле 2002г. через Армению выехал из Грузии на территорию Российской Федерации, а именно в г. Благовещенск, Амурской области. В г. Благовещенск, Амурской области приехал с детьми сначала с целью погостить у родственников, т.к. начиная с 90-х годов здесь проживают два родных брата со своими семьями, но впоследствии решил остаться в г. Благовещенске на постоянное проживание. С апреля 2002г. вплоть до настоящего времени за пределы РФ не выезжал, проживал в г. Благовещенске вместе с сыновьями, на постоянной основе. На момент прибытия в Россию у был паспорт гражданина СССР, который был сдан в УФМС России по Амурской области. 08.08.2007г. Отделением УФМС России по Амурской области в г. Райчихинске ФИО1 был выдан паспорт гражданина России, который был у него вплоть до 2012г. Однако, в ходе проверки в 2012г. УФМС России по Амурской области было установлено, что паспорт выдан с нарушением установленного порядка, как лицу, не имеющему принадлежности к гражданству РФ. После того как у ФИО1 изъяли паспорт РФ, сотрудники УФМС в ответ на неоднократные обращения по поводу получения гражданства разъяснили, что необходимо в судебном порядке установить факт своего постоянного проживания на территории РФ до 01.11.2002г. В связи с чем, ФИО1 обратился в Благовещенский городской суд с заявлением об установлении факта проживания на территории РФ. Благовещенский горсуд рассмотрел поданное заявление, в судебном разбирательстве представитель УФМС России по Амурской области обосновал свою позицию указав, что: «В связи с тем, что заявитель - ФИО1 прибыл на территорию РФ после 06.02.1992г., то есть после даты вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991г., и не приобрел российское гражданство в установленном законом порядке после прибытия в Россию, ему необходимо установить факт проживания на территории РФ до 01.11.2002г. Одним из таких документов может быть решение суда». 24.08.2015г. Благовещенский гор.суд вынес решение по заявлению, установив факт постоянного проживания ФИО1 с апреля 2002г. в г. Благовещенске Амурской области. После чего ФИО1 опять обратился в УФМС России по Амурской области с заявлением о предоставлении гражданства, предоставив вышеуказанное решение. Но, положительного результата не последовало, документы не принимались, в связи с чем непонятно, зачем говорили, что необходимо устанавливать юридический факт проживания в России, если для УФМС России по Амурской области это не имеет никакого значения в данном случае. В ноябре 2016г. ФИО1 получил информационное письмо № 34/15/15-4487 от 11.11.2016г. из отдела по вопросам миграции (ОВМ МОМВД России «Благовещенский»), из которого следует, что поскольку 01.01.2017г. прекращает свое действие ФЗ от 12.11.2012г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», то для приобретения гражданства РФ или признания гражданином РФ ФИО1 необходимо в срок до 01.01.2017г. обратиться с соответствующим заявлением, иначе будет утрачена возможность урегулировать свой правовой статус по указанным основаниям. Названным ФЗ была введена VIII. 1 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» направленная на урегулирование правового статуса отдельных категорий лиц, находящихся на территории РФ. ФИО1 опять обратился в с заявлением о приобретении гражданства РФ, и на мое заявление был дан ответ № 63/1438 от 09.12.2016г. из которого следует, что в ходе проверки факт его проживания на территории РФ на 06.02.1992г. не установлен, по учетам УФМС России по Амурской области на день выдачи паспорта гражданина РФ на территории Амурской области регистрацию по месту жительства не имел, с заявлением о приеме в гражданство РФ в установленном законом порядке не обращался. Вместе с тем, в материалах проверки имеется собственноручное объяснение ФИО1 от 11.01.2010г., из которого следует, что паспорт гражданина РФ был получен на основании паспорта гражданина Грузии. На основании изложенного, при наличии вида на жительство в РФ гражданство РФ ФИО1 может получить по основаниям установленным ст. 13 либо ст.14 ФЗ от 31.05.2002г. №62-ФЗ «О гражданстве РФ», т.е. как гражданин иностранного государства, следовательно, под действие ч.1 ст.41.3 Федерального закона «О гражданстве РФ» ФИО1 не подпадает. Получив данный отказ, ФИО1 крайне удивился тому фату, что якобы в своем объяснении от 11.01.2010г., на которое ссылается в своем отказе гос. орган, он указывал, что паспорт РФ получил в обмен на паспорт Грузии. ФИО1 такое никак не мог написать, т.к. никогда не состоял в гражданстве Грузии, и приехал на территорию РФ с паспортом гражданина СССР, как установлено судебным решением от 24.08.2015г. Обратившись в Управление по вопросам миграции ФИО1 попросил предоставить вышеуказанное объяснение от 11.01.2010г., на руки его не выдали, но ФИО1 посмотрел его в материалах дела, и в данном объяснении указано, что до приезда в РФ он постоянно проживал в Грузии, но не написано, что он имел гражданство и паспорт Грузии. ФИО1 указал на данное несоответствие сотрудникам Управления по вопросам миграции, но никакой реакции не последовало, отменять свой отказ № 63/1438 от 09.12.2016г. не стали. ФИО1 было предложено получить паспорт гражданина Грузии, и в дальнейшем уже, как гражданину Грузии обращаться за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство в РФ и гражданства РФ. Исполнение вынесенного предписания в дальнейшем сделает практически невозможным (из-за законодательства Грузии), получения для ФИО1 разрешения на въезд и проживание в России. Таким образом, не исключено серьезное вмешательство в право на уважение семейной, личной жизни. Во время своего пребывания на территории России (более 14 лет), ФИО1 ведет полностью легальный, законопослушный образ жизни, проживает с членами моей семьи, имеет место работы и жительства, высокий заработок, соблюдает законы РФ. В настоящее время оба сына находятся на территории России на абсолютно законных основаниях, так старший сын - ПВ, *** г.р. получил гражданство и паспорт гражданина РФ от 05.12.2012г., женился и работает в г. Благовещенске, младший сын - ПС, ***.р., имеет разрешение на временное проживание до 13.01.2019г., проходит обучение в «Благовещенском политехническом колледже», в дальнейшем также планирует получить российское гражданство, и жить в России.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение УМВД России по Амурской области Управление по вопросам миграции об отказе ФИО1 в приобретении гражданства РФ; обязать УМВД России по Амурской области Управление по вопросам миграции отменить вышеуказанное решение и принять решение о предоставлении ему гражданства РФ.

В судебном заседании административный истец, представитель административного истца настаивали на иске.

Представитель административного ответчика ФИО3 возражал против удовлетворения административного иска, в обоснование возражений указал, что 28.11.2016 в УВМ УМВД России по Амурской области поступило заявление (декларация) ФИО1, *** г.р. уроженца ***. Из которого следовало, что он со совей семьей до 2002 года проживал в ***, в апреле 2002 года вместе со своими детьми прибыл на территорию Амурской области Российской Федерации. В августе 2007 года в отделении УФМС России по Амурской области в городе Райчихинске, получил паспорт гражданина РФ, который в дальнейшем был признан недействительным и изъят. В 2015 году ФИО1 обращался в суд с требованием установить факт проживания на территории РФ. Исходя из выше сказанного, в настоящем заявлении, ФИО1 просит выдать ему паспорт гражданина РФ и разъяснить порядок получения гражданства РФ. По имеющимся данным в УВМ УМВД России по Амурской области, ФИО1, *** г.р., уроженец ***, прибыл на территорию в 2002 году, в 2007 году был документирован паспортом гражданина РФ. В декабре 2009 года по фактам незаконной выдачи паспортов гражданина РФ должностным лицом отделения УФМС России по Амурской области в г. Райчихинске, паспорт серии ***, выданный 08.08.2007 года на имя ФИО1 признан недействительным и был объявлен в розыск, по итогам которого в 2010 был изъят у ФИО1, а так же 11.01.2010 года от ФИО1 было получено собственноручно написанное объяснение в котором ос указывает что паспорт гражданина РФ он получил в замен паспорта гражданина Грузии. Так же, в УФМС России по Амурской области ранее ФИО1 представилял справку, подтверждающую отсутствия у него гражданства Грузии от 21.06.2011г. №4589/11 выданной Посольством Швейцарии в Российской Федерации Секции интересов Грузии, по инициативе УФМС был направлен запрос в Посольство Швейцарии в РФ Секции интересов Грузии от 08.02.2016 № 5/1678 с просьбой подтвердить выдачу данной справки, на что был получен ответ из Посольства Швейцарии в РФ Секции интересов Грузии от 29.02.2016г. №51/6956 в котором было сказано, что справка от 21.06.2011г. №4589/11 на имя ФИО1 не выдавалась. В соответствии с ч. 7 ст.4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» наличие у лица гражданства РФ либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Гражданином Российской Федерации признается лицо, которое постоянно проживало на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве РФ», то есть на 6 февраля 1992 года. Согласно п.1 раздела 2 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325, постоянное проживание подтверждается паспортом гражданина СССР со штампом прописки по месту жительства на 06.02.1992г. В соответствии с данными нормами федерального законодательства ФИО1 не мог быть признан гражданином РФ на основании ст. 13 Закона от 28.11.1991 № 1948-1. Таким образом, наличие у ФИО1, гражданства Российской Федерации, гражданства другой страны, в том числе гражданство Грузии, или отсутствия каково либо гражданства, на момент обращения в УВМ УМВД России по Амурской области не подтверждено. Сам ФИО1 с заявлением об установлении его личности с целью определения гражданства или признания его лицом без гражданства, а так же приобретения гражданства РФ в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов (УФМС, УМВД) не обращался. Таким образом, не принятие заявления к рассмотрению в 2016 году соответствует требованиям действующего законодательства, является законным и обоснованным. По результатам обращения ФИО1 УВМ УМВД России по Амурской области был направлен в его адрес ответ от 09.12.2016г. № 63/1438 в котором ему было разъяснено основания для отказа в выдачи ранее изъятого у него паспорта гражданина РФ, и порядок приема в гражданство Российской Федерации.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если "полагают; что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Из этого следует, что определение оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации является прерогативой федерального законодателя.

В настоящее время таким законом является Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», который содержит принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определяет основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации (статья 1).

До вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (1 июля 2002 года) основания приобретения гражданства Российской Федерации были определены Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», положения которого были направлены на решение вопроса гражданства лиц, состоявших ранее в гражданстве СССР.

В соответствии с пунктом «а» статьи 5 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона. В силу части 7 статьи 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших па день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

При этом, указанный Федеральный закон предусмотрел для граждан бывшего СССР возможность получить гражданство в упрощенном порядке при условии их регистрации по месту жительства на 01.07.2002 года, либо при наличии у них разрешения на временное проживание в Российской Федерации или вида на жительство, если они заявят об этом до 01.07.2009 года.

На основании ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (06 февраля 1992 года), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Решением Благовещенского городского суда от 24.08.2015 г. установлен факт проживания ФИО1 с апреля 2002 года в г. Благовещенске Амурской области. Согласно настоящему решению суда в ходе проверки УФМС России по Амурской области было установлено, что на имя ФИО1 был выдан паспорт серии ***, однако, паспорт был выдан с нарушением установленного порядка, как лицу, не имеющему принадлежности к гражданству Российской Федерации.

Согласно заключению по результатам служебной проверки, проведенной по фактам незаконной выдачи паспортов гражданина РФ от 28.12.2009 года, утвержденного начальником УФМС России по Амурской области 29.12.2009г., в ходе проведения проверок обоснованности выдачи паспортов гражданина Российской Федерации выявлены факты незаконной выдачи шести паспортов в августе 2007 г., в том числе паспорта серии *** ФИО1, который в соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 08.07.1997 г. №828 (в редакции постановления Правительства РФ от 20.12.2006 г. №779) подлежит изъятию, как выданный в нарушение установленного порядка.

Как следует из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика по результатам совещания об итогах служебной деятельности управления по вопросам миграции УМВД России по Амурской области за 9 месяцев 2016 г. и задачах по реализации государственной миграционной политики на оставшийся период текущего года начальником УМВД России по Амурской области 12.10.2016 г. принято решение за №12, в соответствии с п.6.1 которого решено организовать доведение до граждан, проживающих на подведомственной территории, документированных паспортами гражданина Российской Федерации необоснованно, а также использующих в качестве документа, удостоверяющего личность, паспорт гражданина СССР, информации о прекращении 31.12.2016 г. действия главы VIII Федерального закона «О гражданстве РФ» в форме предъявления указанным лицам соответствующего уведомления для ознакомления под роспись (в уведомлении предусмотреть предупреждение о последствиях отказа от обращения в территориальные подразделения по вопросам миграции с заявлением о приобретении гражданства РФ до 31.12.2016 г.

В связи с указанным, отделом по вопросам миграции МО МВД России «Благовещенский» 11.11.2016 г. в числе прочих ФИО1 было направлено письменное сообщение о прекращении 01.01.2017 г. действия Федерального закона от 12.11.2012 г. №182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»; приведены положения ст.41.1, 41.2 и 41.3 Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и разъяснено, что для приобретения гражданства Российской Федерации или признания гражданином Российской Федерации необходимо в срок до 01.01.2017 г. следует обратиться в отдел по вопросам миграции МО МВД России «Благовещенский» с соответствующим заявлением; в случае пропуска указанного срока будет утрачена возможность урегулировать свой правовой статус по указанным основаниям. Также указано о возможности получить консультацию по вопросу урегулирования своего правого статуса путем признания гражданином Российской Федерации или приобретения гражданства Российской Федерации по адресу место нахождения вышеуказанного отдела.

Так, в соответствии с пп. "д" ч. 1, ч. 2, 3 ст. 41.1 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 12.11.2012 года N 182-ФЗ) в настоящей главе определяются условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К указанным лицам относятся: лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года, у которых впоследствии полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, не было определено наличие гражданства Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства, при условии отсутствия у них действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве.

В соответствии с п. "а" ч. 4 ст. 41.2 Федерального закона от 31.05.2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 12.11.2012 года N 182-ФЗ) лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя.

28.11.2016 г. ФИО1 обратился на имя Врио начальника УМВД России по Амурской области с письменной декларацией, в которой указал, что до 2002 г. проживал в ***. В апреле 2002 г. с семьей (супругой СВ, сыновьями ПВ., *** года рождения и ПС., *** года рождения) переехал в Амурскую область, г. Благовещенск для постоянного проживания на территории Российской Федерации. В 2007 г. отделением УФМС России по Амурской области в г. Райчихинске выдали паспорт, но оказался не обоснованным. 26.08.2008 г. получил заграничный паспорт. В 2015 г. подал заявление в Благовещенский городской суд для установления РФ. Просил выдать паспорт РФ, разъяснить порядок получения гражданства Российской Федерации.

09.12.2016 г. из Управления по вопросам миграции УМВД России по Амурской области ФИО1 на обращение от 28.11.2016 г. был дан ответ за исх. №63/1438, в котором было указано, что в 2009 году была проведена проверка обоснованности выдачи ФИО1 паспорта гражданина Российской Федерации, по результатам которой оформленный на его имя паспорт признан выданным в нарушении установленного порядка в связи с тем, что он не приобрел гражданство Российской Федерации. При подготовке заключения проводилась проверка установления факта постоянного проживания ФИО1 на день вступления в силу Закона РФ от 28.11.1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", а также факта приобретения гражданства Российской Федерации по иным основаниям. В ходе проверки факт проживания ФИО1 на территории России на 06.02.192 года не установлен, по учетам УФМС России по Амурской области на день выдачи паспорта гражданина Российской Федерации ФИО1 на территории Амурской области регистрации по месту жительства не имел, с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в установленном Законом порядке не обращался. Вместе с тем, в материалах проверки имеется собственноручное объяснение ФИО1 от 11.01.2010 г., из которого следует, что паспорт гражданина Российской Федерации был получен ФИО1 на основании паспорта гражданина Грузии. На основании изложенного, ФИО1 разъяснен порядок приобретения гражданства Российской Федерации.

Не согласившись с данным ответом (решением) ответчика, ссылаясь на отсутствие у него гражданства Грузии и приезда на территорию Российской Федерации с паспортом гражданина СССР, административный истец обратился с настоящим иском в суд.

В соответствии с пункта "а, б, в" статьи 30 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях.

В силу ст. 28 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации (часть 1).

Решение вопросов гражданства Российской Федерации осуществляется путем принятия индивидуального правового акта органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, в соответствии со ст.35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ.

Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ст.39.Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ), то есть суд может проверить наличие либо отсутствие оснований для получения гражданства у заявителя только в случае обжалования решения, которое принято полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации.

Определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации в силу п. «а» ст.30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года №62-ФЗ, п.7.13.2 «Положения о Федеральной миграционной службе» утв. Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2012 года №711 отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальным органам.

В силу ч.3 ст.44 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, установлен порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.

Непосредственный порядок исполнения государственной функции по определению наличия гражданства Российской Федерации, приобретению или прекращению гражданства Российской Федерации, согласованию или отклонению, либо отмене решений по вопросам гражданства, ведению учетов лиц, изменивших гражданство, урегулирован Административным регламентом исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденным Приказом ФМС России от 19 марта 2008 года №64.

В соответствии с п.51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года №1325 при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом ч.7 ст.4 и ст.42 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом (п.52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации).

Правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции на территории Амурской области осуществляет Управление Федеральной миграционной службы по Амурской области, которое является территориальным органом Федеральной миграционной службы в субъекте Российской Федерации (п.1 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Амурской области, утв. приказом ФМС России от 2 декабря 2013 года №620).

В силу п.6.1 Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Амурской области, утв. приказом ФМС России от 2 декабря 2013 года №620, одной из основных задач Управления является производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации (п.6.1); в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет определение и оформление наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации (подп.5 п.15.3); принятие от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации (подп.6 п.15.3) и др.

Указом Президента РФ №156 от 05.04.2016 года упразднены Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы.

Данный Указ Президента РФ вступил в законную силу с 05.04.2016 года.

Указом Президента РФ №156 от 05.04.2016 года установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах.

Между тем, как следует из материалов дела, решение о наличии либо отсутствии оснований для получения гражданства Российской Федерации у ФИО1 управлением по вопросам миграции УМВД России по Амурской области не принималось, поскольку с заявлением об оформлении гражданства Российской Федерации в порядке, определенном в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325, он не обращался.

В декларации от 28.11.2016 г., поданном ФИО1 на имя Врио начальника УМВД России по Амурской области, он просил выдать ему паспорт гражданина Российской Федерации, ссылаясь на обращение в Благовещенский городской суд с заявлением для установления факта проживания в Российской Федерации и разъяснить порядок получения гражданства Российской Федерации.

В письменном ответе от 09.12.2016 г. ФИО1 указано о проведенной проверке обоснованности выдачи ранее ему паспорта гражданина Российской Федерации и результатах проверки- признания оформленного на ФИО1 паспорта гражданина Российской Федерации выданным в нарушении установленного порядка в связи с тем, что он не приобретал гражданство Российской Федерации; о наличии в материалах проверки собственноручного объяснения ФИО1 от 11.10.2010 г. из которого следует, что паспорт гражданина Российской Федерации им был получен на основании паспорта гражданина Грузии; и разъяснен порядок приема в гражданство Российской Федерации.

Указание в иске, что судебным решением от 24.08.2015 г. установлено, что он приехал на территорию Российской Федерации с паспортом гражданина СССР, опровергается решением Благовещенского городского суда от 24.08.2015 г., из которого следует, что данное обстоятельство судом не было установлено; эти пояснения были лишь приведены заявителем ФИО1, его представителем в ходе рассмотрения дела, что и было указано в описательной части настоящего решения (л.д.1).

При этом согласно материалам дела ФИО1 ранее представлялась в УФМС России по Амурской области справка от 21.06.2011 г.№ №4589/11, выданная Посольством Швейцарии в РФ секция интересов Грузии, об отсутствии у него гражданства Грузии. В ответ на запрос заместителя руководителя УФМС России по Амурской области от 08.02.2016 г. о подтверждении выдачи вышеуказанной справки, консулом Посольства Швейцарии в РФ секция интересов Грузии 29.02.2016 г. было указано, что справка от 21.06.2011 г.№ №4589/11 на имя ФИО1, 21.03.1967 г/р, секцией интересов Грузии Посольства Швейцарии в РФ не выдавалась.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Из оспариваемого административным истцом письменного ответа (решения) на его обращение (декларацию) следует, что государственным органом дан ответ по существу поставленных им вопросов с учетом результата проведенной проверки обоснованности выдачи ему паспорта гражданина Российской Федерации и требований положений Закона РФ от 28.11.1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации", ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Также, судом принимается во внимание, что ФИО1 после полученного оспариваемого ответа (решения) от 09.12.2016 г. обратился с заявлением на имя начальника УМВД России по Амурской области, где указывая о приезде в Российскую Федерацию в 2002 г. и о получении в 2002 г. паспорта гражданина Российской Федерации, просил провести трансграничную проверку на наличие либо отсутствие у него гражданства Грузии с дачей согласия на обработку его персональных данных. В связи с этим начальником УМВД России по Амурской области 19.01.2017 г. направлен запрос в отношении ФИО1 в секцию интересов Республики Грузия при Посольстве Швейцарии в Российской Федерации.

При установленных по делу выше обстоятельствах, наличие у ФИО1 совершеннолетних детей граждан Российской Федерации, а также иных близких родственников само по себе не может являться достаточным основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку эти обстоятельства не порождают безусловной обязанности административного ответчика принять решение о предоставлении ему гражданства Российской Федерации.

Таким образом, проверив и оценив доказательства дела в их совокупности по правилам ст. 62 КАС РФ суд приходит к выводу, что ответ (решение) Управления по вопросам миграции УМВД России по Амурской области от 09.12.2016 гг. №63/1438 на поданную 28.11.2016 г. декларацию ФИО1 является обоснованным по существу изложенных выше оснований.

В нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ административный истец не представил доказательств о нарушении административным ответчиком его прав, свобод и законных интересов.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении административного иска о признании незаконным решения УМВД России по Амурской области об отказе в приобретении гражданства Российской Федерации, обязании отменить его и принять решение о предоставлении гражданства Российской Федерации отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Благовещенского

городского суда Н.З. Кургунова

Решение в окончательной форме изготовлено 06 февраля 2017 года.