К делу № 2а-703/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Сочи 17 января 2018 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Шевелева Н.С.
при секретаре судебного заседания Чепнян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г. Сочи о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец ФИО1 обратился в Центральный районный суд города Сочи к администрации г. Сочи о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов».
В административном иске ФИО1 просил: признать незаконным полностью решение администрации города Сочи в лице уполномоченного органа департамента имущественных отношений администрации города Сочи об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов»; обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в силу выдать ФИО1, подписанный Департаментом договор купли-продажи земельного участка площадью 1715 кв.м. с кадастровым номером № адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал на то, что на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № у него в собственности находится здание теплицы, литер «А», назначение: нежилое, площадь: общая - 928 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта № (ранее присвоенный государственный учетный №). Указанное здание теплицы расположено на земельном участке площадью 1715 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - занимаемый теплицей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№. Указанный земельный участок находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи. Ранее указанный земельный участок на основании постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ и договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ находился у ФИО1 в аренде по ДД.ММ.ГГГГ. На момент подачи настоящего административного иска указанный договор аренды расторгнут, запись о регистрации сделки погашена. Письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ административному истцу разъяснено, что при наличии оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ и административными регламентами «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов», «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденными постановлениями администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, он буду вправе обратиться в МАУ МФЦ города Сочи на предоставление одной из вышеуказанных муниципальных услуг. В соответствии с указанными разъяснениями в порядке, предусмотренном административным регламентом «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденным постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 обратился в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату. Письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 отказано в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов». Отказ мотивирован тем, что вышеуказанный земельный участок частично расположен в границах «красных линий» улицы Звездной. Считает, что решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» принято в нарушение норм действующего законодательства, нарушает мое право как собственника здания теплицы на оформление занимаемого им земельного участка в собственность за плату и создает препятствия в оформлении права собственности на землю, в связи с чем подлежит признанию незаконным. Указывает на то, что красная линия <адрес> установлена незаконно в нарушение порядка, предусмотренного градостроительным законодательством. По сути, красная линия не установлена вовсе. Из плана градостроительного регулирования от ДД.ММ.ГГГГ, являющемся составной частью справки градостроительной базы данных и дежурного плана города, следует, что красная линия <адрес> внесена в градостроительную базу данных и дежурный план города Сочи по «Исходным данным для проектирования красных линий города Сочи» проектного института «Южпроекткоммунстрой» 2001 года. Указанные «Исходные данные» являются лишь основанием для дальнейшей разработки границ красных линий в рамках подготовки проекта планировки территории и утверждения в установленном порядке. Отсутствие в плане градостроительного регулирования ссылки на утвержденный проект планировки территории свидетельствует о незаконности нанесения на дежурный план города Сочи границ красных линий <адрес>. Таким образом, отказ департамента имущественных отношений администрации города Сочи, основанный на том, что указанный земельный участок располагается якобы в границе «красной линии», является незаконным и подлежит отмене, поскольку не соответствует ст. ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ. Обратившись в администрацию города Сочи с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 1715 кв.м с кадастровым номером № по адресу: <адрес> в собственность без проведения торгов, ФИО1 представил документы, подтверждающие наличие зарегистрированного права собственности на расположенное на указанном земельном участке здание теплицы литер А, назначение: нежилое, площадь: общая - 928 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый (условный) номер объекта № Отказ департамента имущественных отношений администрации города Сочи является незаконным по вышеперечисленным основаниям и принятым в нарушение ст. ст. 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ. Административный истец указывает на то, что неисполнение администрацией города Сочи установленных законом полномочий по выдаче в установленный срок договора купли-продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, является решением, создающим препятствия к осуществлению им права на оформление в собственность земельного участка.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о дне, времени и месте назначенного судебного заседания извещен надлежащим образом, для участия в деле направил своего представителя ФИО2, который действует на основании соответствующей доверенности.
В судебном заседании ФИО2 поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении, на удовлетворении заявленных требований настаивал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации города Сочи – ФИО3, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, возражала против его удовлетворения, просила суд в удовлетворении отказать по основания, изложенным в отказе.
Заслушав доводы и пояснения сторон, участвующих в рассмотрении дела, изучив материалы данного административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Задачами административного судопроизводства, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Статьей 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Принуждение к отказу от права на обращение в суд является недопустимым.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как следует из материалов дела, административный истец ФИО1 на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № является собственником здания теплицы, литер «А», назначение: нежилое, площадь: общая - 928 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер объекта № (ранее присвоенный государственный учетный №), о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ произведена запись регистрации №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№.
Указанное здание теплицы расположено на земельном участке площадью 1715 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: Российская <адрес>.
Данный земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным видом использования - занимаемый теплицей, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ указанный земельный участок находится в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, номер и дата государственной регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельный участок с кадастровым номером № на основании постановления администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ был предоставлен ФИО1 и на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды) от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного с муниципальным образованием город-курорт Сочи в лице департамента имущественных отношений администрации г. Сочи.
Срок договора аренды был установлен с момента его государственной регистрации по ДД.ММ.ГГГГ.
На момент рассмотрения настоящего административного дела указанный договор аренды между сторонами расторгнут, запись о регистрации сделки погашена.
Письмом департамента имущественных отношений администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 разъяснено, что при наличии оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ и административными регламентами «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов», «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», утвержденными постановлениями администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 вправе обратиться в МАУ МФЦ города Сочи на предоставление одной из вышеуказанных муниципальных услуг в отношении указанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию города Сочи через МАУ «МФЦ» г. Сочи с заявлением о предоставлении ему муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка площадью 1715 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи ФИО1 в соответствии с п. 34 приложения к постановлению администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в предоставлении данной муниципальной услуги отказано, о чем выдан письменный отказ №.
Данный отказ мотивирован тем, что кадастровый (условный, инвентарный) номер здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в сообщении не указан. Кроме того, согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, полученным в порядке межведомственного взаимодействия, установлено, что вышеуказанный земельный участок частично расположен в границах «красных линий» улицы
Административный истец просит признать незаконным отказ администрации города Сочи в лице уполномоченного органа департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов», а также обязать администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в силу выдать ему подписанный Департаментом договор купли-продажи земельного участка площадью 1715 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес> находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
Отказывая административному истцу в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.
Порядок и основания предоставления земельных участков установлены Земельным Кодексом РФ и административными регламентами предоставления муниципальных услуг, и зависят от целей использования земельных участков, в зависимости от имеющихся оснований.
Статьей 39.1 Земельного кодекса РФ предусмотрены основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (часть 1 ст. 39.1 ЗК РФ).
Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с положениями названной статьи, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно подпункту 6 пункта 2 данной статьи без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 32 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 января 2015 года № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов», одним из обязательных документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, с целью приобретения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, является сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием их кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Судом установлено и не оспаривалось административным истцом, что кадастровый (условный, инвентарный) номер здания, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в представленном сообщении не был указан.
В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии представляют собой линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно положениям ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Краснодарскому краю, полученным в порядке межведомственного взаимодействия, установлено, что земельный участок с кадастровым номером № частично расположен в границах «красных линий» <адрес>.
Однако, в подтверждение доводов о том, что регламентированный статьями 41, 42, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ обязательный для исполнения порядок установления красных линий <адрес> администрацией города Сочи не соблюден, а именно, что не утверждены в установленном порядке проект планировки территории, на которой расположено здание теплицы, и правила землепользования и застройки города Сочи, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, руководствуясь п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд находит необходимым отказать в удовлетворении заявленных ФИО1 требований.
Отказ администрации города Сочи в лице уполномоченного органа департамента имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» основан на нормах действующего законодательства и им не противоречит, а доводы, приведенные административным истцом, не являются основанием для признания данного отказа незаконным.
При таких обстоятельствах, не находит основания для возложения на администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений обязанности в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в силу выдать ФИО1, подписанный Департаментом договор купли-продажи земельного участка площадью 1715 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов,
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации г. Сочи о признании незаконным решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.С. Шевелев
Мотивированное решение суда составлено и подписано судьей 19.01.2018 года.
«Решение в законную силу не вступило»
"Согласовано"