Дело 2а-703/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 апреля 2019 года город Артем Приморский край Артемовский городской суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Левицкой Ж.В., при секретаре Рогожкиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Уссурийской таможне о признании незаконными решения, возложении обязанности, установил: ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, указав, что 07.11.2018 она направила в адрес ДАПП Полтавка Уссурийской таможни два экземпляра заполненной пассажирской таможенной декларации для выпуска товаров для личного пользования, ввезенного ФИО1 в сопровождаемом багаже 09.07.2018 из КНР в РФ, с подтверждением предназначения и стоимости товара для личного пользования, чем подтвердила право на льготу по уплате таможенных платежей в отношении товаров. Ранее, указанный товар был задержан таможенным органом по протоколу задержания товаров и документов на них от 09.07.2018 №, в котором причины и основания для задержания товаров не указаны. Письмом от 13.11.2018 № таможенный орган возвратил ей пассажирскую таможенную декларацию с отметкой об отказе в регистрации в связи с п. 9 ст. 109, ст.261 ТК ЕАЭС. Считает такой отказ, влекущий за собой отказ в выпуске товаров, незаконным. Ссылка таможенного органа в отказе в регистрации ПТД на п.9 ст.109 и ст.261 ТК ЕАЭС не может считаться мотивированной причиной отказа, поскольку из нее нельзя сделать однозначный вывод о том, что именно послужило причиной отказа (какие именно документы не предоставлены). К тому же такое основание для отказа не поименовано в пункте 6 Порядка совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, либо товаров для личного пользования, временно ввезенных на таможенную территорию союза, выпуска товаров и отражения факта их признания не находящимися под таможен контролем, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010, содержащего исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации. Оспариваемое решение таможенного органа об отказе в регистрации пассажирской таможенной декларации на товары для личного пользования не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а потому нарушает ее права и законные интересы на своевременное окончание процедуры таможенного оформления товара, а также ее права по владению и распоряжению принадлежащими ей товарами, поскольку созданы препятствия к их осуществлению. Просила признать незаконным решение должностного лица ДАПП Полтавка Уссурийской таможни от 13.11.2018 об отказе в регистрации пассажирской таможенной декларации на товары для личного пользования от 06.11.2018, поданной ФИО1 и обязать устранить допущенное нарушение. Взыскать с Уссурийской таможни в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей. Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования уточнила, помимо заявленных, просила также возложить на административного ответчика обязанность принять и зарегистрировать пассажирскую таможенную декларацию на товары личного пользования от 06.11.2018. Уточенные исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, а также в представленных письменных пояснениях, настаивала на их удовлетворении. В судебном заседании представитель административного ответчика – Уссурийской таможни по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями ФИО1 не согласилась, представила письменные возражения, указав, что 13.11.2018 в Уссурийскую таможню поступила пассажирская таможенная декларация, поданная ФИО1, к которой приложены следующие документы: товарная накладная, перевод товарной накладной, заверенный ФИО1, копия свидетельства о рождении ФИО3, копии документов из ГИБДД на 3 листах. Поскольку к пассажирской таможенной декларации, поданной ФИО1, не представлен документ, удостоверяющий личность декларанта - копия паспорта, таможенный орган правомерно отказал в регистрации таможенной декларации, указав на несоблюдение декларантом положений пункта 9 статьи 109 и статьи 261 ТК ЕАЭС. Просила в иске отказать. Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды. В соответствии с пунктом 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 ТК ЕАЭС. В отношении товаров для личного пользования допускается таможенное декларирование в письменной форме (пункт 4 статьи 104 ТК ЕАЭС). В силу пункта 3 статьи 105, пункт 3 статьи 260 ТК ЕАЭС пассажирская таможенная декларация применяется для таможенного декларирования гражданами товаров для личного пользования, подлежащих декларированию, а также для помещения таких товаров в установленных случаях под таможенную процедуру таможенного транзита. Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 287 утвержден Порядок заполнения пассажирской таможенной декларации. Согласно пункту 12 названного порядка в пункте 1 декларации указываются сведения о декларанте, реквизиты документа, удостоверяющего личность декларанта. Согласно пункту 1 статьи 109 ТК ЕАЭС таможенная декларация подается таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании регистрировать таможенные декларации. Пунктом 9 этой же статьи установлено, что подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения. Перечень документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования установлен статьей 261 ТК ЕЭС. К документам, подтверждающим сведения, заявленные в пассажирской таможенной декларации, относятся, в том числе, документы, удостоверяющие личность декларанта (подпункт 1 пункта 1 статьи 261 ТК ЕАЭС). Как следует из доводов административного иска, а также пояснений сторон, данных в судебном заседании, 09.07.2018 должностным лицом таможенного органа товары (запчасти для автотранспортных средств), ввозимые ФИО1 из КНР в сопровождаемом ею багаже, были задержаны и размещены на склад временного хранения. В этот же день - 09.07.2018 должностным лицом таможенного органа направлено в адрес ФИО1 уведомление (требование), в котором указывалось на необходимость в срок до 09.11.2018 предоставить документы с их письменным переводом на русский язык, предоставление которых необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства, а именно: документы (оригиналы либо заверенные нотариальные копии), подтверждающие стоимость товаров для личного пользования, заявленную в ходе проведения контроля с указанием в документах идентификационных признаков товаров; документы (оригиналы либо заверенные нотариальные копии), подтверждающие владение/пользование/ распоряжение автотранспортным средством (свидетельство о регистрации транспортного средства, доверенность и пр.). В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 13.11.2018 в Уссурийскую таможню ФИО1 подана пассажирская таможенная декларация от 06.11.2018, к которой приложены следующие документы: товарная накладная в подлиннике, перевод товарной накладной, заверенный ФИО1, копия свидетельства о рождении ФИО3, копии документов из ГИБДД на 3 листах. При этом документ, удостоверяющий личность декларанта, к пассажирской таможенной декларации в нарушение требований пункта 9 статьи 109, статьи 261 ТК ЕАЭС не приложен. Согласно подпункту 7 пункта 5 статьи 111 ТК ЕАЭС несовершение действий, которые в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации также является основанием для отказа в регистрации пассажирской таможенной декларации. Принимая во внимание, что декларантом ФИО1 к пассажирской таможенной декларации не представлен документ, удостоверяющий ее личность, таможенный орган правомерно отказал в регистрации таможенной декларации в связи с несоблюдение декларантом требований пункта 9 статьи 109 и статьи 261 ТК ЕАЭС. Доводы административного истца о том, что у таможенного органа имелся документ, удостоверяющий личность – заграничный паспорт ФИО1, представленный ею до подачи пассажирской таможенной декларации, а именно при прохождении 09.07.2018 таможенного контроля отклоняется судом как основанный на неверном понимании норм права. Так, в силу пункта 9 статьи 109, статьи 261 ТК ЕАЭС подача пассажирской таможенной декларации сопровождается представлением таможенному органу, в том числе документа удостоверяющего личность. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу положений статьи 227 КАС РФ признание решений, действий (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными. Принимая во внимание, что решение административного ответчика от 13.11.2018 по отказу в регистрации пассажирской таможенной декларации от 06.11.2018 основано на законе, оснований для удовлетворения требований не имеется. Кроме этого суд полагает необходимым отметить следующее. Анализ части 1 статьи 4, статей 218, 227 КАС РФ свидетельствует о том, что решение суда о признании решения, действия (бездействия) незаконным своей целью преследует восстановление прав административного истца. Решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на совершение административным ответчиком действий, направленных на восстановление нарушенного права административного истца. Между тем, в рассматриваемом случае возложение обязанности на таможенный орган зарегистрировать пассажирскую таможенную декларацию не восстановит право административного истца на своевременное завершение процедуры таможенного оформления товара, а также его права на владение и распоряжение, принадлежащими товарами, задержанных 09.07.2018 должностным лицом таможенного органа и помещенных на склад временного хранения. Руководствуясь статьей 227 КАС РФ, решил: Административный иск ФИО1 к Уссурийской таможне о признании незаконными решения от 13.11.2018 об отказе в регистрации пассажирской таможенной декларации на товары для личного использования от 06.11.2018, возложении обязанности оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Артемовский городской суд Приморского края. Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 15.04.2019.
|