В окончательной форме решение суда принято 21 февраля 2017 года
Дело № 2а- 751/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ялта 17 февраля 2017 года
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием истцов – ФИО1, ФИО2, представителя ответчиков – ФИО3, представителя заинтересованного лица - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым ФИО5, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц, - начальник отдела по межнациональным отношениям и обустройству репрессированных народов Крыма Администрации города Ялта Республики Крым, обслуживающий кооператив «Аутка» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к начальнику отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым ФИО5 о возложении на нее обязанности произвести регистрацию согласованных с главным архитектором города земельных участков, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес> в двухдневный срок.
Исковые требования обоснованы тем, что они обратились в Администрацию города Ялта с заявлениями о предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав вышеуказанных земельных участков, предоставив необходимый перечень документов. Графические материалы по месту размещения земельных участков были согласованы Начальником Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта. Вместе с тем, начальник отдела по геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта отказывается произвести их регистрацию на карте размещения земельных участков муниципального образования городской округ Ялта, создавая им тем самым препятствия в их оформлении.
В судебном заседании истцы поддержали заявленные исковые требования в полном объеме.
Судом в качестве соответчика был привлечен Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта.
Представитель ответчиков Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта и его должностного лица – начальника отдела геодезии и картографии ФИО5 исковые требования не признал. Свои возражения мотивирует тем, что согласно данных отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, у них имеются сведения о зарегистрированных топогеодезических работах в отношении земельных участков, расположенных в городе <адрес> за ФИО1 (участок №) и за ФИО2 (участок №), площадью по 400 кв. метров каждый. При обращении истцов в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта, за предоставлением земельных участков в порядке завершения оформления прав ими были представлены кадастровые паспорта, в которых указаны иные границы и площадь земельных участков, в результате чего было выявлено наложение на границы ранее зарегистрированных и проектируемых к отводу земельных участков. Считает, что требования истцов к начальнику отдела геодезии и картографии ФИО5 заявлены к ненадлежащему ответчику, поскольку предоставленный ею по запросу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта ответ является только информационным сообщением, которое не влечет для истцов каких-либо правовых последствий.
Представитель заинтересованного лица начальника отдела по межнациональным отношениям и обустройству репрессированных народов Крыма Администрации города Ялта против исковых требований возражал, указав, что истцам было дано разрешение на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков ориентировочной площадью, без указания их конкретного месторасположения. Решением Ялтинского городского Совета от 26 сентября 2006 года Обслуживающему кооперативу «Аутка» было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в районе микрорайона Аутка. В последующем, Обслуживающим кооперативом были выполнены топогеодезические работы для установления границ их землепользования, куда также включены земельные участки, подлежащие предоставлению в собственность истцов, по 0,04 га каждому. На сегодняшний день поставленные истцами на кадастровый учет земельные участки имеют иную площадь (по 0,06 га) и иную конфигурацию, в связи с чем налагаются на земельные участки других членов кооператива.
Судом в качестве заинтересованного лица был привлечен обслуживающий кооператив «Аутка», который был извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки представителя суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела суд не просил.
Поскольку причин уважительной неявки в судебное заседание представителем ОК «Аутка» не представлено, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о следующем.
Судом установлено, что решением 22-й сессии 5-го созыва № 380 от 18 декабря 2008 года было дано разрешение ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0600 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес>», с последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского Совета.
Решением 22-й сессии 5-го созыва № 381 от 18 декабря 2008 года ФИО2 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,0600 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: <адрес> с последующей передачей в собственность, на землях Ялтинского городского Совета.
Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно ст. 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313.
В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом.
Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37).
Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
Судом установлено, что 18 октября 2016 года ФИО1 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>.
25 октября 2016 года ФИО2 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении в его собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка площадью 600 кв. метров, расположенного по адресу<адрес>
В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение:
1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования.
Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней.
2) В исполнительные органы государственной власти Республики Крым в сфере экологии и природопользования, лесных и охотничьих отношений, охраны культурного наследия (в случае если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного фонда и особо охраняемых территорий), которые осуществляют проверку на предмет нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов.
Судом установлено, что Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, с целью исполнения требований Закона № 38-ЗРК, Постановления Совета Министров Республики Крым № 313, а также Правил, утвержденных решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года, были направлены межведомственные запросы в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта.
Начальником Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, за подписью ФИО6 (исполнитель ФИО5) в ответ на межведомственный запрос сообщено, что по данным отдела геодезии и картографии границы земельного участка ФИО2 и земельного участка ФИО1 накладываются на границы зарегистрированных ранее земельных участков.
Ответ аналогичного содержания был направлен начальником Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта 26.12.2016 года в адрес ФИО1 и ФИО2
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, по смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно Должностной инструкции начальника отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым, указанное должностное лицо осуществляет ведение дежурной схемы выполненных топографо – геодезических работ лицензированными проектно – изыскательскими предприятиями и другими организациями на территории муниципального образования городской округ Ялта (пункт 3.1.9).
Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ утверждена приказом Роскартографии от 29.06.1999 N 86-пр (далее - Инструкция).
В силу пункта 1.2.1 Инструкции контроль геодезических, топографических и картографических работ осуществляются в процессе внутриведомственного контроля и в процессе государственного надзора за исполнением геодезических, топографических и картографических работ.
Установлено, что при рассмотрении Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялта межведомственного запроса, поступившего от Департамента имущественных и земельных отношений относительно испрашиваемых истцом земельных участков было выявлено наличие в дежурной схеме сведений о ранее зарегистрированном Техническом отчете по топогеодезическим работам для установления границ землепользования Обслуживающего кооператива «Аутка» по адресу: г. Ялта, выше объездной дороги, в районе микрорайона Аутка, напротив АЗС «ТНК», выполненного на основании решения Ялтинского городского Совета № 168 от 26 сентября 2006 года, которым ОК «Аутка» было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 1,4 га.
В соответствии с информацией, имеющейся в Департаменте архитектуры, испрашиваемые истцами в собственность земельные участки накладываются на земельный участок, проектируемый к отводу Обслуживающим кооперативом «Аутка», сведения о котором уже внесены в дежурную схему, из которой в установленном порядке на сегодняшний день не исключены.
Таким образом, судом установлено, что начальником отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, в пределах своих полномочий и в соответствии с имеющейся у нее информацией относительно ведения ею дежурной схемы выполненных топографо – геодезических работ, было предоставлено эту информацию другому структурному подразделению Администрации города Ялта в рамках межведомственного взаимодействия.
Поскольку на сегодняшний день из дежурной схемы не исключены сведения о ранее зарегистрированных топогеодезических работах в отношении земельного участка ОК «Аутка», суд считает требования истцов о понуждении ответчика внести в схему сведения о земельных участках с наложением, необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
отказать в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к начальнику отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики Крым ФИО5, Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта об обязании совершить определенные действия.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Ю.С. Кононова