Дело № 2а-704/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 сентября 2018 года г. Моздок РСО-Алания
Моздокский районный суд РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Бондаренко Е.А., при секретаре Расуловой Д.М., с участием представителя административного истца - прокурора Моздокского района - старшего помощника прокурора Моздокского района Теркоева Р.Р., представителя административных ответчиков - Главы муниципального образования - Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания (далее - Глава МО Моздокский район РСО-Алания) - председателя Собрания представителей Моздокского района ФИО1 - ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Моздокского района к Главе МО Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы МО Моздокский район РСО-Алания о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение,
установил:
Прокурор Моздокского района обратился в суд с административным иском с учетом уточнения предмета иска к Главе МО Моздокский район РСО-Алания, о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение.
Собрание представителей Моздокского района в лице Главы МО Моздокский район РСО-Алания было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Исковое требование мотивировано тем, что решение Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правовою акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу)» принято за пределами компетенции представительного органа муниципального образования - Моздокский район, противоречит действующему федеральному законодательству.
Старший помощник прокурора Моздокского района Теркоев Р.Р. в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, основываясь на доводах административного иска.
Представитель административного ответчика - Главы МО Моздокский район РСО-Алания - председателя Собрания представителей Моздокского района ФИО1 - ФИО2 в судебном заседании возразила против удовлетворения иска, полагая решение принятым в пределах полномочий Собрания представителей Моздокского района.
Выслушав представителей административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела в порядке ст.ст. 59, 62 КАС РФ и оценив доказательства в порядке ст. 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Спорные правоотношения регламентируются ст.ст. 218-228 КАС РФ, п. 1, 2 ст. 11, п. 1 ст. 34, п.9 ст. 35 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) (далее - ФЗ № 131-ФЗ), ст.ст. 2 ч.2, 3, 4, 9, 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - ФЗ № 6-ФЗ), ст.ст. 1 ч.2, 3 ч.1 пп.1, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ № 172-ФЗ), ст.ст. 6, 7 п.3, 22 п.3, 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации», «Общими требованиями к стандартам внешнего государственного муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации муниципальных образований» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 17.10.2014 N 47К (993)), Уставом МО Моздокский район РСО-Алания (далее - Устав).
Пунктом 1 ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, обладающий правами юридического лица (п.9 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ), глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Одним из принципов деятельности контрольно-счетных органов является их независимость (ст. 4 ФЗ № 6-ФЗ).
В соответствии с ч.2 ст. 2 ФЗ № 6-ФЗ, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции РФ и осуществляется ФЗ № 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, ФЗ № 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 4, 6 ст. 3 ФЗ № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования; обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно; наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ.
Контрольно-счетный орган муниципального образования полномочен проводить финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ (п. 7 ч.2 ст. 9 ФЗ № 6-ФЗ).
Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля (ч.1 ст. 11 ФЗ № 6-ФЗ), которые утверждаются контрольно-счетными органами (ч.2 ст. 11 ФЗ № 6-ФЗ).
Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2.1. Общих требований стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведена контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - стандарты контрольно-счетных органов) - это внутренние нормативные документы, определяющие характеристики, правила и процедуры организации и осуществления деятельности контрольно-счетных органов по проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и (или) требования кш результатам.
Согласно п. 2.2. Общих требований контрольно-счетные органы самостоятельно разрабатывают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, исходя из основных принципов контроля, и общих требований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, с учеты региональных и муниципальных особенностей.
Согласно ч.2 ст. 1 ФЗ № 172-ФЗ коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствии с пп.1 ч.1 ст. 3 ФЗ № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с ФЗ № 172-ФЗ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 ФЗ № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.
Согласно пп.15 п.2 ст. 26 Устава к компетенции Собрания представителей Моздокского района отнесено создание контрольного органа МО - Контрольно-ревизионной комиссии Моздокского района (далее - КРК МО), Статья 26 Устава, регламентирующая полномочия собрания представителей Моздокского района, не содержит иных полномочий в отношении КРК МО. При этом п.1 ст. 31 Устава предусмотрено, что решения Собрание представителей района полномочно принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также вопросам организации своей деятельности.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ председателя Контрольно- счетной палатой Моздокского района РСО-Алания утвержден Регламент Контрольно-счетной палаты Моздокского района РСО-Алания (с последующими изменениями в ред. распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно п. 22.1 cт. 22 которого срок проведения контрольных проверок дача и экспертных заключений не может превышать 45 рабочих дней.
Решением Собрания представителей Моздокского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовке заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правового акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу» установлено, что срок проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы Контрольно-счетной палаты муниципальной образования - Моздокский район РСО-Алания (проект муниципального правовой акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу) не можeт составлять более 10 рабочих дней.
Принесенный прокуратурой Моздокского района в порядке надзора протест об отмене указанного акта, был отклонен Решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении протеста заместителя прокурора в порядке надзора № от ДД.ММ.ГГГГ.».
Допрошенный в судебном заседании председатель КРК МО ФИО3 полагал, что оспариваемое решение принято вне рамок компетенции Собрания представителей Моздокского района.
Исходя из того, что Решение Собрания представителей Моздокского района № от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действующему законодательству, Уставу, суд полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора Моздокского района к административным ответчикам - Главе МО Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы МО Моздокский район РСО-Алания о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение.
В соответствии с п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-182, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора Моздокского района к Главе муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение, - удовлетворить.
Признать решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правовою акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу)» недействующим со дня принятия.
Обязать административных ответчиков - Главу муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания, Собрание представителей Моздокского района отменить решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правового акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу)».
Административным ответчикам - Главе муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Моздокского района в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Моздокский вестник» или «Время, события, документы» и размещению на официальном сайте Муниципального Образования Моздокский район РСО-Алания.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Моздокский районный суд.
Судья Е.А. Бондаренко