ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-704/18 от 12.09.2018 Моздокского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2а-704/18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 сентября 2018 года г. Моздок РСО-Алания

Моздокский районный суд РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Бондаренко Е.А., при секретаре Расуловой Д.М., с участием представителя административного истца - прокурора Моздокского района - старшего помощника прокурора Моздокского района Теркоева Р.Р., представителя административных ответчиков - Главы муниципального образования - Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания (далее - Глава МО Моздокский район РСО-Алания) - председателя Собрания представителей Моздокского района Гугиева Г.А. - Головко Е.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Моздокского района к Главе МО Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы МО Моздокский район РСО-Алания о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение,

установил:

Прокурор Моздокского района обратился в суд с административным иском с учетом уточнения предмета иска к Главе МО Моздокский район РСО-Алания, о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение.

Собрание представителей Моздокского района в лице Главы МО Моздокский район РСО-Алания было привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Исковое требование мотивировано тем, что решение Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правовою акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу)» принято за пределами компетенции представительного органа муниципального образования - Моздокский район, противоречит действующему федеральному законодательству.

Старший помощник прокурора Моздокского района Теркоев Р.Р. в судебном заседании заявленное требование поддержал в полном объеме, основываясь на доводах административного иска.

Представитель административного ответчика - Главы МО Моздокский район РСО-Алания - председателя Собрания представителей Моздокского района Гугиева Г.А. - Головко Е.В. в судебном заседании возразила против удовлетворения иска, полагая решение принятым в пределах полномочий Собрания представителей Моздокского района.

Выслушав представителей административного истца, представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела в порядке ст.ст. 59, 62 КАС РФ и оценив доказательства в порядке ст. 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Спорные правоотношения регламентируются ст.ст. 218-228 КАС РФ, п. 1, 2 ст. 11, п. 1 ст. 34, п.9 ст. 35 ФЗ Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2018) (далее - ФЗ № 131-ФЗ), ст.ст. 2 ч.2, 3, 4, 9, 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - ФЗ № 6-ФЗ), ст.ст. 1 ч.2, 3 ч.1 пп.1, 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (далее - ФЗ № 172-ФЗ), ст.ст. 6, 7 п.3, 22 п.3, 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации», «Общими требованиями к стандартам внешнего государственного муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации муниципальных образований» (утв. Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 17.10.2014 N 47К (993)), Уставом МО Моздокский район РСО-Алания (далее - Устав).

Пунктом 1 ст. 34 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, обладающий правами юридического лица (п.9 ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ), глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Одним из принципов деятельности контрольно-счетных органов является их независимость (ст. 4 ФЗ № 6-ФЗ).

В соответствии с ч.2 ст. 2 ФЗ № 6-ФЗ, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований основывается на Конституции РФ и осуществляется ФЗ № 131-ФЗ, Бюджетным кодексом Российской Федерации, ФЗ № 6-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 2, 4, 6 ст. 3 ФЗ № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования; обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно; наименования, полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с ФЗ № 6-ФЗ.

Контрольно-счетный орган муниципального образования полномочен проводить финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ (п. 7 ч.2 ст. 9 ФЗ № 6-ФЗ).

Контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также стандартами внешнего государственного и муниципального финансового контроля (ч.1 ст. 11 ФЗ № 6-ФЗ), которые утверждаются контрольно-счетными органами (ч.2 ст. 11 ФЗ № 6-ФЗ).

Стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий утверждаются контрольно-счетными органами в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2.1. Общих требований стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля для проведена контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее - стандарты контрольно-счетных органов) - это внутренние нормативные документы, определяющие характеристики, правила и процедуры организации и осуществления деятельности контрольно-счетных органов по проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и (или) требования кш результатам.

Согласно п. 2.2. Общих требований контрольно-счетные органы самостоятельно разрабатывают стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля, исходя из основных принципов контроля, и общих требований, утвержденных Счетной палатой Российской Федерации и (или) контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, с учеты региональных и муниципальных особенностей.

Согласно ч.2 ст. 1 ФЗ № 172-ФЗ коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с пп.1 ч.1 ст. 3 ФЗ № 172-ФЗ антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится прокуратурой Российской Федерации - в соответствии с ФЗ № 172-ФЗ и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 4 ФЗ № 172-ФЗ выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в требовании прокурора об изменении нормативного правового акта или в обращении прокурора в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. В требовании прокурора об изменении нормативного правового акта должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

Согласно пп.15 п.2 ст. 26 Устава к компетенции Собрания представителей Моздокского района отнесено создание контрольного органа МО - Контрольно-ревизионной комиссии Моздокского района (далее - КРК МО), Статья 26 Устава, регламентирующая полномочия собрания представителей Моздокского района, не содержит иных полномочий в отношении КРК МО. При этом п.1 ст. 31 Устава предусмотрено, что решения Собрание представителей района полномочно принимать по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также вопросам организации своей деятельности.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ председателя Контрольно- счетной палатой Моздокского района РСО-Алания утвержден Регламент Контрольно-счетной палаты Моздокского района РСО-Алания (с последующими изменениями в ред. распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ), согласно п. 22.1 cт. 22 которого срок проведения контрольных проверок дача и экспертных заключений не может превышать 45 рабочих дней.

Решением Собрания представителей Моздокского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовке заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правового акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу» установлено, что срок проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы Контрольно-счетной палаты муниципальной образования - Моздокский район РСО-Алания (проект муниципального правовой акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу) не можeт составлять более 10 рабочих дней.

Принесенный прокуратурой Моздокского района в порядке надзора протест об отмене указанного акта, был отклонен Решением Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении протеста заместителя прокурора в порядке надзора от ДД.ММ.ГГГГ.».

Допрошенный в судебном заседании председатель КРК МО Дербитов Э. полагал, что оспариваемое решение принято вне рамок компетенции Собрания представителей Моздокского района.

Исходя из того, что Решение Собрания представителей Моздокского района от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует действующему законодательству, Уставу, суд полагает подлежащим удовлетворению требование прокурора Моздокского района к административным ответчикам - Главе МО Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы МО Моздокский район РСО-Алания о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение.

В соответствии с п.2 ч.4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-182, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск прокурора Моздокского района к Главе муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания о признании решения Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания недействующим со дня принятия, обязании отменить решение, - удовлетворить.

Признать решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правовою акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу)» недействующим со дня принятия.

Обязать административных ответчиков - Главу муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания, Собрание представителей Моздокского района отменить решение Собрания представителей Моздокского района РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении срока проведения экспертизы и подготовки заключения на проект муниципальной программы (проект муниципального правового акта о внесении изменений в действующую муниципальную программу)».

Административным ответчикам - Главе муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания, Собранию представителей Моздокского района в лице Главы муниципального образования - Моздокский район РСО-Алания необходимо сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Моздокского района в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в газете «Моздокский вестник» или «Время, события, документы» и размещению на официальном сайте Муниципального Образования Моздокский район РСО-Алания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Моздокский районный суд.

Судья Е.А. Бондаренко