ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-705/2022 от 07.04.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 апреля 2022 года г. Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе:

председательствующего судьи Кузьминой Т.В.,

при помощнике судьи Ивановой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Поликушина В.А. к Департаменту финансов Администрации города Твери о признании незаконными действий об отказе в исполнении исполнительного документа, возложении обязанности исполнить требования исполнительного документа,

УСТАНОВИЛ:

Поликушин В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту финансов Администрации города Твери о признании незаконными действий об отказе в исполнении исполнительного документа, возложении обязанности исполнить требования исполнительного документа.

В обоснование административных исковых требований указано, что 25 октября 2021 года административному ответчику направлен дубликат исполнительного листа о взыскании бюджетных денежных средств в размере 16500 рублей с Администрации города Твери. Письмом-уведомлением от 08 ноября 2021 года № 184 исполнительные документы возвращены в связи с нарушением срока предъявления исполнительного документа к исполнению. 08 декабря 2021 года административному ответчику дубликат исполнительного листа направлялся повторно с разъяснением понятия исполнительного документа, указан срок его предъявления - в течение 3-х лет, начиная с даты выдачи дубликата исполнительного листа - 23 июня 2021 года, то есть до 23 июня 2024 года. Однако административный ответчик проигнорировал требования бюджетного законодательства относительно принудительного взыскания с бюджетной системы, исполнительный документ не исполнен, а письмом от 16 декабря 2021 года № 211 исполнительный лист возвращен. Считает действия административного ответчика, связанного с отказом от исполнения исполнительного документа, незаконными. Определением Арбитражного суда Московской области о распределении судебных расходов от 02 июля 2018 года с Администрации города Твери взысканы денежные средства в размере 16500 рублей. Определением Арбитражного суда Московской области о процессуальном правопреемстве от 25 декабря 2020 года правопреемником взыскателя определен Поликушин В.А. Указывает, что срок предъявления исполнительного листа по определению о распределении судебных расходов от 02 июля 2018 года должен был истечь 02 июля 2021 года. Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа подано в суд до истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению, на основании которого Арбитражным судом Московской области вынесено определение от 22 июня 2021 года о выдаче дубликата исполнительного листа. На основании определения Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2021 года выдан дубликат исполнительного листа от 23 июня 2021 года со сроком его предъявления в течение трех лет, то есть до 23 июня 2024 года. Административному ответчику представлен именно дубликат исполнительного листа. Указывает, что исполнительным документом в соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ является исполнительный лист, а не судебный акт, на основании которого он выдается. В соответствии с ч. 1 ст. 241.1 БК РФ исполнение судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ), а не самих судебных актов. Основанием для возврата исполнительного документа явилось нарушение срока его предъявления, но срок предъявления дубликата исполнительного листа заканчивается 23 июня 2024 года. Кроме того, административный истец понес материальные убытки, связанные с направлением исполнительного листа к исполнению, а также судебные расходы и моральный вред. Просит признать действия Департамента финансов Администрации города Твери об отказе от исполнения исполнительного документа - дубликата исполнительного листа, выданного 23 июня 2021 года на основании определения Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2021 года о выдаче дубликата исполнительного листа незаконными; возложить на Департамент финансов Администрации города Твери обязанность исполнить требования исполнительного документа - дубликата исполнительного листа серии ФС , выданного 23 июня 2021 года на основании определения Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2021 года о выдаче дубликата исполнительного листа.

Определением суда от 09 марта 2022 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация г. Твери.

В судебное заседание административный истец Поликушин В.А. не явился, будучи извещенными о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебное заседание представитель административного ответчика – Департамента финансов Администрации г. Твери не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил. Согласно представленному отзыву в основание иска административным истцом положено два уведомления департамента о возвращении исполнительного документа: № 184 от 08 ноября 2021 года и № 211 от 16 декабря 2021 года. При этом предметом иска указаны некие неопределенные действия департамента об отказе от исполнения исполнительного документа. Указывает, что в нарушение требований КАС РФ формулировка требований является нечеткой и неоднозначной, предмет административного иска не соответствует его основанию. Судебные расходы по делу № А41-42198/15 распределены на основании определения Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2018 года. Указанное определение суда первой инстанции вступило в законную силу 03 августа 2018 года, что также отражено на листе 2 исполнительного листа серия ФС . В силу ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ трехгодичный срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется не с момента его выдачи, а с момента вступления в силу соответствующего судебного акта, являющегося основанием для выдачи такого листа. Выданный на основании определения Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2018 года исполнительный документ мог быть предъявлен к исполнению не позднее 03 августа 2021 года, то есть до истечения трех лет со дня вступления в законную силу определения Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2018 года. Указывает, что срок предъявления исполнительного листа по делу № А41-42198/15 на момент его фактического предъявления на исполнение в Департамент финансов администрации города Твери пропущен. Исполнительные документы были возвращены уведомлениями № 184 от 08 ноября 2021 года и № 211 от 16 декабря 2021 года на основании ч. 1 ст. 21 Закона № 229-ФЗ, что полностью соответствует нормам действующего законодательства. Информация о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению в картотеке арбитражных дел отсутствует. Указывает, что установленная законом совокупность условий для удовлетворения требования Поликушина В.А. отсутствует.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Администрации г. Твери не явился, будучи извещенным о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просил.

Судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Ч. 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц.

Ст. 4 КАС РФ установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами..

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административному истцу судом предлагалось уточнить требования административного искового заявления, в связи с тем, что Поликушин В.А. таким правом не воспользовался, в целях реализации права на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов судом принимаются во внимание два уведомления департамента о возвращении исполнительного документа: № 184 от 08 ноября 2021 года и № 211 от 16 декабря 2021 года.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Московской области от 02 июля 2018 года с Администрации г. Твери в пользу ООО «Строй-Бизнес» взысканы судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 16500 рублей. Определение вступило в законную силу 03 августа 2018 года.

На основании вышеуказанного определения Арбитражным судом Московской области был выдан исполнительный лист серии ФС .

Определением Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2020 года произведена замена ответчика ООО «Строй-Бизнес» на его правопреемника Поликушина В.А.

Определением Арбитражного суда Московской области от 22 июня 2021 года выдан дубликат исполнительного листа серии ФС по делу № А41-42198/15.

Копия исполнительного листа серии ФС содержит дату его выдачи – 23 июня 2021 года, дату вступления в законную силу судебного акта – 03 августа 2018 года, срок предъявления исполнительного листа – в течение 3 лет.

Заявлением от 25 октября 2021 года Поликушин В.А. направил в адрес Департамента финансов Администрации г. Твери исполнительный лист серии ФС с приложенными копиями определений по делу № А41-42198/15 для обращения взыскания из бюджета.

Уведомлением № 184 от 08 ноября 2021 года документы, прилагавшиеся к исполнительному листу серии ФС , были возвращены в связи с нарушением срока предъявления исполнительного документа (п. 3 ст. 242.1 БК РФ).

Повторным заявлением от 08 декабря 2021 года Поликушин В.А. направил в адрес Департамента финансов Администрации г. Твери исполнительный лист серии ФС с приложенными копиями определений по делу № А41-42198/15 для обращения взыскания из бюджета.

Уведомлением № 211 от 16 декабря 2021 года документы, прилагавшиеся к исполнительному листу серии ФС , были возвращены на основании ч. 1 ст. 21 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства. Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 321 АПК РФ исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу.

Согласно п. 1 ст. 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению (п. 3 ст. 242.1 БК РФ).

Возвращая 08 ноября 2021 года, 16 декабря 2021 года документы вместе с исполнительным листом Поликушину В.А., административный ответчик пришел к обоснованному выводу, что трехлетний срок для предъявления исполнительного листа ко взысканию, установленный ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве», взыскателем пропущен.

Оснований не согласиться с такими выводами у суда не имеется. Доводы административного истца об исчислении трехлетнего срока предъявления исполнительного листа с 23 июня 2021 года, о подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа в суд до истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению основаны на неправильном толковании закона. Положения ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» о предъявлении исполнительного документа к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу иному толкованию не подлежат. Сведений о восстановлении срока предъявления исполнительного документа к исполнению при подаче заявлений административным истцом 25 октября 2021 года, 08 декабря 2021 года не имеется.

Таким образом, содержание оспариваемых уведомлений 08 ноября 2021 года, 16 декабря 2021 года соответствует требованиям нормативно-правовых актов, следовательно, оспариваемые уведомления № 184, № 211 не противоречит требованиям закона, прав Поликушина В.А. не нарушает.

П. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые уведомления приняты в рамках компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, имелись объективные основания для принятия такого решения, содержание оспариваемого решения соответствует требованиям закона, а факт нарушения прав, свобод и законных интересов административным истцом не доказан, следовательно, в удовлетворении административного искового заявления Поликушина В.А. к Департаменту финансов Администрации города Твери о признании незаконными действий об отказе в исполнении исполнительного документа, выразившихся в вынесении административным ответчиком уведомлений № 184, № 211, возложении обязанности исполнить требования исполнительного документа надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Поликушина В.А. к Департаменту финансов Администрации города Твери о признании незаконными действий об отказе в исполнении исполнительного документа, возложении обязанности исполнить требования исполнительного документа оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд г. Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

Решение в окончательной форме изготовлено 21 апреля 2022 года.

Председательствующий Т.В. Кузьмина

1версия для печатиДело № 2а-705/2022 ~ М-231/2022 (Решение)