Дело № 2а-7063/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 29 августа 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Леоновой И.М.,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО1, представителя административного ответчика МУП «Вологдагортеплосеть» по доверенности ФИО2, представитель административного истца Администрации города Вологды по доверенности ФИО3, представителя административного ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по доверенности ФИО4,
при секретаре Стариковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к МУП «Вологдагортеплосеть», Администрации города Вологды, Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды о признании отказа МУП «Вологдагортеплосеть» от 13 апреля 2018 года № в отключении <адрес> ль внутридомовой системы отопления незаконным, обязании опубликования решения ответчиком в СМИ,
установил:
административный истец ФИО5 обратился в суд с иском, мотивируя тем, что ответом МУП «Вологдагортеплосеть» от 13 апреля 2018 года № ему было отказано в отключении от центрального отопления. Полагает, что данный отказ является необоснованным. ФИО5 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, в данной квартире он проживает совместно с супругой и малолетней дочерью. Жилой дом подключен к центральному отоплению, поставкой коммунального ресурса осуществляет МУП «Вологдагортеплосеть» по договору с <адрес>». Истец указывает на то, что в отопительный сезон услуга теплоснабжения предоставляется ненадлежащего качества, в связи с чем он неоднократно обращался в ТСЖ и ресурсоснабжающую организацию о перерасчете платежей и исправлении ситуации с отоплением. В последнем обращении в ресурсоснабжающую организацию в марте 2018 года, в котором просил дать согласие на отключение квартиры от центрального отопления в связи с установкой и использованием в дальнейшем индивидуального квартирного источника тепловой энергии. Просит признать незаконным отказ МУП «Вологдагортеплосеть» от 13 апреля 2018 года № в отключении <адрес> ль внутридомовой системы отопления.
Протокольным определением от 08 августа 2018 года Департамент городского хозяйства Администрации города Вологды привлечен в качестве административного ответчика.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 поддержал административные исковые требования, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании административный ответчик представитель МУП «Вологдагортеплосеть» по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласились, считает, что отказ является обоснованным, просила отказать в удовлетворении заявленного административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации города Вологды по доверенности ФИО3 не согласилась с заявленными административными исковыми требованиями, просила отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Вологды по доверенности ФИО4 не согласилась с заявленными административными исковыми требованиями, просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.
Как следует из материалов дела, жилое помещение – <адрес> принадлежит ФИО5 на праве собственности. Многоквартирный дом, в котором находится указанное жилое помещение, подключен к центральному отоплению, находится в зоне действия котельной МУП «Вологдагортеплосеть» по адресу: <...> А. Истец обратился в МУП «Вологдагортеплосеть» с заявлением об отключении <адрес> от центрального отопления в связи с установкой и использованием в дальнейшем индивидуального квартирного источника тепловой энергии. На основании ответа МУП «Вологдагортеплосеть» от 13 апреля 2018 года №ФИО5 было отказано в отключении от центрального отопления.
Полагая, что административный ответчик МУП «Вологдагортеплосеть» вынес незаконный отказ в отключении от центрального отопления <адрес> принадлежит ФИО5, истец обратился в суд с настоящим иском.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из приведённых норм следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и (действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требования.
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения. В квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (газового котла) только указанных в перечне постановления Правительства Российской Федерации №307, и только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность, то есть при соблюдении обоих этих условий одновременно. Запрет, установленный ч. 15 ст. 14 Федерального закона N 190-ФЗ, введен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.
Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды. Согласно п.1 ст.290 ГК РФ и ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры.
В соответствии с п.6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающий элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с положением ст.36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме (в том числе стояков внутридомовой системы отопления) возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В силу ст.44 ЖК РФ принятие решений, в том числе о реконструкции многоквартирного дома, относится к компетенции общего собрания собственником помещений. Для рассмотрения вопроса перевода многоквартирного дома на индивидуальные источники теплоснабжения и внесения соответствующих изменений в схему теплоснабжения собственнику жилого помещения необходимо получить согласие всех собственников помещений в доме на реконструкцию дома (на отключение (отсоединение) жилого помещения от центральной системы отопления, монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления), разработать проектную документацию на реконструкцию дома (внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования, системы дымоудаления и вентиляция, системы газоснабжения), получить разрешение на реконструкцию многоквартирного дома.
Перевод на индивидуальное отопление в многоквартирных домах осуществляется в соответствии с положениями Закона о теплоснабжении, согласно которым, запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии при наличии подключения к централизованной системе теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (статья 14); при этом принятие решений об изменении и развитии централизованной системы теплоснабжения поселений осуществляется на основании схем теплоснабжения, утвержденных органами местного самоуправления, и соответствующего документа территориального планирования поселений, а также согласованных с программой газификации поселений (статья 23).
Кроме того, в соответствии с пунктом 41 постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» - предложения по строительству, реконструкции и техническому перевооружению источников тепловой энергии должны содержать определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления при наличие технической возможности.
Перевод на индивидуальное отопление жилых помещений в многоквартирных домах выполняется на основании проектов, разработанных специализированной организацией, с учетом технических условий газоснабжающей организации. Таким образом, невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления, а собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов подполов) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом многоквартирного дома с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения.
На основании вышеизложенного переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен после выполнения следующих условий: согласие всех собственников помещений в доме на отключение (отсоединение) дома от центральной системы отопления и монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления; корректировка схемы теплоснабжения городского округа; получение технических условий на подключение нового газоиспользующего прибора (котла) от газоснабжающей организации; разработка проекта (проектов) специализированной организацией на реконструкцию внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования; выполнение работ по демонтажу общей внутридомовой системы отопления и монтажу индивидуальных (поквартирных) систем отопления всех помещений одновременно в межотопительный период.
Административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих возможность перевода многоквартирного дома на индивидуальное отопление, не представлено доказательств отключения от центральной системы отопления.
Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, в связи с чем Правительством Российской Федерации, в чью компетенцию в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на общедомовые нужды и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.
В связи с чем, оснований для удовлетворения административных исковых требований ФИО5 к МУП «Вологдагортеплосеть», Администрации города Вологды, Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды судом не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования ФИО5 к МУП «Вологдагортеплосеть», Администрации города Вологды, Департаменту городского хозяйства Администрации города Вологды о признании отказа МУП «Вологдагортеплосеть» от 13 апреля 2018 года № в отключении <адрес> ль внутридомовой системы отопления незаконным, обязании опубликования решения ответчиком в СМИ, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья И.М. Леонова
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2018 года.