ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7063/2021 от 11.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 октября 2021 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодара Устинов О.О., при секретаре ФИО5, с участием представителя административных истцов, представителя административного ответчика,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Мороз Константина Павловича, Левченко Владимира Трофимовича, ООО ИКЦ «Бухгалтерия+»к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений и действий,

УСТАНОВИЛ:

Мороз К.П., Левченко В.Т., ООО ИКЦ «Бухгалтерия+» обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решения, в котором просят признать незаконным приостановление государственного кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.». Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.» и внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Указать, что вынесенное решение является основанием для внесения изменений в разделы Единого государственного реестра недвижимости Управления Росреестра по Краснодарскому краю на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.» 56, на основании декларации.

В обоснование требований иска указывая, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м, (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенного по адресу: город Краснодар, <адрес> и размещенного на нем: основного строения, назначение: нежилое, площадью 518,6 кв.м, этажность: 2, подземная этажность: 1, кадастровый условный .

Недвижимое имущество распределено между истцами в следующих долях: Мороз К.П. принадлежит 13/18 долей, Левченко В.Т. – 1/6 доля, ООО ИКЦ «Бухгалтерия+» - 1/9 доля.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик указанного земельного участка, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.».

По результатам рассмотрения заявления административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ принято решение о приостановлении осуществления государственной регистрации изменений основных характеристик земельного участка, причиной такого решения послужило несоответствие площади испрашиваемого земельного участка, установленным градостроительным регламентом Правилам.

Административные истцы считают указанное решение государственного регистратора необоснованным и полагают, что имеются основания для государственной регистрации изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, поскольку установление границ данного земельного участка проводилось в 2007 году и на тот момент в соответствии с градостроительными Правилами и нормами предельный размер земельного участка в зоне Ж.1.1 составлял 300 кв.м.

Учитывая изложенные обстоятельства административные истцы обратились в суд с данным административным иском.

Административные истцы Мороз К.П., Левченко В.Т. и представитель административного истца ООО ИКЦ «Бухгалтерия+» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Учитывая надлежащее извещение неявившихся в судебное заседание административных истцов, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административных истцов по доверенности ФИО6 в судебном заседании требования административного иска уточнила, просила признать незаконным отказ в государственном кадастровом учете № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.». Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю произвести государственный кадастровый учет изменений вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.» и внести сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Указать, что вынесенное решение является основанием для внесения изменений в разделы Единого государственного реестра недвижимости Управления Росреестра по Краснодарскому краю на земельный участок с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м., расположенного по <адрес> в г. Краснодаре, с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.».

Уточненные требования административного иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО7 в судебном заседании требования административного иска не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно пункта 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из материалов административного дела следует, что административные истцы являются собственниками земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8, площадью 437 кв.м, (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства), расположенного по адресу: город Краснодар, <адрес> и размещенного на нем: основного строения, назначение: нежилое, площадью 518,6 кв.м, этажность: 2, подземная этажность: 1, кадастровый условный .

Недвижимое имущество распределено между истцами в следующих долях: Мороз К.П. принадлежит 13/18 долей, Левченко В.Т. – 1/6 доля, ООО ИКЦ «Бухгалтерия+» - 1/9 доля.

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений основных характеристик указанного земельного участка, в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.»

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – ФЗ ).

В соответствии с положениями статьи 14 ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

На рассмотрение в регистрирующий орган помимо соответствующего заявления, были представлены: доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, решение участника от ДД.ММ.ГГГГ, декларация от ДД.ММ.ГГГГ, ИСОГД (электронный вид) от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 ФЗ государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

В ходе правовой экспертизы документов предоставленных административным истцом в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю государственным регистратором выявлено, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 ФЗ ), в связи с чем, производство регистрационных действий приостановлено.

В соответствии со статьей 27 ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что в течение срока приостановления, причины препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 названного Федерального закона административными истцами устранены не были, ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в государственной регистрации изменений основных характеристик упомянутого земельного участка.

В судебном заседании установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения, послужило то обстоятельство, что площадь заявленного на регистрацию земельного участка 437 кв.м., в то время как для выбранного вида разрешенного использования минимальная площадь должна составлять 600 кв.м.

Суд, изучив материалы регистрационного дела, считает указанное решение государственного регистратора законным, а выводы правовой экспертизы обоснованными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ (далее по тексту – ЗК РФ) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В силу требований пункта 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту – ГрК РФ) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в частности, в соответствии с правилами землепользования и застройки конкретного муниципального образования (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2, пункт 3 части 3 статьи 8, пункт 2 части 3 статьи 30 ГрК РФ).

В состав правил землепользования и застройки входят, в том числе градостроительные регламенты. Для каждой категории земель в пределах определенной территориальной зоны градостроительные регламенты устанавливают допустимые виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Согласно пункта 7 статьи 7 решения городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» градостроительный регламент в части предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включает:предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; максимальный процент застройки в границах земельного участка определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в пункте 7 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.

Предельные параметры разрешенного строительства или реконструкции объектов капитального строительства в составе градостроительного регламента, установленного применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения город Краснодар, должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства.

Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ п.6 «Об утверждении правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар» и в соответствии с представленными сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ для выбранного административным истцом вида разрешенного использования «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.» установлены предельные минимальные параметры площади земельных участков - 600 кв.м., тогда как площадь заявленного для проведения регистрационных действий земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8 согласно сведениям ЕГРН составляет 437 кв.м.

Учитывая изложенные обстоятельства, государственный регистратор принял решение об отказе в государственной регистрации изменений основных характеристик указанного земельного участка.

Данное решение государственного регистратора суд считает правомерными и при установленных обстоятельствах не усматривает законных оснований для государственного кадастрового учета изменений основных характеристик земельного участка с кадастровым номером 23:43:0209050:8 расположенного по адресу: г. Краснодар, <адрес> в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро) код 3.3.».

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений, в том, числе, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Мороз Константина Павловича, Левченко Владимира Трофимовича, ООО ИКЦ «Бухгалтерия+» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обжаловании решений и действий - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения лиц, участвующих в деле посредством направления почтовой корреспонденции.

Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания, записями на носителях информации.

В течение трех дней со дня подписания протокола стороны вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол и аудиозапись судебного заседания с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.

Председательствующий: