Дело №а -706/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 июня 2016 года г. Задонск
Задонский районный суд Липецкой области
в составе председательствующего судьи Крицыной А.Н.,
при секретаре Макеевой Н.А.,
с участием прокурора Косых Д.В.,
представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно- счетного органа Задонского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Задонского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к к Совету депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно- счетного органа Задонского муниципального района.
В обоснование требований прокурор указал на результаты прокурорской проверки соблюдения бюджетного законодательства в деятельности Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области (<данные изъяты>), в части организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований должны формироваться и осуществлять свою деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В целях реализации указанных норм решением Совета депутатов Задонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района.
Вместе с тем, контрольно - счетная комиссия Задонского муниципального района осуществляет свою деятельность не на постоянной основе, что приводит к невозможности исполнения надлежащим образом полномочий по осуществлению муниципального финансового контроля и противоречит принципам независимости, объективности и эффективности.
Кроме этого, в состав контрольно - счетной комиссии Задонского района входят: председатель комиссии ФИО3 (главный бухгалтер центра занятости населения Задонского района), заместитель председателя комиссии ФИО4 (депутат районного Совета депутатов, главный бухгалтер администрации Скорняковского сельсовета), ФИО5 (старший экономист Задонского почтамта УФПС Липецкой области ФГУП "Почта России"), ФИО6 (главный инспектор федеральной налоговой службы РФ № 3 по Липецкой области), ФИО7 (начальник отдела федерального казначейства), ФИО8 (главный бухгалтер пенсионного фонда РФ), которые в трудовых отношениях с контрольно - счетной комиссией не состоят, что противоречит требованиям ч.7 ст.7 Закона.
В ходе рассмотрения дела прокурор ФИО2 поддержал исковые требования, просил признать незаконным бездействие Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер к созданию контрольно-счетного органа муниципального образования, обязать Совет депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства по организации внешнего муниципального контроля, а именно создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно-счетный орган Задонского муниципального района.
Представитель административного ответчика Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области ФИО1 возражала против административного иска и суду объяснила, что Задонский муниципальный район включен в перечень муниципальных образований области, в бюджетах которых доля дотаций превышает 50%, и Управление финансов Липецкой области обязала администрацию не допускать увеличения численности работников бюджетной сферы и органов муниципальной власти, поэтому контрольно-счётная комиссия действует на общественных началах, что в настоящее время решается вопрос о передаче исполнения данных полномочий Липецкой области.
Выслушав прокурора и представителя административного ответчика, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Общие принципы организации и деятельности, основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований". Создание таких органов в муниципальных образованиях в силу закона является обязательным.
Согласно ч.ч. 2, 4, 11 ст. 3 указанного федерального закона контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно. Представительные органы поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с представительным органом муниципального района о передаче контрольно-счетному органу муниципального района полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля.
В соответствии с ч.1 ст.265 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) муниципальный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Муниципальный финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью контрольно-счетных органов муниципальных образований (ч.2 ст.265 Кодекса).
В соответствии с ч. 2 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований данного кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами. По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации.
Исходя из требований ч.2 ст.268.1 Кодекса, при осуществлении полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю органами внешнего муниципального финансового контроля: проводятся проверки, ревизии, обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Согласно ст.38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу ч.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Закона) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
Контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно (ч.ч.3, 4 ст.3 Закона).
В состав аппарата контрольно-счетного органа входят инспекторы и иные штатные работники. На инспекторов контрольно-счетных органов возлагаются обязанности по организации и непосредственному проведению внешнего государственного или муниципального финансового контроля в пределах компетенции соответствующего контрольно-счетного органа (ч.б ст.5 Закона).
В соответствии с ч.ч.б, 7 ст.7 Закона граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования.
Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.
Воздействие в какой-либо форме на должностных лиц контрольно-счетных органов в целях воспрепятствования осуществлению ими должностных полномочий или оказания влияния на принимаемые ими решения, а также насильственные действия, оскорбления, а равно клевета в отношении должностных лиц контрольно-счетных органов либо распространение заведомо ложной информации об их деятельности влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.
Председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов, а также лица, претендующие на замещение указанных должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (ч.8 ст.7 Закона).
Должностные лица контрольно-счетных органов подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 - 3 ст.8 Закона).
Согласно ч.3 ст.2 Закона федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов, не должны противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.
Исходя из изложенного, федеральное законодательство не предусматривает возможности создания муниципального контрольно -счетного органа, состоящего из работников, осуществляющих свои полномочия на "общественных началах", поскольку на граждан, замещающих муниципальные должности в контрольно - счетном органе муниципального образования, распространяется законодательство о муниципальной службе, в том числе в части запретов и ограничений, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".
Кроме этого, ст.ст.3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливает обязанность органов местного самоуправления осуществлять в пределах своих полномочий меры по предотвращению коррупции, исходя их чего надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ предполагает обязательность наличия контрольно - счетного органа.
В силу ст. 5 Устава Задонского муниципального района Липецкой области органами местного самоуправления являются: Совет депутатов Задонского муниципального района Липецкой области Российской Федерации - представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования - Глава Задонского муниципального района Липецкой области ; распорядительно- распорядительный орган - администрация Задонского муниципального района Липецкой области и контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная комиссия Задонского муниципального района Липецкой области
Решением Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области устанавливаются полномочия, состав и порядок деятельности контрольно-счетной комиссии района ( п.п.15 п.2 ст. 23 Устава).
Контрольно-счетная комиссия Задонского муниципального района Липецкой области является постоянно действующим органом внешнего муниципального контроля и образуется муниципальным Советом и подотчетна ему (п. 1 ст. 36 Устава).
Судом установлено, что Советом депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в Задонском муниципальном районе Липецкой области контрольно-счетный орган- контрольно-счётная комиссия действует на общественных началах.
Кроме этого, в состав контрольно - счетной комиссии Задонского района входят: председатель комиссии ФИО3 (главный бухгалтер центра занятости населения Задонского района), заместитель председателя комиссии ФИО4 (депутат районного Совета депутатов, главный бухгалтер администрации Скорняковского сельсовета), ФИО5 (старший экономист Задонского почтамта УФПС Липецкой области ФГУП "Почта России"), ФИО6 (главный инспектор федеральной налоговой службы РФ № 3 по Липецкой области), ФИО7 (начальник отдела федерального казначейства), ФИО8 (главный бухгалтер пенсионного фонда РФ), которые в трудовых отношениях с контрольно - счетной комиссией не состоят.
Согласно п.1 ст.6 Закона Липецкой области от 02.10.2014 года № 322-ОЗ «О некоторых вопросах местного самоуправления в Липецкой области» ( с изменениями и дополнениями) контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.
В целях реализации указанных норм решением Совета депутатов Задонского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о Контрольно - счетной комиссии Задонского муниципального района.
Вместе с тем, контрольно - счетная комиссия Задонского муниципального района осуществляет свою деятельность не на постоянной основе, что приводит к невозможности исполнения надлежащим образом полномочий по осуществлению муниципального финансового контроля и противоречит принципам независимости, объективности и эффективности.
Исходя из требований ч.2 ст.9 Закона, контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет в числе прочего следующие основные полномочия: контроль за исполнением местного бюджета; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования.
Системное толкование приведенных нормативных положений в их взаимосвязи со ст.ст. 3, 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", обязывающими органы местного самоуправления осуществлять противодействие коррупции в пределах своих полномочий с учетом принципа приоритетного применения мер по предотвращению коррупции, позволяет суду признать правомерными доводы прокурора о том, что надлежащее исполнение органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает обязательность организации внешнего муниципального контроля в каждом муниципальном образовании в формах, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Довод представителя административного ответчика о том, что поскольку Задонский муниципальный район включен в перечень муниципальных образований области, в бюджетах которых доля дотаций превышает 50%, и Управление финансов Липецкой области обязала администрацию не допускать увеличения численности работников бюджетной сферы и органов муниципальной власти, поэтому контрольно-счётная комиссия действует на общественных началах, суд во внимание принять не может.
Удовлетворяя требования прокурора, суд исходит из того, что осуществление должностными лицами контрольно - счетной комиссии деятельности на общественных началах препятствует проведению независимого и эффективного внешнего контроля за поступлением доходов и расходами бюджетов муниципальных образований, за распоряжением финансовыми ресурсами и имуществом муниципальных образований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,186,227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Задонского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Совету депутатов Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным бездействия Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в части непринятия мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно- счетного органа Задонского муниципального района, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов Задонского муниципального района Липецкой области, выразившееся в непринятии мер по созданию самостоятельного, действующего на постоянной основе контрольно- счетного органа Задонского муниципального района.
Обязать Совет депутатов Задонского муниципального района Липецкой области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения действующего законодательства в сфере организации внешнего муниципального контроля, а именно создать самостоятельный, действующий на постоянной основе контрольно-счетный орган в Задонском муниципальном районе Липецкой области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение одного месяца со дня составления мотивированное решения путем подачи апелляционной жалобы через Задонский районный суд.
Председательствующий А.Н.Крицына
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ