ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7070/2023 от 01.09.2023 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-7070/2023

УИД 16RS0042-03-2023-003716-14

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мотивированное решение составлено 1 сентября 2023 года.

г. Набережные Челны 23 августа 2023 года

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Копотевой Т.И.,

при секретаре Абдрахимовой Р.О.,

с участием представителя административного истца Тахавиева И.З., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сагутдиновой ФИО8 к первому заместителю министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Галиеву А.И., Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о признании незаконным распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № ...р от 21 сентября 2022 года,

установил:

Сагутдинова Р.М. (далее - административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением в вышеприведённой формулировке, указав в обоснование, что 16 октября 2020 года направила заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером ... для размещения объекта «Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения, которых не требуется разрешение на строительство».

На основании указанного обращения, а также на основании пп.6 п.1 ст.39.33 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 03.12.2014г №1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», постановления Кабинета Министров РТ от 05.06.2015г №416 «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута» Министерством земельных и имущественных отношений РТ (далее - административный ответчик) издано распоряжение №...-р от 03 декабря 2020 года о разрешении на размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В частности, Сагутдиновой Р.М. разрешено размещение объекта «Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство на земельном участке с кадастровым номером ... без предоставления земельных участков (земель) и установления сервитута, на срок 10 лет.

19 декабря 2022 года административный истец посредством почтового отправления с почтовым идентификатором №... получила от административного ответчика распоряжение от 21 сентября 2022 года «О признании утратившим силу распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 03.12.2020 №... «Разрешение на размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Административный истец считает указанное решение административного ответчика незаконным, поскольку при принятии обжалуемого решения ссылается на п.2 ст.39.34 Земельного кодекса РФ, который регламентирует прекращение действия разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности со дня предоставления земельного участка гражданину или юридическому лицу. Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута публичного сервитута. Одним из таких случаев использования указанных земель и земельных участков без их предоставления и установления сервитутов согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного Кодекса Российской Федерации является: размещение не стационарных торговых объектов, рекламных конструкции, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 названной нормы использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1-5 и 7 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.

Таким образом, для случая, предусмотренного пп.6 п.1 ст.39.33 ЗКРФ, разрешение на использование земельного участка не требуется. П.3 ст.39.36 ЗК РФ установлено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утверждён постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300. Согласно пункту 2 указанного Перечня в него включены водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Административный истец указывает, что пунктом 18 Постановления КМ РТ от 05.06.2015 № 416 (ред. от 14.04.2022) «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута» установлено, что в случае предоставления земельного участка с размещенными объектами на каком-либо праве гражданам или юридическим лицам уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении земельного участка направляет Заявителю уведомление о предоставлении земельного участка таким лицам. Действие разрешения на размещение объектов в этом случае не прекращается. Довод административного ответчика как основание для прекращения распоряжения №...р от 03.12.2020 на распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений РТ от 16.09.2022 №... «О предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж» также не основано на законе.

Для объекта - линейное сооружение канализации (в том числе ливневой) и водоотведения не требуется предоставления разрешения на использование земельного участка и установления сервитута, а потому ссылка на п.2 ст.39.34 Земельного кодекса РФ административным ответчиком незаконна. Оснований для прекращения распоряжения №...Р от 03.12.2020 не имеется.

На основании вышеизложенного просит признать незаконным распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений РТ №... от 21 сентября 2022 года «О признании утратившим силу распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 03.12.2020 №... «Разрешение на размещение объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута».

Судом к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены первый заместитель министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Галиев А.И., в качестве заинтересованных лиц - общество с ограниченной ответственностью «Челныводоканал», Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны, ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж».

В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом, судебной повесткой, её представитель Тахавиев И.З., действующий на основании доверенности, административные исковые требования поддержал в полном объёме по доводам, изложенным в административном иске, просил удовлетворить.

Административные ответчики - первый заместитель министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Галиев А.И., представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, а также представители заинтересованных лиц - общества с ограниченной ответственностью «Челныводоканал», Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны, ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судебной повесткой по почте.

Представителем административного ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Хачатряном К.С., действующим на основании доверенности, в суд представлено возражение на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, административное дело рассмотреть в отсутствие представителя

Представителем заинтересованного лица - директором ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж» Нургатиной И.Е. в суд представлен отзыв, в котором указано на необоснованность административных исковые требований, а также содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом установлено, что распоряжением № ...-р от 03.12.2020 Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Сагутдиновой Р.М. разрешено размещение объекта - «Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство» на земельном участке с кадастровым номером ... без предоставления земельных участков (земель) и установления сервитута, на срок 10 лет.

Распоряжением №... от 21.09.2022 первого заместителя министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Галиева А.И. признано утратившим силу распоряжение № ... от 03.12.2020 Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу части 2 указанной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в частности основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (подпункт «в» пункта 3; пункт 4).

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение (далее, в том числе - разрешение на размещение объектов без предоставления земельного участка) которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. № 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 г. N 1300).

В пункт 3 данного перечня включены, в том числе линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения, которых не требуется разрешения на строительство.

Согласно подпункту «д» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из установленных судом фактических обстоятельств дела следует, что распоряжение № ... от 03.12.2020 Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан признано утратившим силу оспариваемым распоряжением, в котором отсутствует нормативное обоснование его принятия в соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации.

Ненормативный акт составлен с нарушением принципа правовой определенности, не соответствует требованиям ясности и конкретности, предъявляемым к актам ненормативного характера.

При этом, письмом первого заместителя министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Галиева А.И. от 22.09.2022 № ... разъяснено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации действие разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности прекращается со дня предоставления земельного участка гражданину иди юридическому лицу. В связи с предоставлением земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ГАПОУ «Набережночелнинский медицинский колледж» распоряжение признано утратившим силу.

Кроме того, как усматривается из распоряжения № ... от 03.12.2020 Сагутдиновой Р.М. дано разрешение на размещение объекта «Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотделения, для которых не требуется разрешение на строительство» на срок 10 лет на земельном участке с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м., по адресу: ...

Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, а также подтверждается ордером на право производства земляных работ, что административный истец обратилась в Исполнительный комитет муниципального образования г. Набережные Челны за согласованием на открытие ордера организаций, эксплуатирующих инженерные коммуникации, согласования получены 9 сентября 2020 года.

Впоследствии, в связи с тяжелым финансовым положением административного истца, работы по размещению объекта - линейные сооружения канализации (в том числе ливневой и водоотведения) на земельном участке с кадастровым номером ... приостановлены.

Однако, как указано выше, распоряжением № ...-р от 03.12.2020 Сагутдиновой Р.М. дано разрешение на размещение такого объекта на срок 10 лет, который не истек.

Доводы представителя административного ответчика, изложенные в возражении на административное исковое заявление, суд находит не состоятельными, поскольку они не основаны на законе и противоречат обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае имеется предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для признания оспариваемого решения незаконным.

Таким образом, оспариваемое распоряжение первого заместителя министра Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан Галиева А.И. № ...-р от 21 сентября 2022 года является немотивированным, следовательно, незаконным и нарушающим права административного истца.

При таких обстоятельствах административное исковое заявление Сагутдиновой Р.М. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Сагутдиновой ФИО9 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № ...-р от 21 сентября 2022 года.

Обязать Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан устранить допущенные нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Сагутдиновой ФИО10 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Несообщение в суд об исполнении решения суда влечет наложение на виновных должностных лиц судебного штрафа в порядке и размере, предусмотренных статьями 122 и 123 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Наложение судебного штрафа не освобождает соответствующих должностных лиц от обязанности сообщить об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Копотева Т.И.