14RS0035-01-2022-011998-20
Дело №2а-7071/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Якутск 11 августа 2022 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Собакиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Окружной администрации города Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в приеме документов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском к административному ответчику, ссылаясь на то, что она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №, в целях использования для индивидуального жилищного строительства. Ей было необоснованно отказано в приеме документов для предоставления муниципальной услуги. Ссылаясь на нарушение своих прав и законных интересов, просила признать незаконным отказ административного ответчика от ____.2022 года и обязать заключить договор аренды земельного участка с кадастровым №.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержала, пояснила о том, что проживает в доме на спорном земельном участке, ей необходимо заключить договор с ответчиком, однако неоднократно отказывают в этом, она не понимает, что от нее требуется.
Представитель административных ответчиков по доверенности ФИО2 в судебном заседании просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на законность отказа в приеме документов. Истцом пропущен срок исковой давности для обращения с настоящим иском.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из положений ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Установлено, что ____.2022 года административный истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым №, в целях использования для индивидуального жилищного строительства.
____.2022 года Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска письмом № сообщил об отказе в приеме документов для предоставления муниципальной услуги, ссылаясь на несоблюдение требований административного регламента предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена», утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 27.02.2015 г. № 50п, предложено приложить необходимые документы, а именно, в случае, предусмотренном п.п.5 п.1.2.3 административного регламента необходимо приложить решение, на основании которого образован испрашиваемый земельный участок, принятое до 1 марта 2015 года. Договор аренды исходного земельного участка в случае, если такой договор заключен до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В случае, предусмотренном п.п.6 п.1.2.3 административного регламента необходимо приложить документ, подтверждающий членство заявителя к некоммерческой организации, решение общего собрания членов некоммерческой организации о распределении испрашиваемого земельного участка заявителю. В случае, предусмотренном п.п.10 п.1.2.3 административного регламента необходимо приложить документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН; сообщение заявителя (Заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю. В случае, предусмотренном п.п.15 п.1.2.3 административного регламента необходимо приложить выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.
Суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного решения не соответствующим закону и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, принимая во внимание следующее.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 27.02.2015 № 50п утвержден Административный регламент предоставления Окружной администрацией города Якутска муниципальной услуги «Предоставление земельных участков в собственность за плату, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование без торгов из земель, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена».
Данным Административным регламентом п.1.2.3 определено, что муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам, обладающим правом на получение земельного участка без торгов, в аренду:
5) земельного участка, образованного из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленного для комплексного развития территории, лицу, с которым был заключен договор аренды такого земельного участка, если иное не предусмотрено подпунктами 6 и 8 настоящего пункта;
6) земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного развития территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов данной некоммерческой организации, данной некоммерческой организации;
10) земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации;
15) земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.8.2 Административного регламента, к заявлению о предоставлении земельного участка без проведения торгов прилагаются:
12) в случае, предусмотренном подпунктом 5 части 1.2.3 настоящего Административного регламента: - решение, на основании которого образован испрашиваемый земельный участок, принятое до 1 марта 2015 г. Договор аренды исходного земельного участка в случае, если такой договор заключен до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
13) в случае, предусмотренном подпунктом 6 части 1.2.3 настоящего Административного регламента: - документ, подтверждающий членство заявителя в некоммерческой организации; - решение общего собрания членов некоммерческой организации о распределении испрашиваемого земельного участка заявителю;
16) в случае, предусмотренном подпунктом 10 части 1.2.3 настоящего Административного регламента: - документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на объект незавершенного строительства, если право на такой объект незавершенного строительства не зарегистрировано в ЕГРН; - сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, принадлежащих на соответствующем праве заявителю;
19) в случае, предусмотренном подпунктом 15 части 1.2.3 настоящего Административного регламента: - выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;
Пунктом п.2.14. Административного регламента в приеме документов может быть отказано в случае, если отсутствуют документы, указанные в части 2.8.2 настоящего Административного регламента, которые заявителем предоставляются обязательно.
Таким образом, поскольку административным истцом ____.2022 года не были приложены к заявлению требуемые при обращении в соответствии с Административным регламентом соответствующие документы, отказ административного ответчика в приеме документов для предоставления муниципальной услуги является законным. Следует принимать во внимание, что отказ в приеме документов не препятствует истцу вновь обратиться с заявлением о предоставлении муниципальной услуги с приложением соответствующих документов.
Доводы административного истца, основанные на предыдущих обращениях к административному ответчику, не имеют юридического значения при рассмотрении настоящего спора, поскольку даны до обращения административного истца ____.2022 года.
Поскольку оспариваемым уведомлением отказано в приеме документов без рассмотрения по существу заявления, доводы административного истца о возложении обязанности на административного ответчика заключить договор аренды необоснованны.
Таким образом, не установлена предусмотренная ст.227 КАС РФ совокупность обстоятельств, при которых суд может удовлетворить заявленные требования.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, лица, если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено указанным Кодексом (часть 7).
Поскольку оспариваемое решение вынесено ____.2022 года, а с настоящим административным исковым заявлением истец обратилась ____.2022 года, суд приходит к выводу об обоснованности доводов стороны административного ответчика о пропуске истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока для обращения в суд.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска установленного срока и наличии оснований для его восстановления, административным истцом не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к Окружной администрации города Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в приеме документов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья п/п А.И.Иванова
Копия верна:
Судья А.И.Иванова
Секретарь С.А.Собакина
Решение изготовлено 11.08.2022 г.