Дело № 2а-70/2022
УИД: 65RS0008-01-2021-000993-98
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Невельский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи - Плешевеня О.В.,
при секретаре – Ким М.С.,
рассмотрев, в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к военному комиссариату Сахалинской области, военному комиссару г.Невельска и Невельского района Сахалинской области ФИО2 о признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении дела об административном правонарушении, признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
20 декабря 2021 г. ФИО1 обратился в Невельский городской суд с указанным административным иском к военному комиссариату Сахалинской области. В обоснование указывает, что является призывником, однако его религиозные убеждения несовместимы с несением воинской присяги и применением насилия, поскольку он с детства исповедует религию Свидетелей Иеговы. В этой связи, в целях реализации конституционного права на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, 13 июля 2020 г. в адрес призывной комиссии и военкомата г.Невельска им подано соответствующее заявление, а также ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на его подачу в призывную комиссию. 29 октября 2020 г. в помещении отдела военного комиссариата г.Невельска состоялось заседание призывной комиссии по рассмотрению его заявления, по окончании которого ему была вручена повестка о явке в военкомат г.Невельска 05 ноября 2020 г. для прохождения медицинского освидетельствования. 05 ноября 2020 г. военным комиссариатом в отношении административного истца возбуждено дело об административном правонарушении, что подтверждается протоколом №. 10 ноября 2020 г. он обратился к административному ответчику с заявлением о разрешении ознакомиться с материалами возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении. Письмом от 21 ноября 2020 г. за подписью военного комиссара г.Невельска ФИО2 в адрес ФИО1 сообщено, что составленный в отношении него протокол об административном правонарушении не реализован, в связи с чем постановление о назначении наказания не выносилось. 26 ноября 2021 г. административный истец повторно обратился в военкомат г.Невельска с просьбой предоставить информацию о ходе движения возбужденного в отношении него 05 ноября 2020 г. дела об административном правонарушении. 11 декабря 2021 г. ему сообщено, что данное дело не рассмотрено. Кроме того, ему вновь отказано в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении. Бездействие ответчика по непринятию мер к рассмотрению дела об административном правонарушении считает незаконным, нарушающим положения статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, возбужденное в отношении него дело об административном правонарушении порочит честь и репутацию административного истца, унижает его человеческое достоинство, поскольку он является добропорядочным и законопослушным гражданином. Разрешение указанного дела в соответствии с законом позволит доказать его невиновность и оправдать доброе имя как Свидетеля Иеговы. Также ссылается на незаконность отказа в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, нарушающего положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, со ссылкой на статьи 23, 24, 29 и 55 Конституции Российской Федерации, статьи 9, 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьи 18, 26 – 27 Международного пакта ООН о гражданских и политических правах», просит суд:
- признать незаконным бездействие военного комиссара Сахалинской области в связи с нерассмотрением возбужденного в отношении него 05 ноября 2020 г. дела об административном правонарушении и непринятием по нему законного решения;
- признать незаконным отказ военного комиссариата Сахалинской области в его ознакомлении с материалами возбужденного в отношении него 05 ноября 2020 г. дела об административном правонарушении;
- обязать военный комиссариат Сахалинской области вынести решение по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении него 05 ноября 2020 г.;
- обязать военный комиссариат Сахалинской области предоставить ему для ознакомления материалы возбужденного в отношении него 05 ноября 2020 г. дела об административном правонарушении с применением технических средств фиксации.
Определением Невельского городского суда от 14 января 2022 г. в качестве административного соответчика по делу привлечен военный комиссар г.Невельска и Невельского района ФИО2
Согласно заявления от 25 января 2022 г., ФИО1 уточнил административные исковые требования в части: просит суд признать незаконным бездействие военного комиссара Сахалинской области в связи с нерассмотрением возбужденного в отношении него 05 ноября 2020 г. дела об административном правонарушении и непринятием по нему законного решения в период с 05 ноября 2020 г. по 25 декабря 2021 г. В обоснование указывает, что после подачи в суд административного иска ему стало известно о вынесении 25 декабря 2021 г. в отношении него постановления по делу об административном правонарушении, возбужденном 05 ноября 2020 г. Таким образом, требование о возложении обязанности вынести решение по данному делу им не поддержано. В остальной части административные исковые требования оставлены без изменения.
В судебное заседание по делу явились административный истец ФИО1, административный ответчик ФИО2
Представитель военного комиссариата Сахалинской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в административном иске основаниях.
Административный ответчик ФИО2 административные исковые требования не признал по тем основаниям, что срок рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 3 года. Кроме того, непринятие по делу процессуального решения было вызвано возбуждением в отношении ФИО1 уголовного дела и ожиданием результатов его разрешения. Вместе с тем, не оспорил факт неправомерности отказа ФИО1 в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, однако пояснил, что в его адрес было направлено письмо с приглашением ознакомиться с указанным делом, однако к назначенному времени он не явился.
Выслушав участников процесса, исследовав совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 05 ноября 2020 г. старшим помощником военного комиссара (по профессиональному психологическому отбору и организации призыва граждан на военную службу) военного комиссариата г.Невельска и Невельского района Сахалинской области ФИО4 в отношении ФИО1 составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 21.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Письмом военного комиссара г.Невельска и Невельского района Сахалинской области ФИО2 от 13 ноября 2020 г. административному истцу сообщено, что постановление по указанному делу об административном правонарушении вынесено не было, поскольку протокол остался нереализованным.
26 ноября 2021 г. ФИО1 в военный комиссариат МО «Невельский городской округ» подано заявление об ознакомлении с материалами возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении, а также направлении принятого по данному делу процессуального решения.
Военным комиссаром г.Невельска и Невельского района Сахалинской области ФИО2, в ответе на данное заявление 02 декабря 2021 г. административному истцу сообщено о том, что он был ознакомлен с протоколом по делу об административном правонарушении. При этом отмечено, что применение средств фотофиксации в военном комиссариате г.Невельска и Невельского района запрещено. Также указано, что постановление по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении ФИО1, вынесено не было.
Постановлением военного комиссара г.Невельска и Невельского района Сахалинской области от 25 декабря 2021 г. № производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекращено на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении – в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ.
Решением судьи Невельского городского суда от 11 февраля 2022 г. данное постановление отменено, с прекращением производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В возражениях на административное исковое заявление военный комиссариат Сахалинской области полагает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, включая реализацию прав лица, привлекаемого к административной ответственности, регламентирован нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Общий срок рассмотрения дела административным органом либо его должностным лицом установлен нормами части 1 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.
Согласно пункту 2 части 2, части 5 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вместе с тем, решения, действия (бездействие) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, не подлежащие оспариванию в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются предметом проверки в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с положениями части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия), в частности, органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, у суда не имеется оснований для удовлетворения административных исковых требований о признании незаконным действий, выразившихся в нерассмотрении дела об административном правонарушении в заявленный период, поскольку на момент вынесения судом решения дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 разрешено.
Изложенное свидетельствует об устранении нарушения прав административного истца в указанной части.
Также у суда отсутствуют основания для признания незаконным бездействия административного ответчика ФИО2, выразившегося в непринятии мер к ознакомлению ФИО1 с материалами дела, поскольку в настоящее время указанные меры приняты, что подтверждается направлением в его адрес письма от 16 февраля 2022 г.
При таких обстоятельствах, ввиду устранения нарушений прав административного истца, суд отказывает в удовлетворении административного иска к административному ответчику ФИО2 в полном объеме.
Оснований для признания незаконными действий военного комиссариата Сахалинской области и возложении на него соответствующей обязанности также не имеется.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к военному комиссариату Сахалинской области, военному комиссару г.Невельска и Невельского района Сахалинской области ФИО2 о признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении дела об административном правонарушении, признании незаконным отказа в ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Невельский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2022 г.
Председательствующий судья О.В.Плешевеня