Дело №2а-70/2022 37RS0023-01-2021-002763-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 марта 2022 года город Шуя Ивановской области
Шуйский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Щепеткова В.В.,
при секретаре Морозовой О.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1
представителя административного ответчика ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области к Администрации городского округа Шуя о признании незаконным бездействия и возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Шуйский межрайонный прокурор Ивановской области Царевский А.В. обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Шуя, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Шуя Ивановской области в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в невключении в реестр муниципальной собственности дороги, проходящей от ул. Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ № 12 и СНТ № 16 г.о. Шуя до пер. Кочневского, и обязать Администрацию городского округа Шуя в срок до 30.06.2022 г. включить в Перечень дорог общего пользования и в реестр муниципальной собственности дорогу, проходящую от безымянного переулка между СНТ № 12 и СНТ № 16 г.о. Шуя до пер. Кочневского.
Заявленные прокурором административные исковые требования обоснованы следующим. Шуйской межрайонной прокуратурой по обращению депутата городской Думы г.о. Шуя ФИО3 проведена проверка, в ходе которой установлено, что дорога, проходящая от ул. Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ № 12 и СНТ № 16 г.о. Шуя до пер. Кочневского используется для движения транспортных средств неопределенного круга лиц с целью проезда к жилым домам, расположенным в районе улиц Кочневских. Кроме того, данный участок используется в том числе для передвижения пешеходов, однако не оборудован для этого, в виду отсутствия тротуара, а также освещения. На протяжении данной дороги не имеется целостного асфальтобетонного покрытия, дорога имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Также установлено, что данный участок дороги в реестре муниципальной собственности г.о. Шуя не числится, дорога не включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. Администрацией г.о. Шуя не приняты меры по включению данной дороги в реестр муниципальной собственности, а также меры, направленные на устранение дефектов проезжей части в целях приведения в соответствие эксплуатационного состояния дороги.
Административные исковые требования неоднократно прокурором уточнялись, в окончательной редакции уточнений от 02.03.2022 г. административный истец просил суд признать незаконным бездействие Администрации городского округа Шуя Ивановской области в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в невключении в реестр муниципальной собственности дороги, проходящей от ул. Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ № 12 и СНТ № 16 г.о. Шуя до пер. Кочневского, и возложить на администрацию г. о. Шуя обязанность совершить действия для постановки дороги, проходящей от ул. Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ № 12 и СНТ № 16 г.о. Шуя до пер. Кочневского на кадастровый учет, по включению указанной дороги в реестр муниципальной собственности, а также по приведению указанной дороги в нормативное состояние в срок до 30.06.2024 г.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 заявленные административные исковые требования с учетом их уточнений поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 в удовлетворении административных исковых требований прокурора просила отказать по следующим основаниям. Согласно представленным суду Администрацией г.о. Шуя: основной чертеж Генерального плана городского округа Шуя, выкопировка из него с укрупненным изображением месторасположения спорного проезда, приложение к Генеральному плану - размещение объектов капитального строительства, улично-дорожная сеть и объекты транспортной инфраструктуры, а также карты территориальных зон правил землепользования и застройки г.о. Шуя и выкопировки из нее с укрупненным изображением местонахождения спорного проезда на настоящий момент и в планируемые периоды на спорном участке от ул. Генерала Белова, на участке от безымянного переулка между СНТ №12 и СНТ №16 т.о. Шуя до пер. Кочневского, улицы и расположенные на них автомобильные дороги отсутствуют. Согласно представленному суду акта осмотра от 27.12.2021 с прилагаемыми фотографиями, участок, указанный в административном исковом заявлении, расположенный между СНТ и гаражами, представляет собой пустырь, заросший частым кустарником с расположенной на нем ЛЭП-10кВ. Суду представлены также копии кадастровых паспортов на автомобильные дороги, смежные со спорным участком, расположенные по адресам: <...> с приложением к ним ситуационных планов недвижимого имущества. На указанных планах кадастровых паспортов четко видны границы смежных дорог, которые на спорный участок не заходят. Спорный проезд, указанный в иске, является подъездом к гаражам. Подъезд к жилым домам, расположенным в районе Кочневских улиц, пер. Кочневского, осуществляется по автомобильным дорогам общего пользования со стороны ул. 2-я Кочневская, пер. Кочневский. Автомобильная дорога по общему правилу относится к линейным объектам-сооружениям (п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В связи с этим кадастровый учет автомобильных дорог, построенных и введенных в эксплуатацию как объект недвижимости - сооружение, осуществляется в порядке постановки на учет сооружений (Письмо Минэкономразвития России от 20.11.2013 N Д23и-5532). Такой порядок учета установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) с учетом особенностей, указанных в ст. 40 названного Закона. Для целей государственной регистрации прав недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы (ст. 1 Закона о регистрации). При этом не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1.2 Закона о регистрации). Согласно ч. 1, 3 ст. 1 Закона о кадастре кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с Законом о кадастре осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. С учетом изложенного кадастровый учет иных объектов в соответствии с требованиями Закона о кадастре не предусмотрен. Поскольку административным истцом не представлено сведений, что спорный участок земли является дорогой, постановка его на кадастровый учет не представляется возможным.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Ивановской области не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, решение по заявленным требованиям оставил на усмотрение суда, представил отзыв, в котором указал следующее. Сведения о постановке на государственный кадастровый учет и о зарегистрированных каких-либо вещных правах, ограничениях (обременениях) права в отношении дороги, проходящей от ул. Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ №12 и СНТ №16 г.о. Шуя до пер. Кочневского, в Едином государственном реестре недвижимости (далее- ЕГРН) отсутствуют. В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"). В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Автомобильные дороги в силу пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ относятся к линейным объектам. Пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На основании указанных выше норм в Письме Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 сделан вывод, что к объектам капитального строительства относятся в том числе линейные объекты. Соответственно, автомобильные дороги являются объектом капитального строительства. Статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию). В связи с этим вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации (Письмо Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и- 2426). Вместе с тем позиция судов по указанному вопросу (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2010 г. по делу N А63-17028/09, от 5 марта 2011 г. по делу N А63-9195/2010, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 октября 2011 г. по делу N А63-11904/2010, от 7 марта 2013 г. по делу N А63-10604/2012, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 декабря 2010 г. по делу N А49-11707/2009, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2009 г. по делу N Л05-3071/2009, от 11 октября 2010 г. по делу N А26-2336/2010, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 марта 2012 г. по делу N A33-737/2011, и др.) сводится к следующему. Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования. В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат. Таким образом, судами делается вывод о необходимо: представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке. Учитывая, что в административном заявлении речь идет о «грунтовой автомобильной дороги, не имеющей асфальтового покрытия», отмечаем, что в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016г. № 303-ЭС16-16486, от 10.01.2017г. № 304-ЭС16-18316, в том числе указано на то, что дорога, представляющая собой грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости (Письмо Минэкономразвития РФ от 13.08.2019г. № ОГ-Д23-744). Считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Следовательно, вопрос об отнесении дороги к объектам недвижимости может быть решен на стадии кадастровых работ. Таким образом, принимая во внимание судебную практику и разъясняющие письма Минэкономразвития Российской Федерации, Управление придерживается позиции, что «грунтовая автомобильная дорога, не имеющая асфальтового покрытия» не является объектом недвижимости.
В судебное заседание представители заинтересованных лиц МО МВД России «Шуйский» и МБУ «Управление благоустройства г.о. Шуя» не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
На основании пункта 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ) в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим законом вопросов местного значения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно пункту 6 статьи 3 указанного Федерального закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета па указанные цели.
Согласно ст. 12 Закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно требованиям ст. 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Исходя из п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильная дорога, как объект транспортной инфраструктуры, должна включать в себя земельный участок в границах полосы ее отвода.
Согласно представленного в материалы дела Акта проверки от 17.01.2022 г., составленного старшим государственным инспектором БДД ОГИБДД МО МВД России «Шуйский» ФИО4 и помощником Шуйского межрайонного прокурора Андреевой А.С. установлено, что от <...> до пер. Кочневский протяженность спорного участка составляет 300 м. Подъезд к гаражному кооперативу, расположенному на участке между <...> до пер. Кочневский осуществляется со стороны ул. Генерала Белова, а также со стороны пер. Кочневского. Иных подъездных путей к данному гаражному кооперативу не имеется.
Судом установлено и следует из материалов дела, что указанный в административном исковом заявлении спорный участок земли от ул. Генерала Белова начиная от безымянного переулка между СНТ №12 и СНТ №16 т.о. Шуя до пер. Кочневского представляет собой проезд, имеющий щебеночное и грунтовое покрытие, с помощью которого осуществляется подъезд к гаражам. Каких-либо объектов защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, производственных объектов, элементов обустройства автомобильных дорог, дорожных знаков, указателей, остановочных павильонов, а также объектов социальной инфраструктуры (больницы, школы, магазины), жилых домов, и иных социально значимых объектов вдоль указанного участка не располагается, что сторонами не оспаривалось.
Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ФИО5 пояснил, что с помощью спорного участка земли обеспечивается подъезд к гаражам в кооперативе № 10, членом которого он является. Изначально дорогу к гаражам делали сами собственники гаражей для легковых машин, делали насыпь, клали плиты, засыпали ямы, но поскольку местность болотистая, все размывало.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что указанный в административном заявлении участок земли не является по своим характеристикам отдельным объектом транспортной инфраструктуры, понятие которой дано в статье 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть не является автомобильной дорогой общего пользования, проезд к гаражам в кооперативе № 10 является самонакатанным и никогда не имел твердого покрытия, что в том числе, влечет невозможность исполнения требований по приведению в нормативное состояние проезжей части.
Включение автомобильной дороги в реестр муниципальной собственности должно производиться исключительно на основании правоустанавливающих документов. Спорный проезд никогда не формировался администрацией, его оформление в установленном законом порядке не производилось, участок использовался и создавался путем наката автомобилями.
Из представленных суду кадастровых паспортов на автомобильные дороги, смежные со спорным участком, расположенные по адресам: <...> с приложением к ним ситуационных планов недвижимого имущества следует, что спорный участок к ним не относится. Подъезд к жилым домам, расположенным в районе Кочневских улиц, пер. Кочневского, осуществляется по автомобильным дорогам общего пользования со стороны ул. 2-я Кочневская, пер. Кочневский.
Согласно информации, предоставленной Управлением Росреестра по Ивановской области, сведения о постановке на государственный кадастровый учет и о зарегистрированных каких-либо вещных правах, ограничениях (обременениях) права в отношении дороги, проходящей от ул. Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ №12 и СНТ №16 г.о. Шуя до пер. Кочневского, в Едином государственном реестре недвижимости (далее- ЕГРН) отсутствуют.
Согласно ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастров учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино - местах, об объектах незавершенного строительства, единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-4 "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрам прав в результате государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 14 указанного Федерального закона с заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
Согласно ст. 37 Федерального закона "О кадастровой деятельности" результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно положениям ст. 1 ФЗ "О землеустройстве" землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании ФИО6, являющийся начальником отдела МБУ «Управления благоустройства городского округа Шуя», пояснил, что примерные затраты на строительство дороги на спорном участке составят 10490938 руб., без учета строительства тротуаров, освещения и инженерных сооружений.
Автомобильные дороги в силу пункта 10.1 статьи 1 ГрК РФ относятся к линейным объектам. В Письме Минстроя России от 11.07.2018 N 30418-АС/08 сделан вывод, что к объектам капитального строительства относятся в том числе линейные объекты. Соответственно, автомобильные дороги являются объектом капитального строительства. Статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию). В связи с этим вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен также на стадии получения разрешительной документации (Письмо Минэкономразвития России от 11.07.2014 N Д23и- 2426).
Вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием. При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится. В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта. Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.
В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств того, что спорный участок создан как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости как дорога, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016г. № 303-ЭС16-16486 и от 10.01.2017г. № 304-ЭС16-18316, в том числе указано на то, что дорога, представляющая собой грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости (Письмо Минэкономразвития РФ от 13.08.2019г. № ОГ-Д23-744). В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Следовательно, вопрос об отнесении дороги к объектам недвижимости может быть решен на стадии кадастровых работ.
Таким образом, принимая во внимание вышеуказанные требования законодательства, суд приходит к выводу, что спорный участок земли, имеющий грунтовое и щебеночное покрытие, не является объектом недвижимости, а следовательно в отношении него не может быть осуществлен кадастровый учет с последующим его включением в реестр муниципальной собственности.
Оценив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи согласно, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, а также принимая во внимание не представление административным истцом доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц конкретными действиями органа местного самоуправления, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, на выводы суда повлиять не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Шуйского межрайонного прокурора Ивановской области о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Шуя Ивановской области в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, выразившееся в невключении в реестр муниципальной собственности дороги, проходящей от улицы Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ № 12 и СНТ № 16 до переулка Кочневского городского округа Шуя и возложении на Администрацию городского округа Шуя обязанности по совершению действий для постановки дороги, проходящей от улицы Генерала Белова, на участке дороги от безымянного переулка между СНТ № 12 и СНТ № 16 до переулка Кочневского городского округа Шуя на кадастровый учет, по включению указанной дороги в реестр муниципальной собственности, а также по приведению указанной дороги в нормативное состояние в срок до 30.06.2024 г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Щепетков
Решение в окончательной форме изготовлено 21 марта 2022 года.