ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7109/2023 от 12.10.2023 Вологодского городского суда (Вологодская область)

Дело № 2а-7109/2023

УИД 35RS0010-01-2023-007365-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Вологда 12 октября 2023 года

Вологодский городской суд Вологодской области в составе:

судьи Давыдовой О.Н.,

при секретаре Джафаровой Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хазова С. А. к Генеральной Прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Вологодской области, Вологодской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области о взыскании компенсации,

установил:

Хазов С.А. обратился в суд к ответчикам Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Вологодской области, Вологодской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях с указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований Хазов С.А. указал, что 21.05.2021 г. в ходе приема по личным вопросам комиссией прокуроров во главе с прокурором Генеральной прокуратуры РФ, по вопросам относительно условий содержания в ИУ, им были лично переданы ряд обращений (жалоб), адресованных в Прокуратуру Вологодской области по различным вопросам, относящимся к условиям содержания и исполнению наказаний (спецпрокуратура). 09.06.2023 г. был вручен закрытый конверт из Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в котором содержалось сообщение о движении одной из его жалоб, поданных 21.05.2023 г. Согласно полученному сообщению спецпрокуратуры от 01.06.2023 г, его обращение от 21.05.2023 г. о несогласие с представленной сотрудниками ФКУ ИК-5 характеристикой, направлено по подведомственности в УФСИН России по Вологодской области для организации проверки, приведенных в обращении доводов и принятия мер ведомственного характера. С принятым спецпрокуратурой решением о перенаправлении жалобы Хазова С.А., адресованной в прокуратуру Вологодской области в УФСИН России по Вологодской области не согласен, в силу незаконности. Такое решение подлежит аннулированию. Кроме того, в своей жалобе от 21.05.2023 г., адресованной в Прокуратуру Вологодской области им было заявлено о необходимости вызова его на опрос по существу изложенного в жалобе в целях предоставления дополнительных письменных материалов, подтверждающих обоснованность заявленного в жалобе и незаконность действий (бездействия) должностных лиц в ФКУ ИК-5, однако, опроса не проводилось. Считает перенаправление жалобы от 21.05.2023 г. в УФСИН России по Вологодской области по существу и принятие решения, является необоснованным и незаконным действием (бездействием) должностного лица спецпрокуратуры, причинившим ему вред, обусловленный утратой доверия к спецпрокуратуре, опасениями за справедливость и своевременность разрешения заявленного обстоятельства в жалобе и ее правильное рассмотрение, такой вред оценивает в 100 000 рублей.

Просит признать действия (бездействие) помощника прокурора Авилова М.С. по направлению жалобы Хазова С.А. от 21.05.2023 г., адресованной в Прокуратуру Вологодской области, в УФСИН России по Вологодской области, для рассмотрения и разрешения по существу незаконными.

Протокольным определением суда от 24.07.2023 г. в качестве заинтересованного лица привлечено УФСИН России по Вологодской области.

Протокольным определением суда от 20.09.2023 г. в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО1, Министерство финансов РФ в лице Федерального казначейства Вологодской области.

Протокольным определением суда от 12.10.2023 г. Министерство финансов РФ в лице Федерального казначейства Вологодской области исключено из числа заинтересованных лиц.

В судебном заседании административный истец Хазов С.А., принимающий участие посредством видеоконференц-связи, административные исковые требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Вологодской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области, Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Прокуратуры Вологодской области по доверенностям Авилов М.С. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражениях. Пояснил, что обращения были приняты на личном приеме. Прокуратурой области первичные обращения не разрешают, сначала принимаются нижестоящей прокуратурой. Жалобы были сразу переданы в спецпрокуратуру. Книги регистрации с собой не было, для ускорения процесса жалоба была сразу передана. На приеме было сто человек спецконтингента, далее обращение было передано в УФСИН России по Вологодской области. Все исправительные учреждения, кроме следственных изоляторов, находятся в компетенции спецпрокуратуры. Осуществляется надзор за соблюдением законности.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица УФСИН России по Вологодской области по доверенности Козлова Г.Ю. просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО1 не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, приходит к следующему:

Исходя из положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае такой совокупности обязательных условий не имеется.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В силу ст. 4 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1, прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1).

Рассмотрение обращений в органах прокуратуры регулируется Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее-Закон о прокуратуре), Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 г. № 45 (далее - Инструкция № 45).

Исходя из положений статьи 21 УИК РФ, за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц.

УФСИН России по Вологодской области является контролирующим государственным органом по отношению к ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области и в его компетенцию входит проверка поставленных в обращении осужденного Хазова С.А. вопросов.

В соответствии с пунктом 3.5 Инструкции сопроводительное письмо с переадресованием обращения подписывается прокурором или его заместителем. Уведомление заявителю подписывается прокурором или исполнителем.

Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Исходя из положений ст. ст. 9, 10, 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня его регистрации, а ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

В спецпрокуратуре 31.05.2023 г. зарегистрировано обращение осужденного Хазова С.А. от 21.05.2023 г. о несогласии с представленной ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области на дисциплинарную комиссию и в судебное заседание характеристикой административного истца.

Таким образом, организацией, с действиями которой Хазов С.А. не согласен, является ИК, а не УФСИН России по Вологодской области.

Учитывая, что Хазов С.А. не ссылается на наличие его обращений аналогичного характера в УФСИН России по Вологодской области и не обжалует результаты их рассмотрения, его жалоба 01.06.2023 г. на основании п. 3.5 Инструкции № 45 спецпрокурором направлена в УФСИН России по Вологодской области по подведомственности, о чем Хазов С.А. уведомлен исполнителем.

В соответствии с требованиями статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

На основании изложенного, и положений Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ в УФСИН России по Вологодской области рассмотрено обращение Хазова С.А., факты изложенные в обращении не нашли своего подтверждения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ).

УФСИН России по Вологодской области ответ на заявление Хазова С.А. был дан в надлежащий срок, подписан уполномоченным лицом с учетом требований действующего законодательства.

Сам по себе факт несогласия административного истца с полученным ответом не свидетельствует о нарушении каких-либо его прав и свобод и не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Таким образом, действия должностных лиц органов прокуратуры Вологодской области соответствуют требованиям Закона о прокуратуре, Федерального закона № 59-ФЗ, Инструкции № 45, совершены уполномоченными должностными лицами и в установленный законом срок.

В соответствии со статьей 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований.

Не согласие административного истца с тем, что его жалоба, адресованная в прокуратуру Вологодской области не была рассмотрена именно прокуратурой Вологодской области, а передана в Вологодскую прокуратуру за соблюдением законов в исправительных учреждениях Вологодской области, а затем передана в УФСИН Росси по Вологодской области, не свидетельствует о нарушении действующего законодательства и нарушении прав административного истца по рассмотрению его жалобы со стороны органов прокуратуры.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение Хазова С.А. рассмотрено в установленном порядке и сроки, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228, 295-298 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Хазову С. А. отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н. Давыдова

Мотивированное решение изготовлено 25.10.2023 г.