ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7114/2021 от 06.10.2021 Центрального районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

74RS0002-01-2020-008251-32

Дело № 2а-7114/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск 06 октября 2021 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Шваб Л.В. при секретаре Бородулине К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 ти к УМВД России по г. Челябинску, Министерству Внутренних Дел Российской Федерации, Министерству Финансов Российской Федерации о признании действий незаконными, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском, в котором просила признать незаконными действия ответчика УМВД России по г. Челябинску, выразившиеся в перевозке административного истца в ненадлежащих условиях: в одиночной камере спецавтомобиля, где отсутствует окно, нет естественного освещения, отсутствуют вентиляция, ремни безопасности, площадь камеры не превышает <данные изъяты> кв.м., в связи с чем просит взыскать компенсацию морального вреда в размере 2 000 000 руб.

В обоснование административного искового требования указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ года истца перевозили из ФКУ СИЗО № <данные изъяты> ГУФСИН России по Челябинской области в Металлургический районный суд г. Челябинска и обратно в целях участия в судебных заседаниях. Обустройство автомобилей, используемых для перевозки истца, по её убеждению, не соответствует требованиям норм международного права, создает неудобства для истца, нарушает её права и законные интересы. Вследствие указанных обстоятельств истец испытывала физические и нравственные страдания. Причиненный моральный вред, который полагает равным 2 000 000 руб., истец просит взыскать с ответчика.

Истец ФИО1 о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представители административных ответчиков в судебное заседание при надлежащем извещении не явились.

Представитель заинтересованного лица ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Челябинской области» ФИО2 в судебное заседание при надлежащем извещении не явился. Представил возражения на административный иск, где указал, что специализированные транспортные средства, в том числе <данные изъяты> поступают на баланс по товарным накладным с баз хранения ресурсов МВД России по распределению. После постановки на баланс ФКУ специализированного транспортного средства оно передается в территориальные подразделения ГУ МВД России по Челябинской области по договорам безвозмездного пользования транспортными средствами (в данном случае УМВД России по г. Челябинску).

В поступившие с баз хранения ресурсов МВД России специализированные транспортные средства на баланс ФКУ не вносятся никакие внутренние и внешние конструктивные изменения на протяжении периода его использования, как до передачи, так и после передачи по договорам безвозмездного пользования транспортными средствами в территориальные подразделения ГУ МВД России по Челябинской области. К специализированному транспорту применяется национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ <данные изъяты> «Автомобильные транспортные средства оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей. Технические требования и методы испытаний», утвержденный приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска ввиду следующего.

Из административного искового заявления следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ истца перевозили из ФКУ СИЗО№ <данные изъяты> ГУФСИН России по Челябинской области в Металлургический районный суд г. Челябинска и обратно в целях участия в судебных заседаниях.

Данные обстоятельства административными ответчиками не оспариваются.

Функции этапирования следственно-арестованных, содержащихся в спецучреждениях, на следственные действия, а также в суды города Челябинска возложены на отдельный батальон охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УМВД России по г.Челябинску (ОБОКПО УМВД России по г. Челябинску).

Оперативно-служебная деятельность ОБОКПО УМВД России по г. Челябинску осуществляется согласно требованиями Федерального закона от 15.07.1995 № 103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», приказами МВД России от 22.11.2005 № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», от 07.03.2006 № 140дсп «Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоировании подозреваемых и обвиняемых», от 28.06.2016 года № 346 дсп «О внесении изменений в приказ МВД РФ от 07.03.2006 года № 140 дсп».

Размещение спецконтингента в специальных автомобилях ОБОКПО УМВД России по г.Челябинску осуществляется строго в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Из возражений административного ответчика УМВД России по г. Челябинску усматривается, что все специальные автомобили типа <данные изъяты> находящиеся в эксплуатации в ОБОКПО УМВД России по г.Челябинску строго соответствуют «Правилам стандартизации автомобиля оперативно – служебного для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Этапирование истца осуществлялось в специальном автомобиле типа <данные изъяты>». Какие – либо конструктивные изменения в автомобили типа <данные изъяты> состоящие на балансе в ОБОКПО УМВД России по г.Челябинску, не вносились.

Специальные технические требования. ПР 78.01.0024 – 2010», утвержденные 14.10.2010 МВД Российской Федерации, в соответствии с которыми:

пунктом 5.4. «Камеры для спецконтингента и туалетная кабина» предусмотрены требования к камерам содержания спецконтингента при перевозке. Пункт 5.4.1. регламентирует требования к конструкции камер: «Конструкция камер для спецконтингента и туалетной кабины должна быть каркасной, с обшивкой с обеих сторон из листовой стали толщиной не менее 0,8 мм». В пункте 5.4.4. описаны требования к камерам содержания спецконтингента при перевозке: «Минимальные размеры одиночной камеры для спецконтингента: ширина 500 мм, глубина 650 мм.»

В пункте 5.5. «Сиденья» описываются требования к сиденьям. В пункте 5.5.1. «Требования к сиденьям конвоя», «сиденья должны быть полумягкими, могут быть многоместными и одноместными стационарными, одноместными откидными, должны быть оборудованы спинками». Пункт 5.5.2. регламентирует «Требования к сиденьям спецконтингента», в подпункте 5.5.2.1. определено, что «сиденья должны быть стационарными, жесткой конструкции, на металлическом каркасе, сваренном из стальных профилей размером не менее 20х20х1,5 мм», в подпункте 5.5.2.2. указано, что «сиденья и спинки должны быть выполнены из доски деревьев хвойных пород толщиной от 25 до 40 мм, с бесцветным лаковым покрытием и соответствовать следующим требованиям:

крепление доски к каркасам должно осуществляться с помощью сквозных резьбовых соединений диаметром не менее <данные изъяты> мм;

соединение досок между собой должны быть бесщелевыми;

спинки должны быть выполнены в виде досок шириной от <данные изъяты> мм, установленных на высоте от <данные изъяты> от уровня сидений, и должны крепиться к каркасам сидений или к каркасу перегородок камер». Подголовники, мягкие сиденья, вентиляторы в одиночной камеры для спецконтингента конструкцией и «Правилами стандартизации», не предусмотрены.

В пункте 5.8. «Система отопления», описываются требования к системе отопления. В подпункте 5.8.1. указано, что «отопление рабочего салона должно осуществляться дополнительным отопителем, работающим на принципе отбора тепла от жидкости системы охлаждения двигателя, и (или) автономным отопителем (несколькими отопителями), работающим на дизельном топливе». В подпункте 5.8.3. описаны требования к системе отопления «элементы системы отопления, установленные в камерах для спецконтингента и туалетной кабине, должны быть расположены под сиденьями и защищены кожухами с отверстиями или решетками, соответствующими следующим требованиям:

кожухи и решетки должны быть выполнены из стального листа толщиной не менее <данные изъяты> мм или сварены из стального прутка диаметром не менее 2мм;

отверстия в них могут быть круглыми или квадратными, диаметром или стороной не более <данные изъяты> мм».

В пункте 5.9. «Вентиляция», описывается требование к системе вентиляции. В соответствии с подпунктом 5.9.1., «вентиляция рабочего салона должна осуществляться через окно во входной двери, аварийно – вентиляционный люк в крыше помещения конвоя, вентиляционные лючки в камерах для спецконтингента и системой принудительной приточно – вытяжной вентиляции».

В пункте 5.10. «Система освещения», описывается требования к системе освещения. Подпунктом 5.10.3. предусмотрено, что «освещение в помещении конвоя должно осуществляться при помощи плафонов, в камерах для спецконтингента плафонами, защищенными решетками или колпаками с отверстиями». Окна и доступ естественного освещения в одиночной камеры для спецконтингента конструкцией и «Правилами стандартизации», не предусмотрено.

Средства и устройства, предотвращающие потерю равновесия (ремни безопасности и т.д.) в одиночной камере для спецконтингента конструкцией и «Правилами стандартизации», не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных положений закона следует, что суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд приходит к выводу о том, что действиями административного ответчика УМВД России по г. Челябинску не допущено нарушений закона и прав истца, следовательно, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда ввиду того, что истцом не доказано наличие противоправности в действиях государственных органов или должностных лиц, причинно-следственная связь между действиями государственных органов или должностных лиц и моральными страданиями, которые по утверждению истца, она испытала. Также отсутствуют доказательства того, что истцу был причинены моральные и нравственные страдания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 ти о признании действий незаконными, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий Л.В. Шваб