Дело 2а-7115/2021
УИД 24RS0048-01-2021-004568-15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 года Советский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Худик А.А.,
при секретаре Волковой Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО3 к администрации Советского района г.Красноярска о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 в интересах несовершеннолетней ФИО3 обратились в суд с административным иском к администрации Советского района г.Красноярска, о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО3 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении больше установленной нормы; о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО3 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, т.к. жилой дом не признан непригодным для проживания.
Требования мотивировали тем, что ФИО1, ФИО2 являются опекунами несовершеннолетней ФИО3, которая является собственником 18/95 долей общей долевой собственности в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на жилой площади фактически проживает бабушка ФИО5, зарегистрирована ФИО6 (ФИО7) Е.С.(В.), оплата коммунальных услуг производится ФИО5, однако при вынесении решения это не было учтено.
Кроме того, согласно распоряжению администрации г. Красноярска, дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, данный факт также не был учтен при вынесении решения.
ФИО1, ФИО2, представитель административного истца ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Суду пояснили, что с момента приобретения данной квартиры в 2016 в ней проживает родная бабушка девочки, мама девочки погибла, в связи с чем, ФИО6 (ФИО7) Е.С.(В.) находится под опекой. Иного жилья бабушка не имеет, возможности выехать из данной квартиры нет, расходы по содержанию квартиры несет бабушка. При вселении ФИО3 в данное жилое помещение проживание будет невозможным.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации Советского района г.Красноярска, не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще и своевременно, представил отзыв, в котором в удовлетворении заявленных административным истцом требований просил отказать в полном объеме, также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации Советского района г.Красноярска.
Заинтересованные лица администрация г. Красноярска, отдел опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних администрации Советского района г.Красноярска, в судебное заседание не явились о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, о неявке суд не уведомили, представитель администрация г. Красноярска направил отзыв на исковое заявление.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, с согласия явившихся лиц, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п. 4 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в том числе, одного из следующих обстоятельств:
- жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела и установлено судом, опекунами несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. являются ФИО1, ФИО2.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ. на праве общей долевой собственности, принадлежит 18/95 долей в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 93,1 кв.м. (л.д.16).
Несовершеннолетняя ФИО3, совместно со своими опекунами с ДД.ММ.ГГГГ проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует копия паспорта (л.д.7).
ФИО1, ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию Советского района г.Красноярска с заявлениями об установлении факта невозможности проживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
По результатам рассмотрения заявлений администрацией Советского района г.Красноярска вынесено
- распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО3 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, т.к. общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в указанном жилом помещении больше установленной нормы;
- распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО3 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, т.к. жилой дом не признан непригодным для проживания.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Постановлению администрации г. Красноярска от 14.04.2005 N 192 (ред. от 05.03.2012) "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска" норма площади жилого помещения для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска, - в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).
Исходя из положений подпункта 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ юридически значимым обстоятельством при рассмотрении данного вопроса являлось установление количества лиц, проживающих в жилом помещении по адресу: <адрес>, и размер общей площади, приходящейся на каждого из проживающих в квартире.
ФИО1, ФИО2 при рассмотрении дела указывали, что в жилом помещении по адресу: <адрес>, проживает бабушка ФИО3 - ФИО5, в связи с чем при вселении ФИО3 в квартиру, размер общей площади жилого помещения, приходящейся на ФИО3, будет составлять 6,1 кв.м, что менее учетной нормы.
Как следует из представленного стороной ответчика акта плановой проверки за использованием и сохранностью жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими от ДД.ММ.ГГГГ№ комиссией установлено, что на жилой площади проживают (зарегистрированы): бабушка ФИО5 с 2016 года, которая своевременно оплачивает коммунальные услуги(проживает), несовершеннолетняя опекаемая ФИО3, собственник, не проживает, находится под опекой в Центральном районе (зарегистрирована).
Таким образом, комиссией установлено фактическое проживание бабушки опекаемой ФИО4 Е.С. в спорном жилом помещении с 2016 года.
При этом в отзыве ответчика на исковое заявление сделан вывод о незаконной сдаче в аренду постороннему лицу без разрешения данного жилого помещения, что противоречит представленному акту.
Принимая во внимание, что фактическое проживание бабушки опекаемой ФИО3 комиссией установлено с 2016 года, говорить о намеренном занижении жилой площади основании не имеется.
Из буквального толкования положений закона N 159-ФЗ проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
В зависимость от регистрации проживающих лиц, установление данного факта не ставится, а учитывается в том числе, если уменьшение площади произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот.
Между тем указанные обстоятельства, имеющие существенное значение при вынесении оспариваемого распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ не были приняты во внимание, что привело к принятию незаконного решения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в данной части и их удовлетворении.
В порядке восстановления прав истца необходимо возложить на администрацию Советского района г.Красноярска обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об установлении факта невозможности проживания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Рассматривая требование о признании незаконным распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении факта невозможности проживания несовершеннолетней ФИО3 в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, т.к. жилой дом не признан непригодным для проживания, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в связи с наличием того обстоятельства, что жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
Согласно постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 27.07.2020) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" комиссия на основании заявления собственника помещения (…), проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно распоряжению администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№-гх, дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим реконструкции. Сведений о признании непригодным данного дома для проживания не содержит.
Учитывая, что в установленном порядке, жилое помещение, принадлежащее на праве собственности опекаемой ФИО3, непригодным для проживания не признано (не издано распоряжение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-гх не оспорено, у администрации Советского района г.Красноярска основания для установлении факта невозможности проживания опекаемой ФИО3 по причине непригодности данного помещения проживания не имелось.
В связи с чем, административные требования в данной части удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации Советского района г.Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении ФИО3 по заявлению ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на администрацию Советского района г.Красноярска обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Худик
<данные изъяты>