ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-711/16 от 05.10.2016 Рыбновского районного суда (Рязанская область)

Дело № /2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Рыбное Рязанской области 05 октября 2016 года

Судья Рыбновского районного суда Рязанской области ФИО8,

с участием адвоката ФИО9., представившей ордер № 35 и 36 от 10 августа 2016 года своего адвокатского кабинета и удостоверение № 1059, выданное Управлением Минюста РФ по Рязанской области 16.10.2015г., действующей в интересах административных истцов ФИО10. и ФИО11.,

при секретаре ФИО12,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению ФИО13, ФИО14 к Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в утверждении проекта планировки территории,

установил:

Вышеуказанные истцы обратились в суд с указанным административным иском, в обоснование которого указали следующее.

ФИО15 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером категория земель: землинаселенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства,общей площадью 171 315 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

ФИО16 на праве собственности принадлежат земельные участки:

1) с кадастровым номером категорияземель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственногопроизводства, общей площадью 16 000 кв.м.,

2) с кадастровым номером <адрес> категория земель: земли населенныхпунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общейплощадью 20 000 кв.м.

3) с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенноеиспользование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 50 000 кв.м.

4) с кадастровым категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:для сельскохозяйственного производства, общей площадью 49 650 кв.м.

Все ее земельные участки расположены также в <адрес> и право собственности подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права.

При этом у обеих собственниц при регистрации права собственности ограничений (обременений) на земельных участках не зарегистрировано.

Административными истцами решено осуществить строительство на принадлежащих им земельных участках объекта: «Комплексная компактная застройка индивидуальными жилыми домами в <адрес>».

В феврале 2016 года административные истцы обратились с заявлением в Администрацию муниципальногообразования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о подготовке документациипо планировке территории для строительства объекта «Комплексная застройка индивидуальнымижилыми домами в <адрес>» на принадлежащих имземельных участках.

24 февраля 2016 года Администрацией муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области вынесено постановление № о подготовкепроекта планировки и проекта межевания территории для строительства объекта: «Комплекснаякомпактная застройка индивидуальными жилыми домами в с. Костино Рыбновского района Рязанской области».

В соответствии с вышеуказанным постановлением они обратились в ООО «Геоизыскания»в г.Рязань, где был изготовлен проект планировки и проект межевания территории.

Администрацией муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области было рекомендовано обратиться за согласованием имеющегося проекта планировки в Государственнуюинспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области, которая 21 апреля 2016 года отказала в согласовании, ссылаясь на Постановление Правительства Рязанскойобласти от 14.02.2006 года № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедникаФИО2 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения опорядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО2», согласно которому вышеуказанная территория находится в границах зоны охраняемогоприродного ландшафта, где строительство запрещено.

Административные истцы обратились в Администрацию муниципального образования - Рыбновскиймуниципальный район Рязанской области за утверждением проектной документации, но было отказано по причине отсутствия согласования с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Считают, что отказ в утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории и проекта межевания территории) для строительства объекта:«Комплексная компактная застройка индивидуальными жилыми домами в с.КостиноРыбновского района Рязанской области» является незаконным, необоснованным и нарушающим их права и интересы, гарантированные ст.36 Конституции РФ, а именно по свободному владению, пользованию и распоряжению землей и другими природными ресурсами их собственниками, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Принадлежащие административным истцам на праве собственности земельные участки расположены в зоне выделенных территорий для жилищного строительства (зоны СХ-3).

Ссылаются на ст.42 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются Градостроительным кодексом РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Истцами за свой счет была подготовлена и представлена административному ответчику для утверждения проектная документация согласно требованиям Градостроительного кодекса РФ.

Отказ в утверждении проектной документации не содержит ссылок на нарушения норм градостроительного законодательства.

Доказательств тому, что земельные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта на территории достопримечательного места, не представлено.

Требование согласовывать проведение строительных и иных работ с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области незаконно.

Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, - для достопримечательного места федерального значения.

В настоящее время Министерством культуры РФ утверждены только границы территории объекта культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО2" (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г.Рязань) согласно Приказу Минкультуры России от 17.09.2015 года №2431 «О включении выявленного объекта культурного наследия «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО2» (Рязанская область, Рыбновский район, Рязанский район, г. Рязань) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения и утверждении границ его территории».

Согласно ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», орган, установивший требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, в течение пяти дней со дня вступления в силу акта об установлении таких требований направляет копию указанного акта в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.

Данное требование не выполнено.

Административные истцы просят:

-Признать незаконным отказ № от 19.05.2016 года Администрации муниципального образования - Рыбновскиймуниципальный район Рязанской области в утверждении проекта планировки и проектамежевания территории для строительства объекта: «Комплексная компактная застройкаиндивидуальными жилыми домами в с. Костино Рыбновского района Рязанской области» на земельных участках с кадастровыми номерами , , , ,

-Обязать Администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области утвердить проект планировки и проекта межевания территориидля строительства объекта: «Комплексная компактная застройка индивидуальнымижилыми домами в с. Костино Рыбновского района Рязанской области» на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , .

Административные истцы ФИО17. и ФИО18 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, что не является препятствием рассмотрению дела.

Представитель административных истцов адвокат ФИО19., действующая на основании ордера и по доверенности в их интересах, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика - Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в судебном заседании требования административных истцов не признает. Пояснила, что, хотя и разработан проект планировки территории и проект межевания территории в соответствии Правилами землепользования и застройки на данном земельном участке, администрация не имела право утвердить проект планировки территории, поскольку не было представлено в орган местного самоуправления необходимого согласования с Государственной инспекцией по охране культурного наследия Рязанской области. Просит суд в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что ФИО20 на основании договора купли-продажи долей в праве собственности на недвижимое имущество от 14.11.2012 года принадлежит земельный участок с кадастровым номером категория земель: землинаселенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства,общей площадью 171 315 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области 07.10.2015 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.

ФИО21 на основании договоров купли-продажи долей земельного участка от 28.06.2012 года, от 11.07.2012 года, от 31.07.2014 года, договоров купли-продажи земельных участков от 18.09.2013 года и от 29.10.2013 года принадлежат земельные участки

-с кадастровым номером категорияземель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственногопроизводства, общей площадью 16 000 кв.м.

-с кадастровым номером категория земель: земли населенныхпунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общейплощадью 20 000 кв.м.

-с кадастровым номером категория земель: земли населенных пунктов, разрешенноеиспользование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 50 000 кв.м.

-с кадастровым категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование:для сельскохозяйственного производства, общей площадью 49 650 кв.м.

Указанные земельные участки расположены в с.Костино Рыбновского района Рязанской области и зарегистрированы надлежащим образом за ФИО22., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, выданных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области 17.08.2015 г. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации.

При этом, свидетельствами о государственной регистрации права установлено, что у обоих административных истцов при регистрации права собственности на земельный участокограничений (обременений) не зарегистрировано, в кадастровых паспортахна указанные земельные участки особых отметок и сведений о природных объектах не имеется.

Из показаний представителя истцов следует, что ими было решено осуществить строительство на принадлежащих земельных участках объекта: «Комплексная компактная застройка индивидуальными жилыми домами в <адрес>».

В соответствии с п.15 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района.

Установлено, что административные истцы обратились к ответчику и 24 февраля 2016 года Администрацией муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области вынесено постановление № 126 о подготовкепроекта планировки и проекта межевания территории для строительства объекта: «Комплекснаякомпактная застройка индивидуальными жилыми домами в <адрес>».

Данные действия административного ответчика не противоречат закону. В соответствии с п.5.1 ст.45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления муниципального района при наличии согласия органов местного самоуправления поселения вправе обеспечивать подготовку документации по планировке территории, предусматривающей размещение в соответствии с документами территориального планирования муниципального района объектов местного значения.

Истцы обратились в ООО «Геоизыскания», которым был изготовлен проект планировки и проект межевания территории для строительства объекта:«Комплексная компактная застройка индивидуальными жилыми домами в с.КостиноРыбновского района Рязанской области».

Для утверждения данного проекта административные истцы обратились к ответчику, но им было рекомендовано обратиться за согласованием имеющегося проекта планировки в Государственнуюинспекцию по охране объектов культурного наследия Рязанской области, поскольку проектируемая территория находится в границах зоны охраняемогоприродного ландшафта, градостроительный регламент которой утвержден Постановлением Правительства Рязанскойобласти от 14.02.2006 года № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедникаФИО2 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения опорядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО2» и запрещает строительство.

Государственной инспекцией по охране объектов культурногонаследия Рязанской области в согласовании проекта было отказано.

Своим письмом № 1086 от 19.05.2016 года администрацией муниципального образования - Рыбновскиймуниципальный район Рязанской области ФИО23 и ФИО24. в утверждении документации по планировке территории было отказано.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п.10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, а также с учетом программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа.

Судом установлено, что мотивом отказа в утверждении проектной документации явилось, по мнению административного ответчика, расположение проектируемой территории в границах охраняемого природного ландшафта, режим использования земель в которой непредусматривает индивидуальное жилищное строительство, утвержденных Постановлением ПравительстваРязанской области от 14 марта 2006 года № 62, а также в связи с расположением территории проектирования в границах территории объекта культурного наследия(достопримечательного места) федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное сжизнью и творчеством поэта ФИО2», утвержденных Приказом министерства культуры РФот 17.09.2015 года № 2431.

Между тем, Градостроительный кодекс РФ не требует согласование проектной документации с иными органами при ее утверждении.

Кроме того, изучение Постановления ПравительстваРязанской области от 14 марта 2006 года № 62 показывает, что границы зоны охраны природного ландшафта не утверждены. К тому же, в пункте 6 указано, что проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются по согласованию с исполнительным органом государственной власти Рязанской области, уполномоченным осуществлять меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Рязанской области на территории и в зонах охраны музея-заповедника.

Как видно, о подобного рода деятельности в зоне охраняемого природного ландшафта не говорится.

На основании приказа Министерства культуры РФ №2431 от 17.09.2015 года в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения включен выявленный объект культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО2». Данным приказом утверждены границы указанного объекта культурного наследия.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что земельные участки административных истцов расположены в границах Государственного музея-заповедника ФИО2 и границах выявленного объекта культурного наследия (достопримечательное место) «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством ФИО2», утвержденных приказом Министерства культуры РФ №2431 от 17.09.2015 года.

Также судом установлено, что вышеуказанные земельные участки расположены в подзоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными земельными участками в пределах границ населенного пункта.

Это подтверждается ст.89 Правил землепользования и застройки муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области, утвержденных решением 24.09.2015 за №65а Совета депутатов муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Согласно этой статье Правил, вышеуказанные земельные участки расположены в зоне выделенных территорий для жилищного строительства (зоны СХ-3), которые условно разделены на две подзоны, одна из которых представляет подзону застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными земельными участками в пределах границ населенных пунктов - участки территорий сельскохозяйственного использования, предназначенные для сельскохозяйственных нужд и предусмотренные, в соответствии с Генеральным планом поселения, для малоэтажного жилищного строительства, размещения объектов обслуживания, туризма, производственной деятельности, объектов транспортной и инженерной инфраструктур в пределах границ населенных пунктов.

Границы земельных участков застраиваемых территорий в данной подзоне должны уточняться в ходе проектирования указанных объектов в соответствующих проектах планировки территории и проектах на их строительство.

После утверждения в установленном порядке проектов планировки территории предполагаемых к освоению кварталов указанные земельные участки могут быть отнесены к одной из перечисленных в настоящих Правилах градостроительных зон застраиваемых территорий.

В силу п.2 ч.1 ст.5.1 Федерального закона РФ от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в границах территории объекта культурного наследия - достопримечательного места - разрешаются работы по сохранению памятников и ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, работы, направленные на обеспечение сохранности особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению; строительство объектов капитального строительства в целях воссоздания утраченной градостроительной среды; осуществление ограниченного строительства, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства при условии сохранения особенностей достопримечательного места, являющихся основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению.

На основании ч.3 ст.5.1 указанного Федерального закона, требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

В настоящее время Министерством культуры РФ утверждены только границы территории достопримечательного места федерального значения «Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО2».

Требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места, требования к градостроительному регламенту в границах территории данного объекта культурного наследия не утверждены.

Представитель администрации Рыбновского муниципального района указывает, что, поскольку земельный участок, принадлежащий административным истцам, входит в границу зоны охраняемого природного ландшафта, то строительство запрещено.

Между тем, зоны охраняемого природного ландшафта не определены.

Таким образом, требование ответчика и необходимости согласования утверждения проектной документации незаконно и, как следствие, незаконным является отказ в принятии решения по утверждению проекта планировки и межевания.

Согласно п.8 ст.18 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято соответствующим органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия региональным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

По смыслу приведенных выше норм, уполномоченный публичный орган вправе отказать в утверждении проектной документации только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Решение ответчика об отказе в принятии решения об утверждении проекта планировки и межевания территории не содержит ссылки на нормы федерального закона.

Судом установлено, что разрешенное использование принадлежащих истцам на праве собственности земельных участков - для сельскохозяйственного производства, - что предполагает индивидуальное жилищное строительство, Общий массив из земельных участков ФИО25 и ФИО26 находится на землях населенного пункта, месторасположение проектируемой территории соответствует Генеральному плану Пощуповского сельского поселения, утвержденному решением № 146 от 31.12.2013 года Совета депутатов МО - Пощуповское сельское поселение, Правилам землепользования и застройки, т.е. расположение в зоне выделенных территорий для жилищного строительства не изменится, в связи с чем, отказ административного ответчика в утверждении проектной документации является незаконным.

Согласно проекту планировки и межевания территории 2016/7К-ППТ, изготовленного ООО «Геоизыскания», проектируемая территория относится к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства и участок работ не является планируемой особо охраняемой природной территорией областного значения - природной экологической и природно-исторической территорией (ландшафтом).

Частью 2 ст.36 Конституции РФ закреплено, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Права собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, закрепленные в статье 209 ГК РФ, предусмотрены также и в статье 260 ГК РФ. Как земельное, так и гражданское законодательство допускает ограничение прав собственника земельным участком только в предусмотренных законом случаях.

Определенные ограничения прав собственника предусмотрены в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ и в пункте 1 статьи 263 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов.

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 2 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч.ч.1 и 2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Любой вид разрешенного использования выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п.2 ст.7 Земельного кодекса РФ, ч.4 ст.37 ГрК РФ).

Установлено, что земельные участки административных истцов находятся в зоне, выделенной для жилищного строительства территории (зона СХ-3), поэтому разрешенное использование земли определено.

Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и эти ограничения должны быть известны собственнику.

Данный вывод вытекает из анализа положений статьи 56 Земельного кодекса РФ и статьи 280 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 4 пункта 2, пунктами 3 - 6 статьи 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами; ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда; устанавливаются бессрочно или на определенный срок; сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу; подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Системное толкование вышеперечисленных норм права и статьи 280 ГК РФ позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации. При этом данное ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, лишь возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение последних в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

Судом установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных истцами и принадлежащих им на праве собственности, каких-либо ограничений прав не существует.

Представителем администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области данные обстоятельства не оспаривались.

Согласно п.3 ст.34 Федерального закона от 25.06.2002г. № 73-ФЗ границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Пунктом 4 вышеуказанной статьи предусмотрено, что порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации №972 от 12.09.2015 года утверждено положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 вышеуказанного Положения на территории, сопряженной с объектом культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в его исторической среде может быть установлена одна или несколько зон охраны: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости (п.6 Положения).

В соответствии с п.16 Положения сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости.

В силу ст.10 Федерального закона №221-ФЗ от 24.07.2007 года «О государственном кадастре», в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:

1)индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий;

2)описание местоположения границ таких зон или территорий;

3)наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий;

4)реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений;

5)содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Как отмечалось выше, Постановлением Правительства Рязанской области №62 от 14.03.2006 года утверждены границы государственного музея-заповедника ФИО2 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника ФИО2, но не зон природного ландшафта.

В соответствии с п.3 ст.56.4 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места и требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места учитываются в документах территориального планирования, градостроительных регламентах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки муниципальных образований. Таких требований в Правилах землепользования и застройки муниципального образования - Пощуповское сельское поселение Рыбновского муниципального района Рязанской области нет, поскольку в соответствии с категорией историко-культурного значения объекта культурного наследия требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места не установлены.

При таких обстоятельствах, требования административных истцов должны быть удовлетворены.

Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

С учетом положений ч.1 ст.111 КАС РФ административным ответчиком подлежат возмещению судебные расходы, понесенные административным истцом, в связи с чем с администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в пользу каждого из административных истцов взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей, уплаченную по чек-ордерам.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ФИО27, ФИО28 к Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области о признании незаконным отказа в утверждении проекта планировки территории удовлетворить.

Признать незаконным отказ № от 19.05.2016 года Администрации муниципального образования - Рыбновскиймуниципальный район Рязанской области в утверждении проекта планировки и проектамежевания территории для строительства объекта: «Комплексная компактная застройкаиндивидуальными жилыми домами в <адрес>» на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , .

Обязать Администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области утвердить проект планировки и проекта межевания территориидля строительства объекта: «Комплексная компактная застройка индивидуальнымижилыми домами в <адрес>» на земельных участках с кадастровыми номерами , , , , .

Взыскать с Администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район Рязанской области в пользу ФИО29 и ФИО30 судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины, в размере <данные изъяты>) рублей каждой.

Решение может быть обжаловано в Рязанском областном суде через районный суд в течение месяца.

Судья подпись ФИО31

КОПИЯ ВЕРНА: СУДЬЯ