ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7132/2021 от 08.12.2021 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08.12.2021 года г. Воронеж

Коминтерновский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,

при секретаре Самардаковой В.С.,

с участием представителей административного ответчика Департамента труда и занятости населения Воронежской области ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Департаменту труда и занятости населения Воронежской области о признании незаконным решения от 07.07.2021 года об отказе в участии в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», обязании принять решение об участии в программе, обязании направить решение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту труда и занятости населения Воронежской области о признании незаконным решения Департамента от 07.07.2021 года об отказе в участии истца в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», обязании принять решение об участии истца и членов семьи в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на основании поданного заявления об участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязании направить решение в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области.

В обоснование исковых требований указано, что истец 28.06.2021 года подал в представительство Министерства внутренних дел РФ в республике Армения (по вопросам миграции) пакет документов, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 года № 403 для участия в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом. В качестве территории вселения истцом была выбрана Воронежская область. Документы были направлены уполномоченным органом в территориальный орган Министерства внутренних дел РФ и далее в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, ответственный за реализацию региональной программы переселения для организации рассмотрения информации и принятия решения об участии в Государственной программе. На территории Воронежской области Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, реализуется в рамках подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» Государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 года № 1201. Согласно письму Департамента № 84-11/4106 от 19.08.2021 года заявление истца об участии в Государственной программе было рассмотрено на заседании постоянно действующей комиссии по рассмотрению информации о потенциальных участниках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, 07.07.2021 года, где истцу было отказано в участии в подпрограмме. Таким образом, истцу было отказано в оформлении и выдаче свидетельства участника Государственной программы. Решение об отказе принято в связи с невостребованностью кандидатуры заявителя у работодателей и ситуацией на рынке труда Воронежской области. С указанным решением истец не согласен. Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 года № 1201 соотечественник должен соответствовать определенным требованиям. Истец имеет высшее образование, закончил с отличием Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса по специальности «Исполнительское искусство», является индивидуальным предпринимателем, владеет магазином музыкальных инструментов в г.Ереван, в связи с чем истец полагает, что он соответствует указанным требованиям. Кроме того, истец готов к трудоустройству на имеющиеся вакансии в отрасли «Культура» в г.Воронеж (артист, артист оркестра, педагог-администратор), располагает возможностями для открытия собственного бизнеса в г.Воронеж по продаже музыкальных инструментов. Согласно сведениям о вакансиях, размещенным на сайте Общероссийской базы вакансий Работа в России, по состоянию на момент подачи заявления работодатели г. Воронежа нуждались в артистах (артистах оркестра), педагогах-организаторах, администраторах магазинов и продавцах непродовольственных товаров. В связи с изложенным, истец полагает, что рассмотрение комиссией уполномоченного органа заявления об участии в Государственной программе происходило без учета всех имеющихся обстоятельств.

Административный истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители административного ответчика Департамента труда и занятости населения Воронежской области ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения исковых требований, представили письменные возражения.

Представитель заинтересованного лица Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав представителей административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование о признании незаконными решения, действия органа государственной власти, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных условий, суд отказывает в удовлетворении указанного требования (пункт 2).

Принципы, цели и основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации указанной политики установлены Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1).

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе: лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).

Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию (статья 13.1).

Пунктом 1 ст. 14 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ предусмотрено, что основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками данный федеральный закон относит, в том числе, разработку и принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, разработку, принятие и реализацию программ субъектов Российской Федерации (статья 191 Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ).

Порядок оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, установлен Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию согласно пункту 5 Государственной программы являются: обеспечение баланса интересов переселенцев, принимающего сообщества, Российской Федерации в целом и ее субъектов, органов местного самоуправления, а также предпринимателей (подпункт "в"); взаимосвязь содержания мероприятий, предусмотренных Государственной программой, с задачами государственного, социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации в целом и ее субъектов (подпункт "е"). Для достижения этих целей Государственной программой предусмотрена, помимо прочих задач, разработка региональных программ переселения и проектов переселения (пункт 8).

Согласно п. 6 Государственной программы соотечественник - лицо, определенное Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом"; участник Государственной программы - соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью, соответствующий требованиям, установленным Государственной программой, и принимающий в ней участие.

В соответствии с пунктом 15 Государственной программы решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (пункт 17 Государственной программы).

Основания, по которым не выдается свидетельство участника Государственной программы, предусмотрены пунктами 25, 26 Государственной программы.

Пунктом 27 Государственной программы также предусмотрено, что названное свидетельство не выдается и в том случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

Постановлением Правительства Воронежской области от 31.12.2013 года № 1201 утверждена государственная программа Воронежской области «Содействие занятости населения».

Ответственным исполнителем государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» является Департамент труда и занятости населения Воронежской области.

Подпрограммой 3 государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» является подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом».

Целями подпрограммы являются обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента РФ от 22.06.2006 года № 637, обеспечение социально-экономического развития Воронежской области, улучшение демографической ситуации.

Одной из задач подпрограммы является сокращение дефицита трудовых ресурсов за счет привлечения населения в трудоспособном возрасте, в том числе высококвалифицированных специалистов (специалистов и ученых, занимающихся актуальными научными и технологическими проблемами) и молодежи, включая молодежь, получающую образование в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

В соответствии с Государственной программой, а также Типовой программой субъекта Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 2570-р, в целях снижения возможных рисков в ходе реализации подпрограммы устанавливаются требования к соотечественникам, участвующим в реализации подпрограммы.

Соотечественник, подавший заявление об участии в Государственной программе, должен соответствовать следующим требованиям:

а) по профессионально-квалификационным, образовательным, социокультурным и иным характеристикам:

- наличие у соотечественника профессионального образования и (или) трудового стажа (за исключением соотечественников, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также соотечественников, относящихся к молодым специалистам в возрасте 18 - 30 лет, закончившим образовательные организации высшего образования и (или) профессиональные образовательные организации, что подтверждено соответствующим документом об образовании и о квалификации, и находящимся в поиске работы в течение одного года);

- наличие у соотечественников, находящихся на законном основании на территории Воронежской области, документально подтвержденного трудового стажа на территории Воронежской области;

б) достоверность сведений, касающихся вопросов осуществления трудовой деятельности и (или) получения образования, представленных соотечественником;

в) соответствие профессиональных знаний и навыков заявителя уровню профессиональных требований по имеющимся вакансиям, а также востребованность профессии (специальности), имеющейся у соотечественника, у работодателей на рынке труда Воронежской области;

г) нахождение потенциального участника Государственной программы в трудоспособном возрасте.

Условия и порядок работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях, предусмотренных Государственной программой, определены Положением об организации работы с соотечественниками, проживающими за рубежом и желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 года N 403.

Соотечественник, изъявивший желание участвовать в Государственной программе, находясь в государстве проживания, выбирает вакансию в общероссийском банке вакансий "Работа в России" с учетом опыта работы, профессиональной квалификации, образования и в соответствии с требованиями работодателя к кандидату на эту вакансию, а также может осуществлять поиск рабочего места путем прямого обращения к работодателю. При заполнении заявления об участии в Государственной программе в уполномоченном органе МВД России за рубежом соотечественник может указать одну или несколько вакансий.

Соотечественник может выбирать иные не запрещенные законодательством Российской Федерации виды деятельности (получение профессионального образования, занятие инвестиционной и предпринимательской деятельностью, занятие сельскохозяйственной деятельностью и агропромышленным производством, ведение личного подсобного хозяйства).

Порядок рассмотрения, согласования заявлений об участии в Государственной программе соотечественников утверждается приказом Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 20 марта 2014 года № 157, определяет последовательность взаимодействия Департамента труда и занятости населения Воронежской области, казенного учреждения Воронежской области "Центр содействия добровольному переселению соотечественников", осуществляющего реализацию мероприятий подпрограммы в соответствии с уставом, государственных казенных учреждений Воронежской области Центров занятости населения муниципальных районов (городских округов), территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации и исполнительных органов государственной власти Воронежской области, участвующих в согласовании кандидатур соотечественников для участия в Государственной программе при рассмотрении заявлений соотечественников об участии в Государственной программе, поступивших из территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти Воронежской области, ответственного за реализацию подпрограммы, принимаются по результатам рассмотрения заявлений об участии в Государственной программе в соответствии с пунктом 17 Государственной программы.

На основании приказа Департамента труда и занятости населения Воронежской области № 158 от 04.05.2016 г. в целях организации работы по реализации подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Воронежской области «Содействия занятости населения», утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 г. № 1201, создана постоянно действующая комиссия по рассмотрению информации о потенциальном участнике Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, приказом утверждено положение о Комиссии, состав Комиссии.

Согласно положению о Комиссии с учетом внесенных приказом Департамента от 14.12.2017 г. № 437 изменений, результаты работы Комиссии оформляются протоколом, который подписывается председательствующим на заседании Комиссии, секретарем и членами Комиссии (п.5.1 положения).

Как следует из материалов дела, истец имеет высшее образование, закончил с отличием Ереванскую государственную консерваторию имени Комитаса по специальности «Исполнительское искусство», с 28.02.2018 г. является индивидуальным предпринимателем, владеет магазином музыкальных инструментов в г.Ереван и является его администратором, стаж работы 3 года. В заявлении в качестве планируемых вариантов трудоустройства на территории Воронежской области истцом были заявлены вакансии артиста, педагога-организатора.

Заявление истца ФИО3 об участии в программе № 638099 было рассмотрено на заседании комиссии 07.07.2021 года. По результатам рассмотрения заявления комиссией сформировано предложение для принятия решения уполномоченного органа об отказе в участии ФИО3 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», что следует из протокола от 07.07.2021 года № 18.

На основании протокола заседания комиссии по рассмотрению информации о потенциальных участниках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, желающих переехать в Воронежскую область от 07.07.2021 года № 18 Департаментом было принято решение об отказе участия ФИО3 в подпрограмме в связи с невостребованностью кандидатуры истца у работодателей и ситуацией на рынке труда Воронежской области.

Информация о принятом решении в отношении ФИО3 была направлена в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области.

В обоснование возражений против заявленных требований представителем административного ответчика приведены статистические показатели, согласно которым по данным Росстата в июне 2021 года 43,1 тыс. человек в возрасте от 15 лет и старше классифицировались как безработные. Уровень безработицы в июне 2021 года составил 3,7 %. К концу июня 2021 года в органах службы занятости населения Воронежской области на учете состояли 20, 5 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан.

На рынке труда Воронежской области существует значительное превышение числа граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, претендующих на замещение вакантной должности «артист» по отношению к количеству заявленных вакансий. По состоянию на 01.07.2021 года в органах службы занятости населения г. Воронежа по вакансии «артист» были зарегистрированы 2 человека при заявленной 1 вакансии. Предложение в 2 раза ниже спрос.

По состоянию на 01.07.2021 года в органах службы занятости населения г.Воронежа по вакансии «педагог-организатор» было зарегистрировано 2 человека при заявленных 8 вакансиях.

Однако в данном случае количество вакансий не является определяющим фактором, который служит гарантом трудоустройства соискателя.

В соответствии со ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 года № 298н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых» работник, занимающийся преподаванием по дополнительным общеобразовательным программам, осуществляющий организационно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение их реализации, должен соответствовать установленным требованиям, в том числе к образованию, опыту практической работы.

Также особое внимание при приеме на работу лица, претендующего на замещение должностей по виду профессиональной деятельности «Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых» уделяется соблюдению особых условий допуска к работе, а именно к отсутствию ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных ст. 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, одним из требований к кандидатам, претендующим как на замещение вакантных должностей «артист», так и на замещение должностей «педагог-организатор», установленным работодателями, является наличие опыта работы по специальности. Административный истец ФИО3 не имеет опыта работы по указанным специальностям, что существенно снижает его конкурентоспособность на рынке труда.

Оценивая представленные доказательства, доводы и возражения сторон спора, суд приходит к выводу, что решение Департамента труда и занятости населения Воронежской области от 07.07.2021 года об отказе ФИО3 в участии в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», является законным и обоснованным, поскольку оспариваемое решение принято административным ответчиком в пределах полномочий, соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, не нарушает баланс частных и публичных интересов в сфере социально-экономического и демографического развития.

Выводы Департамента обоснованы, доказательства, которые бы их опровергали, в материалах дела отсутствуют.

Суд также отмечает, что Государственная программа и подпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» государственной программы Воронежской области «Содействие занятости населения» имеют своей целью не просто оказание содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, а обеспечение в целом потребности экономики Воронежской области в квалифицированных кадрах, что предполагает участие в программе лиц, профессии которых имеют большую востребованность на рынке труда.

На основании изложенного и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств, суд полагает, что исковые требования ФИО3 не подлежат удовлетворению.

Кроме того, согласно действующему законодательству решение Департамента об отказе в участии в подпрограмме не лишает ФИО3 права повторно подать необходимые документы для участия в Государственной программе, о чем административному истцу было сообщено в письме от 19.08.2021 года № 84-11/4106.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к Департаменту труда и занятости населения Воронежской области о признании незаконным решения от 07.07.2021 года об отказе в участии в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом», обязании принять решение об участии истца и членов его семьи в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в Воронежскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на основании поданного 28.06.2021 года заявления об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязании направить вновь принятое решение в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.

Судья: подпись Л.В.Анисимова

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2021 года

1версия для печатиДело № 2а-7132/2021 ~ М-6160/2021 (Решение)