10RS0011-01-2022-014252-62
№2а-7133/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 октября 2022 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Панкратовой Татьяны Вячеславовны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец 24.05.2022 обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении ее многодетной семье в собственность без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 18.07.2022 №21560/12.4-21 ответчик отказал в удовлетворении заявления, указывая на расположение испрашиваемого участка на землях лесного фонда, в связи с чем предоставление такого участка отнесено к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом, предоставление указанного имущества Министерством возможно после принятия изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа. Истец находит решение об отказе в предоставлении земельного участка не соответствующим закону и нарушающим ее права, просит признать его таковым, обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление истца о предоставлении ее многодетной семье в собственность без проведения торгов земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании стороны не участвовали, от представителя административного истца Пронина А.В. по доверенности поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Административный ответчик, заинтересованные лица Администрация Петрозаводского городского округа, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, представителей в суд не направили, о рассмотрении дела извещены, представили письменные позиции на иск.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1, пп. 1 и 2 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ по жалобам на действия должностного лица административный истец должен доказать, нарушены ли оспариваемым решением, действием (бездействием) его права, свободы и законные интересы, соблюден ли срок обращения в суд, а административный ответчик обязан доказать, что им при вынесении оспариваемого решения, совершения действия (бездействия) соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемых действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29.12.2015 № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановления Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия» функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Статье 39.5 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно. Таким случаем является, в том числе, предоставление земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, на основании решения уполномоченного органа. Такое предоставление осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
В соответствии с предоставленными полномочиями орган законодательной власти Республики Карелия принял Закон Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления многодетным семьям земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия».
Указанным законом определены случаи и порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства.
Правоотношения по предоставлению истцу земельного участка урегулированы Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что семья административного истца является многодетной.
24.05.2022 истица обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка в кадастровом квартале № в соответствии с представленной схемой.
Письмом от 18.07.2022 №21560/12.4-21 ответчик отказал в удовлетворении заявления, указывая на расположение испрашиваемого участка на землях лесного фонда, в связи с чем предоставление такого участка отнесено к полномочиям Федерального агентства по управлению государственным имуществом. В оспариваемом решении также указано на то, что в настоящее время решением Петрозаводского городского совета от 03.06.2022 № 29/9-108 утвержден новый Генеральный план Петрозаводского городского округа, включающий, в границы населённого пункта лесные участки, исключенные Определением Верховного суда Российской Федерации от 27.07.2016 №75-КГ16-5. Администрацией Петрозаводского городского округа планируется разработка Проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Петрозаводска, формирование и предоставление указанного в схеме земельного участка Министерством возможно после принятия изменений в Правила землепользования и застройки Петрозаводского городского округа.
Формально оспариваемое решение соответствует требованиям закона, оно вынесено в установленный законом срок полномочным должностным лицом - Первым заместителем министра, оформлено в установленной законом форме. Вместе с тем по своему содержанию требованиям закона оно не соответствует.
В качестве правового основания отказа в предоставлении земельного участка ответчик в оспариваемом решении указал на подпункт 3 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающий отказ в утверждении схемы расположения земельного участка по причине разработки схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. В силу пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В решении содержится утверждение о том, что испрашиваемый земельный участок находится на землях лесного фонда. Подтверждений указанным обстоятельствам в суде административный ответчик не предстал. Согласно данным, представленным Министерством природных ресурсов и экологии Республики Карелия, испрашиваемый земельный участок находится за пределами границ земель лесного фонда.
Согласно сведений, представленных заинтересованным лицом – Администрацией Петрозаводского городского округа Решением Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 №29/9-108 внесены изменения в Генеральный план г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденный Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 №ХХVI/ХХ-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». В соответствии с картой функциональных зон Генерального плана г. Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа (в ред. Решения Петрозаводского городского Совета от 03.06.2022 №29/9-108), испрашиваемый земельный участок отнесен к функциональной зоне ЖД – зона застройки односемейными (индивидуальными) жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными) с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны.
Согласно представленной в дело выкопировки из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденных решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 года №26/38-771, испрашиваемый участок расположен в зоне застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки (перспективной застройки) (Жип).
При таких обстоятельствах оснований для выводов об обоснованности оспариваемого решения не имеется. Изложенное в решении от 18.07.2022года №21560/12.4-21 правовое обоснования объективно нечем не подтверждено. При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.
Так как суд не вправе подменять административный орган и в рамках судебного разбирательства устанавливать обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения административным ответчиком, в целях восстановления нарушенных прав административного истца, суд возлагает на административного ответчика обязанность в течение месяца с момента поступления копии вступившего в законную силу решения повторно рассмотреть заявление истца и сообщить об этом в суд и истцу.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении Панкратовой Татьяне Вячеславовне земельного участка, изложенный в ответе от 18.07.2022года №27629/12.4-21.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия повторно рассмотреть заявление Панкратовой Татьяны Вячеславовны от 24.05.2022 года о предоставлении многодетной семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства в месячный срок с момента получения копии вступившего в законную силу решения суда и сообщить об исполнении решения в суд и Панкратовой Татьяне Вячеславовне в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия расходы по оплате государственной пошлины в пользу Панкратовой Татьяны Вячеславовны 300 рублей.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Тарабрина Н.Н.