ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-713/18 от 24.12.2018 Вилючинского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-713/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вилючинск Камчатского края

24 декабря 2018 года

Вилючинский городской суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Хорхординой Н.М., при секретаре Козыревой Н.С., с участием:

представителя административного истца АО «Оборонэнерго» Панасенко Я.О.,

представителей административного ответчика УФССП России по Камчатскому краю и Вилючинского ГОСП УФССП России по Камчатскому краю Долгополовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» к судебному приставу-исполнителю Вилючинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Кондратенко Ю.В. о признании постановлений об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от 19 октября 2018 года и об отказе в возбуждении исполнительного производства от 19 октября 2018 года, признании действия по возвращению исполнительного документа и бездействия по не вынесению постановления о приостановлении исполнительного производства, незаконными,

установил:

Акционерное общество «Оборонэнерго» (далее – АО «Оборонэнерго») обратилось в Вилючинский городской суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующей конкретизации заявленных требований просило суд признать незаконными в рамках исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП:

- постановление судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. от 19 октября 2018 года об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от 07 ноября 2016 года № 23018/16/41025-ИП, возбужденного в отношении должника Севастьянова Д.М.;

- постановление судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. от 19 октября 2018 года об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа по делу № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года, выданного мировым судьей судебного участка № 26 г. Вилючинска;

- действие судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. по возвращению исполнительного листа серии ВС , выданного 26 октября 2010 года по делу№ 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года;

- бездействие судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. по не вынесению постановления о приостановлении исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, возбужденного 07 ноября 2016 года в отношении должника Севастьянова Д.М.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании исполнительного листа, выданного мировым судьей судебного участка № 26 г. Вилючинска 26 октября 2010 года по делу № 2-2727/2010 о взыскании с Севастьянова Д.М. в пользу открытого акционерного общества «44 Электрическая сеть» (далее – ОАО «44 Электрическая сеть») задолженности за потребленную электроэнергию в сумме 2 540 рублей за период с 20 октября 2005 года по 28 декабря 2005 года, суммы пени за несвоевременную оплату задолженности за период с 06 ноября 2007 года по 28 февраля 2008 года в размере 1 135 рублей 74 копеек, государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 4 075 рублей 74 копеек, было возбуждено исполнительное производство № 23018/16/41025-ИП. 19 октября 2018 года судебный пристав-исполнитель Вилючинского ГОСП УФССП России по Камчатскому краю (далее – Вилючинский ГОСП) Кондратенко Ю.В. вынес постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства, об отказе в возбуждении исполнительного производства, оригинал исполнительного листа серии ВС и указанные постановления направлены в адрес филиала «Камчатский» АО «Оборонэнерго» заказным письмом, получены последним 20 ноября 2018 года. В качестве основания вынесения 19 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Кондратенко Ю.В. постановления об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства и об отказе в возбуждении исполнительного производства указано на то, что заявитель не соответствует взыскателю согласно п. 1 ч. 2 ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и отсутствует судебный акт, подтверждающий правопреемство. Вместе с тем, указанная норма закона регламентирует действия судебного пристава-исполнителя о замене стороны исполнительного производства правопреемником и не относится ни к основанию отмены постановления о возбуждении исполнительного производства, ни к основанию отказа в возбуждении исполнительного производства. Указывает, что в силу ч. 5 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» правом на отмену или изменение не соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации решения судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов принадлежит вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов. Кроме того, ссылаясь на ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающей исчерпывающий перечень условий, при которых выносится постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, полагает, что такого основания, как «заявитель не соответствует взыскателю» в нем не указано. Также полагает, что срок на вынесение постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем пропущен, так как исполнительное производство № 23018/16/41025-ИП было возбуждено 07 ноября 2016 года, а в соответствии с ч. 8 ст. 30, ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства составляет три дня. Полагает, что постановления судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. от 19 октября 2018 года об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства и об отказе в возбуждении исполнительного производства незаконны, вынесены с превышением полномочий и без законных на то оснований. Считает, что действия судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. по возвращению исполнительного листа АО «Оборонэнерго» после возбуждения исполнительного производства незаконны, так как ни один из поименованных условий ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не наделял судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. правом возвращения исполнительного листа, акт о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю, отсутствует, также как и постановление об окончании исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП. Также полагал, что судебный пристав-исполнитель Кондратенко Ю.В. незаконно бездействовал, а именно не предпринял тех действий, которые подлежали применению в соответствии с законодательством об исполнительном производстве, поскольку судебный пристав-исполнитель Кондратенко Ю.В., установив, что в материалах исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП отсутствует судебный акт, подтверждающий правопреемство, замена стороны исполнительного производства с ОАО «44 Электрическая сеть» на АО «Оборонэнерго» в надлежащем порядке не произведена, не инициировал проведение правопреемства, самостоятельно в суд не обратился и не сообщил взыскателю о необходимости совершить такие действия самостоятельно. В тоже время, с 07 ноября 2016 года судебные приставы-исполнители и старший судебный пристав Вилючинского ГОСП краю консультировали, предоставляли сводку, вели переписку, направляли постановления в адрес АО «Оборонэнерго», что свидетельствует о фактическом принятии правопреемства взыскателя. Однако, в нарушение ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель Кондратенко Ю.В., установив необходимость обращения в суд для замены стороны правопреемником, исполнительное производство № 23018/16/41025-ИП отменил, отказал в возбуждении и возвратил исполнительный документ. При этом права на окончание или прекращение исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. не имелось. Указал на то, что судебный пристав-исполнитель Кондратенко Ю.В. не принял во внимание общие принципы и задачи законодательства об исполнительном производстве, не учел в своих действиях положения п. 1 ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», предусматривающие основания приостановления исполнительного производства до выяснения возможности перехода требований или обязанностей его правопреемнику, а также нарушил положения ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве», направленные на осуществление им правопреемства в исполнительном производстве. В этой связи считал, что бездействие судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. по не вынесению постановления о приостановлении исполнительного производства для установления правопреемства в исполнительном производстве является незаконным. Оспариваемые решения, действия, бездействия судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. не соответствуют требованиям Федерального закона «Об исполнительном производстве», поскольку нарушают права, свободы и законные интересы взыскателя по правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, создают препятствия в реализации прав взыскателя по исполнительному производству, выраженные в невозможности получения денежных средств от должника, а также оспариваемые решения, действия, бездействия несут для административного истца такие неблагоприятные последствия как возобновление течения срока предъявления исполнительного документа к исполнению.

Административный истец АО «Оборонэнерго» о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, его представитель Панасенко Я.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования с учетом их конкретизации поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что когда 07 ноября 2016 было возбуждено исполнительное производство в отношении Севастьянова Д.М., вопросов о процессуальном правопреемстве не возникало, вместе с тем, 19 октября 2018 судебным приставом-исполнителем вынесены оспариваемые постановления, и исполнительный документ возвращен в их адрес. Полагала, что данные действия судебного пристава Кондратенко незаконны, и по доводам, которые изложены в административном исковом заявлении, просила признать действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными. За установлением факта о процессуальном правопреемстве административный истец не обращался, поскольку при возбуждении исполнительного производства данный вопрос не стоял, исполнительное производство было возбуждено и по нему производились исполнительные действия, что свидетельствует о том, что должностным лицам Вилючинского ГОСП УФССП России по Камчатскому краю признавалось правопреемство и право административного истца на получение указанной в административном иске задолженности. Вместе с тем, и пристав-исполнитель не обратился за установлением факта процессуального правопреемства. Кроме того, ОАО «44 Электрические сети» реорганизовано путем присоединения к АО «Оборонэнерго», данный факт судебным приставом был также известен. Пояснила, что обращаться в суд за установлением факта процессуального правопреемства, имеет право как судебный пристав-исполнитель, так и взыскатель. В связи с тем, что с момента возбуждения исполнительного производства неоднократно велась переписка с Вилючинским ГОСП, административный истец полагал, что судебный пристав-исполнитель мог самостоятельно произвести процессуальное правопреемства по исполнительному производству, каких-либо предложений или запросов о процессуальном подтверждении правопреемства в адрес административного истца от Вилючинского ГОСП не поступало. Также пояснила, что в настоящее время 21 декабря 2018 года рассмотрен вопрос о правопреемстве, произведено процессуальное правопреемство по данному исполнительному документу путем вынесения соответствующего определения мировым судьей судебного участка № 26 Вилючинского судебного района Камчатского края, вместе с тем, данное решение они представить не могу поскольку до настоящего времени копию определения АО «Оборонэнерго» не получил, при этом, об установлении процессуального правопреемства административный истец обратился в суд после вынесения оспариваемых постановлений, поскольку только в октябре 2018 года узнал о такой необходимости. Настаивала на рассмотрении по существу и удовлетворении заявленных требований, поскольку постановление старшего судебного пристава от 24 декабря 2018 года не устраняет допущенные нарушения их прав.

Представитель административного соответчика Вилючинского городского отдела судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю - начальник отдела - старший судебный пристав Долгополова Т.В., в судебном заседании с исковыми требованиями с учетом их конкретизации не согласилась. Суду пояснила, что в 2016 году было возбуждено исполнительное производство со взыскателем ОАО «44 Электрические сети», на основании заявления АО «Оборонэнерго», в котором было указано на реорганизацию ОАО «44 Электрические сети» путем присоединения к АО «Оборонэнерго». Вместе с тем, в октябре 2018 года судебным приставом-исполнителем Кондратенко, после принятия к производству данного исполнительного производства, было установлено нарушение по данному исполнительному производству, поскольку требования ст. 52 Закона «Об исполнительном производстве», согласно которой взыскателем не предоставлены документы, подтверждающие процессуальное правопреемство в связи с реорганизацией взыскателя по исполнительному производству, в связи с чем, были приняты оспариваемые постановления. Полагала, что по данному исполнительному производству АО «Оборонэнерго» является ненадлежащим взыскателем. Вместе с тем, поскольку судебным приставом-исполнителем были приняты оспариваемые постановления вопреки действующему законодательству, поскольку в его полномочия не входила отмена постановлений судебного пристава-исполнителя того же уровня, ею оспариваемые постановления были отменены, как вышестоящим должностным лицом по отношению к судебному приставу-исполнителю, в связи с чем, нарушения устранены. Пояснила, что материалы исполнительного производства не содержат правоустанавливающих документов относительно процессуального правопреемства, в связи с чем, административный истец не является стороной по исполнительному производству, и заявленные требования не подлежат удовлетворению. Исполнительный лист был возвращен взыскателю в связи с отказом в возбуждении исполнительного производства. Кроме того, пояснила, что приостановить исполнительное производство в соответствии со ст. 40 Закона «Об исполнительном производстве» не было оснований, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению. Указала, что сроки возбуждения исполнительного производства предусмотрены в ст. 31 Закона, в связи с первичным предъявлением исполнительного документа в течение 3 дней, в период исполнительного производства при возникновении к тому оснований судебным приставом-исполнителем в любое время может быть отказано в возбуждении исполнительного производства.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Вилючинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Кондратенко Ю.В., о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Заинтересованное лицо – должник Севастьянов Д.М., о месте и времени рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке по последнему известному месту жительства, между тем, место нахождение должника установлено не было.

Принимая во внимание, что судом были приняты все возможные меры к извещению заинтересованного лица, при этом неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не являлась препятствием к рассмотрению административного дела по существу, суд не признал их явку обязательной, в связи с чем, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца и административного соответчика Вилючинского городского отдела судебных приставов и Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Долгополову Т.В.., изучив материалы административного дела, а также материалы исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодателем установлено, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения права административного истца.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу требований названного Федерального закона судебный пристав-исполнитель по поступившему на исполнение исполнительному документу обязан возбудить исполнительное производство, если не имеется оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Согласно ч.ч. 1, 7, 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Частью 1 статьи 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13 Федерального закона «О судебных приставах»).

Частью 5 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов вправе лишь вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов.

Данное положение согласуется с ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах», согласно которой старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением мирового судьи судебного участка № 26 г. Вилючинска от 14 октября 2010 года по гражданскому делу № 2-2727/2010 частично удовлетворены исковые требования ОАО «44 Электрическая сеть» к Севастьянову Д.М., с которого в пользу ОАО «44 Электрическая сеть» взыскано: задолженности за потребленную электроэнергию в сумме 2 540 рублей за период с 20 октября 2005 года по 28 декабря 2005 года, суммы пени за несвоевременную оплату задолженности за период с 06 ноября 2007 года по 28 февраля 2008 года в размере 1 135 рублей 74 копеек, государственной пошлины в размере 400 рублей, а всего 4 075 рублей 74 копеек.

На основании указанного выше судебного акта № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года, 26 октября 2010 года выдан исполнительный лист серии ВС .

Как усматривается из копии данного исполнительного документа, находящегося в материалах исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, исполнительный лист № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года был возвращен взыскателю и получен им 20 ноября 2018 года в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и как следует из пояснений представителя административного истца, в настоящее время оригинал исполнительного документа находится в АО «Оборонэнерго».

В соответствии с заявлением представителя по доверенности АО «Оборонэнерго» Панасенко А.О. от 27 октября 2016 года, в котором последняя просит повторно возбудить исполнительное производство в отношении должника Севастьянова Д.М., а также сообщает о реорганизации ОАО «44 ЭС» в форме присоединения к ОАО «Оборонэнерго» (после изменения организационно-правовой формы АО) и реквизитах взыскателя, на основании предъявленного исполнительного листа № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года судебным приставом-исполнителем Вилючинского ГОСП Вдовенко М.В. 07 ноября 2016 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП в отношении должника Севастьянова Дениса Михайловича.

В качестве взыскателя в постановлении о возбуждении исполнительного производства указано АО «Оборонэнерго».

В рамках указанного выше возбужденного исполнительного производства судебными приставами-исполнителями, в производстве которых находилось данное исполнительное производство, а именно 07 ноября 2016 года и в период с января по октябрь 2018 года, совершались исполнительные действия по установлению имущества должника и его имущественного положения, 11 и 12 октября 2016 года были вынесены постановления розыске счетов и наложении ареста на ДС. Иных исполнительных действий не произведено, сведений об этом в материалах исполнительного производства не содержится.

Установленные выше обстоятельства, свидетельствует о том, что должностными лицами Вилючинского ГОСП УФССП России по Камчатскому краю принимались меры по взысканию задолженности с должника Севастьянова Д.М. в рамках исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, возбужденного 07 ноября 2016 года.

19 октября 2018 года судебным приставом-исполнителем Вилючинского ГОСП Кондратенко Ю.В. вынесено постановление об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от 07 ноября 2016 года № 23018/16/41025-ИП, в качестве основания для принятия такого процессуального решения указано, что заявитель не соответствует взыскателю (согласно п. 1 ч. 2 ст. 52 ФЗ-229 отсутствует судебный акт, подтверждающий правопреемство заявителя).

В этот же день тем же должностным лицом вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства по исполнительному документу № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года о взыскании с Севастьянова Д.М. в пользу ОАО «44 Электрическая сеть» задолженности за коммунальные услуги на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», поводом к чему послужил факт предъявления исполнительного документа без заявления взыскателя, а также, что заявитель не соответствует взыскателю и отсутствует судебный акт, подтверждающий правопреемство заявителя.

Из пояснений представителя административного истца, содержания административного искового заявления, следует, что оригинал исполнительного листа № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года и постановления судебного пристава получены АО «Оборонэнерго» 20 ноября 2018 года.

В судебном заседании также установлено, что 31 августа 2011 года ОАО «44 Электрическая сеть» действительно реорганизовано в форме присоединения к ОАО «Оборонэнерго», что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из ЕГРЮЛ.

Судебный акт о замене стороны исполнительного производства ОАО «44 Электрическая сеть» его правопреемником АО «Оборонэнерго» отсутствует, сведений об этом на момент рассмотрения дела, не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов вправе только вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов (ч. 5 ст. 14).

Исходя из абзаца 2 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» судебный пристав-исполнитель не вправе отменять вынесенное им постановление. Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Закона об исполнительном производстве).

Обязанность по доказыванию правомерности действий судебного пристава лежит на административном ответчике в силу закона.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что судебный пристав-исполнитель Вилючинского ГОСП Кондратенко Ю.В. не имел полномочий на отмену вынесенного 07 ноября 2016 года постановления о возбуждении исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, поскольку не является вышестоящим должностным лицом по отношению к судебному приставу-исполнителю Вилючинского ГОСП Вдовенко М.В., которой было вынесено постановление о возбуждении указанного исполнительного производства и которое ранее находилось у неё на исполнении, и нарушении в связи с этим прав и законных интересов административного истца.

При этом суд учитывает, что с момента возбуждения исполнительного производства 07 ноября 2016 года до отмены оспариваемого постановления 19 октября 2018 года прошел значительный период времени (более двух лет), в период которого службой судебных приставов Вилючинского ГОСП велась деятельность по взысканию задолженности, вследствие чего, применительно к конкретной ситуации по настоящему делу, постановление судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. от 19 октября 2018 года об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства нельзя считать законным.

Статья 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» устанавливает основания для отказа в возбуждении исполнительного производства.

Согласно пункту 1 ч. 1 ст. 31 указанного Федерального закона судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 2).

В соответствии с п. 1 ст. 44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. При этом все действия, совершенные до вступления правопреемника в процесс, обязательны для него в той мере, в какой они были бы обязательны для лица, которое правопреемник заменил.

Пунктом 1 ст. 58 ГК РФ установлено, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (п. 2).

При этом, согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» в случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (статья 44 ГПК РФ, статья 44 КАС РФ, статья 48 АПК РФ, пункт 1 части 2 статьи 52 Закона об исполнительном производстве).

По вопросу правопреемства в суд могут обратиться: судебный пристав-исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства.

Таким образом, исходя из содержания приведенных положений закона, замена стороны в исполнительном документе допускается на основании судебного акта, где в качестве основания для процессуального правопреемства указывается на выбытие одной из сторон установленного решением суда правоотношения.

В тоже время, из норм Федерального закона «Об исполнительном производстве», в том числе ст. 52 указанного Закона следует, что на стадии возбуждения исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя отсутствует право самостоятельно произвести замену выбывшей стороны установленных решением суда правоотношений правопреемником, вместе с тем, наравне со сторонами исполнительного производства, имеется право на обращение в суд по вопросу правопреемства.

Из материалов административного дела и материалов исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП усматривается, что замена взыскателя ОАО «44 Электрическая сеть» по исполнительному документу № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года судом на момент возбуждения исполнительного производства не производилась.

При указанных обстоятельствах у судебного пристава-исполнителя не имелось оснований для возбуждения исполнительного производства по заявлению ОАО «Оборонэнерго» (ныне АО «Оборонэнерго») от 27 октября 2016 года и имелись основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, поскольку ОАО «Оборонэнерго» не являлось взыскателем по представленному исполнительному листу, судебного акта о замене взыскателя правопреемником приложено к заявлению не было.

Однако, как указано выше, 07 ноября 2016 года на основании предъявленного представителем ОАО «Оборонэнерго» исполнительного листа № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года судебным приставом-исполнителем Вилючинского ГОСП Вдовенко М.В было возбуждено исполнительное производство № 23018/16/41025-ИП в отношении должника Севастьянова Д.М., по которому производились исполнительные действия, что, по мнению суда, свидетельствует о фактическом признании судебным приставом-исполнителем ОАО «Оборонэнерго» в качестве правопреемника взыскателя ОАО «44 Электрическая сеть», тем более, что такое правопреемство являлось универсальным.

Вместе с тем, несмотря на это, 19 октября 2018 года за пределами установленного законом трехдневного срока со дня поступления исполнительного документа и по истечении более двух лет судебный пристав-исполнитель Кондратенко Ю.В. отказал в возбуждении исполнительного производства по п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», что с учетом установленных обстоятельств, противоречит принципу обязательности исполнения судебных актов. Иных обстоятельств, послуживших основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, в постановлении не указано.

Данное обстоятельство само по себе нарушает права и законные интересы АО «Оборонэнерго», поскольку влечет необоснованное затягивание сроков исполнения исполнительного документа и невозможность получения взысканных по решению суда денежных средств в разумные сроки.

Кроме того, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В силу ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно п. 17 ч. 1 ст. 64 указанного Федерального закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

Между тем, доказательств тому, что судебным приставом-исполнителем Кондратенко Ю.В. в рамках уже возбужденного 07 ноября 2016 года исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП в отношении должника Севастьянова Д.М., при отсутствии желания самостоятельно реализовать свое право на обращение в суд по вопросу правопреемства, было предложено АО «Оборонэнерго» представить судебный акт о замене взыскателя по исполнительному производству его правопреемником либо о необходимости обратиться в суд с соответствующим заявлением о замене взыскателя его правопреемником, административным ответчиком не представлено.

В тоже время, судом также было установлено, что 24 декабря 2018 года начальник отдела – старший судебный пристав Вилючинского ГОСП Долгополова Т.В., как уполномоченное на то вышестоящее должностное лицо, отменила оспариваемые административным истцом постановления от 19 октября 2018 года по исполнительному производству № 23018/16/41025-ИП.

Однако из содержания данного постановления видно, что, несмотря на то, что старшим судебным приставом Долгополовой Т.В. тем самым была устранена часть допущенных судебным приставом-исполнителем Кондратенко Ю.В. при вынесении оспариваемых постановлений нарушений, а именно в части, касаемо полномочий лица, осуществившего отмену ранее вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, вместе с тем, оценка иным действиям судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В., выразившихся в вынесении незаконных постановлений об отказе в возбуждении исполнительного производства и возвращении исполнительного документа, не дана. При этом, указанным постановлением старший судебный пристав Долгополова Т.В., отменив постановление о возбуждении исполнительного производства от 07 ноября 2016 года, вновь отказала в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года вследствие п. 1 ч.1 ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Таким образом, вопрос об устранении нарушения прав административного истца на дату рассмотрения иска и вынесения судебного решения по административному делу, не разрешен.

В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца).

Из правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ следует, что отмена вышестоящим должностным лицом оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом сама по себе не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов административного истца. Данное не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для административного истца.

Таким образом, несмотря на то, что оспариваемые административным истцом постановления судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. от 19 октября 2018 года на момент рассмотрения дела отменены, следовательно, утратили юридическую силу, поскольку вышеназванное постановление начальника отдела - старшего судебного пристава Вилючинского ГОСП от 24 декабря 2018 года Долгополовой Т.В. не устраняет нарушения прав административного истца, в связи с чем, не является основанием для прекращения производства по делу, суд полагает необходимым признать оспариваемые постановления судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. в указанной выше части незаконными.

Принимая во внимание, что оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства у судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. в рассматриваемой ситуации не имелось, то и действия указанного должностного лица, связанные с возвращением исполнительного листа, нельзя признать законными.

Иные основания для возвращения исполнительного документа, предусмотренные ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», у судебного пристава-исполнителя отсутствовали.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя Вилючинского ГОСП Кондратенко Ю.В. об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП от 19 октября 2018 года, об отказе в возбуждении исполнительного производства от 19 октября 2018 года на основании исполнительного листа по делу № 2-2727/2010 от 14 октября 2010 года, а также действий судебного пристава-исполнителя Вилючинского ГОСП Кондратенко Ю.В. по возвращению указанного исполнительного документа обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Рассматривая требования административного истца о признании бездействия судебного пристава-исполнителя Вилючинского ГОСП Кондратенко Ю.В. по не приостановлению исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, суд приходит к следующему.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1 - 6 статьи 36 Закона об исполнительном производстве сроки.

Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Статья 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает исчерпывающие основания как для обязательного, так и для факультативного приостановления исполнительного производства судебным приставом-исполнителем.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство.

Административный истец, ссылаясь на п. 1 ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в административном исковом заявлении указывал на неправомерное бездействие судебного пристава-исполнителя, связанное с не приостановлением исполнительного производства до установления правопреемства взыскателя.

Между тем, основания, указанные в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи, говорят лишь о должнике и не распространяются на взыскателя, что обусловлено возможностью совершения исполнительных действий в отношении должника в отсутствие взыскателя, так как в результате исполнительных действий и мер принудительного исполнения существенно затрагиваются права именно должника.

Следовательно, учитывая, что в обязанности судебного пристава-исполнителя Кондратенко Ю.В. в рамках возбужденного исполнительного производства не входила обязанность по приостановлению исполнительного производства в случае реорганизации взыскателя до установления его правопреемства, не вынесение постановления о приостановлении исполнительного производства не может служить основанием для констатации бездействия судебного пристава-исполнителя незаконным.

Доводы административного истца о том, что судебный пристав-исполнитель обязан был приостановить исполнительное производство № 23018/16/41025-ИП в отношении должника Севастьянова Д.М. по аналогии с п. 1 ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судом отклоняется, как основанный на неправильном толковании закона.

При таких обстоятельствах, требования АО «Оборонэнерго» в части признания незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Вилючинского ГОСП Кондратенко Ю.В. по не вынесению постановления о приостановлении исполнительного производства, удовлетворению не подлежат.

На основании положений ст. 227 КАС РФ в качестве способа восстановления нарушенного права суд считает необходимым обязать административного соответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю, как вышестоящий орган, обладающий в лице руководителя – главного судебного пристава, соответствующими полномочиями, предусмотренными ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах», устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем возобновления исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП от 07 ноября 2016 года, установив для этого срок 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу, который суд, исходя из характера допущенных нарушений, признает разумным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление акционерного общества «Оборонэнерго» к судебному приставу-исполнителю Вилючинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Кондратенко Ю.В. о признании постановлений об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства от 19 октября 2018 года и об отказе в возбуждении исполнительного производства от 19 октября 2018 года, признании действия по возвращению исполнительного документа и бездействия по не вынесению постановления о приостановлении исполнительного производства, незаконными, – удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Кондратенко Ю.В. от 19 октября 2018 года об отмене постановления о возбуждении исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, возбужденного 07 ноября 2016 года.

Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Кондратенко Ю.В. от 19 октября 2018 года об отказе в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа № 2-2727/2010 от 26 октября 2010 года, выданного судебным участком № 26 г. Вилючинска.

Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Вилючинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Кондратенко Ю.В. по возвращению исполнительного документа исполнительного листа № 2-2727/2010 от 26 октября 2010 года, выданного судебным участком № 26 г. Вилючинска.

Обязать Управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца путем возобновления исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП от 07 ноября 2016 года.

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» к судебному приставу-исполнителю Вилючинского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю Кондратенко Ю.В. о признании бездействия по не вынесению постановления о приостановлении исполнительного производства № 23018/16/41025-ИП, возбужденного 07 ноября 2016 года, незаконным, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 декабря 2018 года.

Судья Н.М. Хорхордина