ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-713/2022 от 29.04.2022 Киришского городского суда (Ленинградская область)

УИД: 47RS0008-01-2022-000599-97

Дело № 2а-713/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2022 года г. Кириши

Ленинградской области

Киришский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гавриловой О.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области и обязании организовать профессиональное развитие муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренное п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Киришский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области и обязании организовать профессиональное развитие муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренное п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что Киришской городской прокуратурой во исполнение приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ « Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2025 годы») проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции МО Пчевжинское сельское поселение, которой установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы. Пунктом 5.3 указанного Плана предусмотрено профессиональное развитие, в том числе, муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, в течение текущего года (по плану обучения). Согласно предоставленным данным повышение квалификации муниципальных служащих администрации Пчевжинского сельского поселения на 2022 год по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, не предусмотрено, денежные средства на финансирование данного мероприятия в бюджете муниципального образования на 2022 год не заложены. Таким образом, администрацией МО Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области не выполнена обязанность по организации профессионального развития, в том числе, муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренная п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ за , что является препятствием для достижения результативности запланированных мероприятий в сфере противодействия коррупции.

Административный истец просит признать бездействие администрации муниципального образования Пчевжинское сельское Киришского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в невыполнении обязанности по организации профессионального развития, в том числе, муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренной п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию муниципального образования Пчевжинское сельское Киришского муниципального района Ленинградской области до ДД.ММ.ГГГГ организовать профессиональное развитие муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренное п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ.

Административный истец надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, при подаче административного иска в просительной части иска ходатайствовал о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства (л.д.5).

Административный ответчик – администрация муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание представитель не явился, направил в адрес суда заявление, согласно которому против удовлетворения иска и рассмотрении дела в порядке упрощённого (письменного) производства не возражает (л.д. 25).

В соответствии со ст. 150, ч. 2 ст. 291 КАС РФ КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощенного (письменного) производства, о чем вынес соответствующее определение от ДД.ММ.ГГГГ.

Исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В силу ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании изложенного, обращаясь в суд с указанным административным иском, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.

Частью 1 статьи 219 КАС РФ установлено что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу пункта 2 части 9 статьи 226 КАС РФ вопрос соблюдения срока обращения в суд относится к обстоятельствам, имеющим значение для дела, его обсуждение в ходе судебного разбирательства в открытом судебном заседании, прямо предусмотрено процессуальным законом.

В судебном заседании установлено, что оспариваемое бездействие было установлено при поведении поверки ДД.ММ.ГГГГ, в суд с административным исковым заявлением прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, административным истцом соблюден срок для обращения в суд (л.д.2, 7).

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

Аналогичным образом распределяется бремя доказывания по административным делам, рассматриваемым в порядке главы 22 КАС РФ, и в соответствии со статьей 62 КАС РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно пункту 6 статьи 3 этого же Закона противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в том числе на принципе приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

Пункт 4 статьи 5 ФЗ N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Областного закона Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области» профилактика коррупции - это система правовых, организационных контрольных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции в органах государственной власти Ленинградской области, иных государственных органов власти Ленинградской области, органах местного самоуправления Ленинградской области по выявлению, изучению и устранению причин и условий, способствующих проявлениям коррупции в Ленинградской области.

Частью 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 4 Областного закона Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ-оз «О противодействии коррупции в Ленинградской области» установлено, что в целях реализации положений федерального законодательства об основных мерах профилактики коррупции органы местного самоуправления Ленинградской области разрабатывают и реализуют (программы) противодействия коррупции. План (программа) противодействия коррупции - это комплекс взаимосвязанных по времени, ресурсам и исполнителям целевых мероприятий правового, экономического, организационного и иного характера, направленных на противодействие коррупции в Ленинградской области.

Подпунктом «у» п. 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460. одним из основных направлений ее реализации определено повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Киришской городской прокуратурой во исполнение приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ « Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2021-2024 годы» (вместе с «Комплексным планом мероприятий по противодействию коррупции на 2021-2025 годы») проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции МО Пчевжинское сельское поселение, в ходе которой установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы (л.д.10). Пунктом 5.3 указанного Плана предусмотрено профессиональное развитие, в том числе, муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействие коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, в течение текущего года (по плану обучения) (л.д.11-17).

Из ответа администрации МО Пчевжинское сельское поселение Киришского муницпального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ.1 усматривается, что повышение квалификации муниципальных служащих администрации Пчевжинского сельского поселения на 2022 год по антикоррупционной тематике, в том числе ответственных за реализацию антикоррупционной политики, не предусмотрено, денежные средства на финансирование данного мероприятия в бюджете муниципального образования на 2022 год не заложены (л.д.9)

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки прокурором Киришского городского прокуратуры в адрес главы администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области внесено представление об устранении нарушений закона (л.д.7-8).

Согласно ответу администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения представления, в целях устранения нарушений требований законодательства, представление признано обоснованным и будут приняты меры к устранению нарушений (л.д.19), что подтверждается также протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19 об.), распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-рк.

Учитывая, что требования прокурора направлены на обеспечение реализации административным ответчиком своих обязанностей, возложенных на него федеральным законом, и на защиту прав неопределённого круга лиц, суд приходит к выводу о том, что заявленные Киришским городским прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объёме.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При определении срока для исполнения административным ответчиком решения суда, учитывая характер правоотношений, с учетом характера работ, подлежащих выполнению, особенностей бюджетного процесса, суд считает возможным установить срок для исполнения административным ответчиком решения суда – в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, что соответствует требованиям ст. 187 КАС РФ, признавая указанный срок разумным, обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

требования Киришского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области, об обязании организовать профессиональное развитие муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренное п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пчевжинское сельское Киришского муниципального района Ленинградской области, выразившееся в невыполнении обязанности по организации профессионального развития, в том числе, муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренной п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию муниципального образования Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области в срок в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда по административному делу организовать профессиональное развитие муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции и (или) в проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренное п.5.3 Плана противодействия коррупции в муниципальном образовании Пчевжинское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области на 2021-2024 годы, утвержденного постановлением главы администрации ДД.ММ.ГГГГ, сообщив в указанный срок об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд через Киришский городской суд Ленинградской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Судья