ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7143/2021 от 21.12.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-7143/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 21 декабря 2021 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.

при помощнике судьи Щепетовой Е.П.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Колобова В.А.,

представителя административных ответчиков Цынкевич Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

первый заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившегося в непринятии мер по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Камчатского края (далее-ГЖИ Камчатского края) от 31 мая 2021 года, возложении обязанности на межведомственную жилищную техническую комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу провести обследование конструктивных элементов многоквартирного дома № 37 по ул. Максутова путем привлечения специализированной организации, в целях обеспечения рассмотрения межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа заключения ГЖИ Камчатского края от 31 мая 2021 года, по результатам которого, вынести заключение в соответствии с п. 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее-Постановление № 47); признании незаконным бездействия Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в непринятии мер по обеспечению деятельности межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа; возложении обязанности на Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа обеспечить правовое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа при рассмотрении заключения ГЖИ Камчатского края от 31 мая 2021 года.

В обоснование указав, что по запросу прокуратуры города Петропавловска-Камчатского ГЖИ Камчатского края было проведено обследование многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Максутова, д. 37 с целью установления технического состояния дома и его инженерного оборудования. По результатам проведенного обследования ГЖИ Камчатского края составлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома, согласно которому установлено, что выявленные дефекты, разрушения и повреждения несущих конструктивных элементов, могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций здания и жилого дома в целом, создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, в связи с чем могут стать основанием для признания жилых помещений непригодными для проживания, а дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции. Указанное заключение было направлено главе Петропавловск-Камчатского городского округа для рассмотрения межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа и принятия соответствующего решения. По результатам рассмотрения вопроса о признании многоквартирного дома № 37 по ул. Максутова аварийным решением комиссии от 05 августа 2021 года № 1/21 собственникам жилых помещений предложено представить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома на предмет определения аварийности. Вопрос о признании спорного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по существу не разрешен, при том, что муниципальная доля в праве собственности в указанном доме составляет 67,2 %. Поскольку принятие комиссией решения, предусмотренного Положением № 47, является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании многоквартирного дома, нарушение порядка принятия решения, влечет нарушение жилищных прав граждан, в том числе на безопасность проживания граждан в указанном доме.

Представитель административного истца Колобов В.А. в судебном заседании требования административного искового заявления поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административных ответчиков администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Цынкевич Д.А. в судебном заседании требования административного иска считала необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому указала, что 27 июля 2021 года межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа на очередном заседании рассмотрела заключение ГЖИ Камчатского края от 31 мая 2021 года № 8ж о техническом состоянии многоквартирного дома № 37 по ул. Максутова в г. Петропавловске-Камчатском, по результатам которого комиссией принято решение в соответствии с п.45 (1) Положения № 47 - собственникам помещений дома № 37 предложено представить заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома на предмет определения аварийности, для принятия собственниками решений по выбору специализированной организации, определения порядка оплаты заключения, в целях вынесения вопроса о признании многоквартирного дома № 37 по улице Максутова аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на заседание комиссии, управлением, как собственником большей доли имущества в многоквартирном доме, в период с 2020 по настоящее время проведено три внеочередных общих собрания собственников. С 09 ноября 2020 года по 20 ноября 2020 года и с 08 февраля 2021 года по 15 марта 2021 года приняты решения об обследовании многоквартирного дома специализированной организацией ООО "Герлео-Тех" на предмет его аварийности, физического износа строительных конструкций и инженерных систем, однако, лицо со стороны частных помещений на заключение договора на выполнение работ по обследованию многоквартирного дома не выбрано, ввиду того, что на данных собраниях присутствовал только один собственник жилых помещений вышеуказанного жилого дома Петропавловск-Камчатский городской округ. С 26 июля 2021 года по 09 августа 2021 года, осуществляется сбор бюллетеней. Считает, что административным истцом не доказан факт бездействия управления в части непринятия мер по обеспечению деятельности комиссии, заседания комиссии проводятся в здании управления, члены комиссии уведомляются о месте и времени заседании, управление, при необходимости обеспечивает юридическое сопровождение деятельности комиссии, каждому члену комиссии предоставляется материально-техническое обеспечение: ноутбук, ручки, бумага, положение о комиссии и Положение № 47, повестка заседания комиссии и т.д.

Административный ответчик межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа в лице председателя комиссии, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд представителя не направил.

Заинтересованное лицо ГЖИ Камчатского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Согласно письменному отзыву указав, что требования прокуратуры являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку именно Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа должно принять меры по организации проведения обследования дома № 37 по ул. Максутова в г. Петропавловске-Камчатском специализированной организацией в целях обеспечения рассмотрения межведомственной жилищной технической комиссией Петропавловск-Камчатского городского округа заключения ГЖИ Камчатского края от 31 мая 2021 года № 8ж.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Срок обращения в суд, предусмотренный статьей 219 КАС РФ, административным истцом не пропущен, поскольку прокурором оспаривается длящееся бездействие административный ответчиков.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно п. 3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пунктам 6 и 8 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По смыслу п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также иных жилых помещений в случаях, установленных настоящим Положением.

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 24 апреля 2017 года № 873 утверждено Положение о межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - комиссия).

Согласно п. 1.1 комиссия создается для оценки и обследования помещения на предмет соответствия требованиям установленным Положением №47, в целях признания помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п. 2 Постановления № 873 одним из основных направлений деятельности Комиссии является проведение оценки и обследования многоквартирного дома в целях признания аварийным и подлежим сносу или реконструкции.

Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения (п.42 Положения № 47).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает, в том числе работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Комиссия правомочна принимать решение (имеет кворум), если в заседании комиссии принимают участие не менее половины общего числа ее членов, в том числе все представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, включенные в состав комиссии.

Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов "за" и "против" при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.

В судебном заседании установлено, что муниципальная доля в праве собственности в доме №37 по ул. Максутова, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском составляет 67,2 %.

Согласно распоряжению главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 26 мая 2009 года №189-р жилые помещения квартир №1-8 жилого дома №37 ул. Максутова, признаны непригодными для проживания.

По запросу прокуратуры города Петропавловск-Камчатского ГЖИ Камчатского края было произведено обследование многоквартирного дома по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Максутова, д. 37 с целью установления технического состояния дома и его инженерного оборудования.

По результатам проведенного обследования ГЖИ Камчатского края от 31 мая 2021 года составлено заключение о техническом состоянии многоквартирного дома № 37 по ул. Максутова в г. Петропавловске-Камчатском № 8ж, согласно которому установлено, что выявленные в ходе обследования дефекты, разрушения и повреждения наружных стен, внутренних стен, межэтажного перекрытия квартиры №2, чердачного перекрытия квартиры №8 и чердачного перекрытия лестничной клетки подъезда №1 многоквартирного дома № 37 по ул. Максутова могут привести к снижению допустимого уровня надежности, прочности и устойчивости отдельных строительных конструкций здания и жилого дома в целом, создать угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, в связи с чем могут стать основанием для признания дома аварийным и подлежащим сносу либо реконструкции.

Согласно выписке из протокола заседания межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 05 августа 2021 года № 1/21 по результатам рассмотрения заключения № 8ж от 31 мая 2021 года принято решение от 27 июля 2021 года, согласно которому в соответствии с п. 45 (1) Положения № 47 комиссией предложено собственникам помещений представить документы, указанные в п. 45 Положения, а именно заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома на предмет определения аварийности.

Решение межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от 27 июля 2021 года направлено в адрес руководителя ГЖИ Камчатского края, исполняющего обязанности Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа 29 июля 2021 года.

24 марта 2021 года собственниками помещений многоквартирного дома № 37 по ул. Максутова проведено внеочередное общее собрание по результатам которого выбран председатель и секретарь общего собрания, принято решение об обследовании многоквартирного дома специализированной организацией ООО "Герлео-Тех" на предмет его аварийности, физического износа строительных конструкций и инженерный сетей, определен порядок оплаты работ по проведению обследования.

Вместе с тем 24 марта 2021 года не выбрано уполномоченное лицо со стороны частных помещений на заключение договора на выполнение работ по обследованию многоквартирного дома.

Прокуратурой г. Петропавловска-Камчатского в адрес главы Петропавловск-Камчатского городского округа 30 августа 2021 года вынесено представление об устранений нарушений жилищного законодательства, выразившихся в части признания многоквартирного дома №37 по ул. Максутова аварийным и его последующего расселения.

Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа в адрес исполняющего обязанности прокурора г. Петропавловска-Камчатского направлено письмо, согласно которому администрация сообщила, что комиссия не является органом администрации, в связи с чем администрация не осуществляет контроль за деятельностью межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года N 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

Судом установлено, что межведомственная жилищная техническая комиссия

не рассмотрела заключение Государственной жилищной инспекции Камчатского края № 8ж от 31 мая 2021 года по результатам которого, обязана была вынести заключение в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно межведомственная жилищная техническая комиссия Петропавловск-Камчатского городского округа обязана повторно рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Камчатского края № 8ж от 31 мая 2021 года, по результатам которого, вынести заключение в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

В рамках рассмотрения дела не установлено бездействие Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию мер по обеспечению деятельности межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа.

В связи с чем не подлежит удовлетворению требование административного истца о возложении обязанности обеспечить правовое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа при рассмотрении заключения от 31 мая 2021 года.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

удовлетворить частично административный иск первого заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, возложении обязанности.

Признать незаконным бездействие межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию мер по рассмотрению заключения Государственной жилищной инспекции Камчатского края от 31 мая 2021 года.

Возложить обязанность на межведомственную жилищную техническую комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заключение Государственной жилищной инспекции Камчатского края № 8ж от 31 мая 2021 года по результатам которого, вынести заключение в соответствии с п. 47 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Отказать в удовлетворении административного иска первого заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по непринятию мер по обеспечению деятельности межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, возложении обязанности обеспечить правовое, информационное, организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа при рассмотрении заключения от 31 мая 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 12 января 2022 года.

Судья