ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7145/17 от 05.10.2017 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Дело № 2а-7145/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тюмень 05 октября 2017 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

с участием: представителя административного ответчика Осоткина П.Ю.,

при секретаре Гавриш Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Харитонова П.В. к Комитету по межнациональным отношениям Администрации города Тюмени о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛ:

Харитонов П.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по межнациональным отношениям Администрации города Тюмени о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме митинга в городе Тюмени<адрес>ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут с предполагаемым количеством участников 1500 человек.

В обоснование административного иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации города Тюмени административным истцом было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, с целью: «Встреча граждан с политиком ФИО9 с целью информирования о его деятельности». Согласно поданному уведомлению, митинг должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик письмом отказал в согласовании публичного мероприятия. Данным отказом административный ответчик нарушил права административного истца на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Административный истец Харитонов П.В. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Осоткин П.Ю., в судебном заседании с административным иском Харитонова П.В. не согласился в полном объеме, просил в его удовлетворении отказать по основаниям указанным в представленных представителем возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав объяснения представителя административного ответчика Осоткина П.Ю., изучив материалы дела, суд считает административное исковое заявление Харитонова П.В. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В пункте 11 статьи 226 КАС Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации города Тюмени административным истцом было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с предполагаемым количеством участников 1500 человек, с целью «Встреча граждан с политиком ФИО10 с целью информирования о его деятельности». Согласно поданному уведомлению, митинг должен состояться ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут в <адрес>. Во время публичного мероприятия предполагалось использование сцены и звукоусиливающей аппаратуры, плакатов, флаги Российской Федерации и иные средства наглядной агитации.

ДД.ММ.ГГГГ председатель Комитета по межнациональным отношениям Администрации города Тюмени довел до сведения административного истца, что проведение указанного публичного мероприятия не согласовано.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В целях обеспечения реализации указанного права был принят Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон N 54-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 данного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Пункт 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии со ст. 3 Закона N 54-ФЗ, проведение публичного мероприятия основывается, в том числе, на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

На основании ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 54-ФЗ, проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 67-ФЗ), информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

В силу положений п. 4 ст. 2 Закона N 67-ФЗ, агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

В соответствии с п. 19 ст. 2 Закона N 67-ФЗ избирательная кампания - деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран Президент Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Как установлено п. 2 ст. 48 Закона N 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них); б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 настоящего Федерального закона); в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов; г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Указанная норма права корреспондируется с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".

Как разъяснено в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" судам необходимо разграничивать деятельность организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации по информированию избирателей от использования средств массовой информации для предвыборной агитации. В отличие от агитации информирование не имеет цели побудить голосовать за определенных кандидатов, списки кандидатов или против него (против них).

Исходя из перечисленных норм закона и учитывая цели запланированного публичного мероприятия, комитет по межнациональным отношениям Администрации города Тюмени пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для оценки целей публичного мероприятия как агитации в поддержку ФИО6 в период, когда решение о назначении выборов не принято, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, Федеральному закону от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись.

Административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд считает, что правовых оснований для удовлетворения административного иска Харитонова П.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Харитонова П.В. к Комитету по межнациональным отношениям Администрации города Тюмени о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании публичного мероприятия, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 05 октября 2017 года.

Судья А.А. Жижин