ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7146/2021 от 29.06.2022 Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 29.06.2022 г. Дело № 2а-967/2022

66RS0007-01-2021-009530-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 22 июня 2022 года

Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи Усачева А.В.,

при секретаре судебного заседания Горбуновой И.И.,

с участием административного истца Абаева В.В., представителя административного ответчика Проскуриной О.И., действующей по доверенности № 4/05/68/06-01-21 от 12.01.2022 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абаева Владимира Витальевича к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании ненормативного акта недействительным, возложении обязанности,

установил:

Абаев В.В. предъявил к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга административное исковое заявление о признании незаконным распоряжение от 19.11.2021 г. № 422/46/68 об отказе в признании нуждающимся и малоимущим в целях предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

В обоснование заявления указано, что Абаев В.В. обратился в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Распоряжением Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 19.11.2021 г. № 422/46/68 в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма отказано в связи с отсутствием информации, необходимой для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 1, ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 N 2863, решения комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, оформленное протоколом от 17.11.2021 № 25/42/68/01-05-02.

Основанием для отказа послужило отсутствие информации о месте проживания административного истца в период с 25.07.1991 по 05.05.1995 г., а также документов о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество за указанный период времени.

Данное распоряжение Абаев В.В. полагает незаконным, поскольку п. 16 административного регламента, утвержденного постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 N 2863 установлено, что перечень необходимых для предоставления муниципальной услуги документов, подлежащих представлению заявителем или уполномоченным лицом, приведен в таблице 2. Поименованные в таблице 2 административного регламента документы представлены административному ответчику.

Так заявитель обязан предоставить справки о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество, которые представляются из всех муниципальных образований, где указанные гражданин был зарегистрирован по месту жительства начиная с 26.07.1991 года.

Вместе с тем, согласно буквальному толкованию Административного регламента гражданин обязан предоставить сведения о праве собственности из всех муниципальных образований, где указанные гражданин был зарегистрирован по месту жительства, а не фактического проживания.

Фактически административный истец с 1984 по 1992 проживал без регистрации на территории Ленинградской области, в деревне Старая.

В период с 10.12.1992 по 10.06.1995 г. находился под арестом, отбывал наказание в тюрьме г. Санкт- Петербурга, регистрации по месту жительства не имел. С 05.08.1995 по 04.08.2020 отбывал наказание в исправительных учреждениях Свердловской области.

С 04.08.2020 г. по настоящее время проживает по адресу: ул. Умельцев, 5, ком. 917 г. Екатеринбург, что установлено решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбург от 10.08.2021 года.

Таким образом, в период с 25.07.1991 по 05.05.1995 административный истец не имел регистрации по месту жительства, в связи с этим не обязан представлять документы о праве собственности на недвижимость находящейся в муниципальных образованиях по месту фактического проживания.

Вместе с тем, административный истец, действуя добросовестно, предоставил ответчику сведения из ГУП «Леноблинвентаризация» об отсутствии по состоянию на 01.01.1997 г. объектов недвижимости на территории Ленинградской области (справка от 08.09.2021).

Также предоставлены сведения ЕМУП Бюро технической инвентаризации об отсутствии фактов регистрации недвижимости на территории г. Екатеринбурга.

Место проживания с 25.07.1991 по 09.12.1992 административный истец подтвердить не имеет возможности по объективным причинам, в связи с отсутствием соответствующих доказательств, проживанием без регистрации (прописки) по месту жительства, в связи с чем не имеется оснований для отказа в заявленном требовании на том основании, что не представлены доказательства места проживания.

В судебном заседании административный истец Абаев В.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга Проскурина О.И. в судебном заседании административные исковые требования не признала, указала на соответствие распоряжения требований действующего законодательства.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению в части.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.

По смыслу ст. ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Частью 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В силу п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; а также если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Судом установлено, что Абаев В.В. 13.10.2021 г. обратился в Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга с заявление о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Распоряжением Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 19.11.2021 г. № 422/46/68 в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма отказано в связи с отсутствием информации, необходимой для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 1, ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Главы города Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург», Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 N 2863, решения комиссии по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга, оформленное протоколом от 17.11.2021 № 25/42/68/01-05-02.

Административный регламент от 02.07.2012 N 2863 в п. 16 к перечню документов, подлежащих представлению заявителем или уполномоченным лицом, относит справки о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество, которые предоставляются из всех муниципальных образований, где указанные граждане были зарегистрированы по месту жительства, начиная с 26.07.1991.

Основанием для отказа послужило отсутствие информации о месте проживания административного истца в период с 25.07.1991 по 05.05.1995 г., а также документов о наличии (отсутствии) права собственности на недвижимое имущество за указанный период времени.

В соответствии с п. 17 Административного регламента, сведения о регистрации заявителя, лиц, совместно с ним проживающих, их супругов по месту жительства или по месту пребывания представляются заявителями по собственной инициативе и могут быть получены без участия заявителя в ходе межведомственного информационного обмена.

Из буквального толкования Административного регламента, следует, что Абаев В.В. обязан был предоставить сведения о праве собственности из всех муниципальных образований, где он был зарегистрирован по месту жительства, а не фактического проживания.

Из объяснений административного истца следует, что фактически он с 1984 по 1992 проживал без регистрации на территории Ленинградской области в деревне Старая.

Из представленных письменных документов следует, что в период с 10.12.1992 по 10.06.1995 г. Абаев В.В. находился под арестом, отбывал наказание в исправительном учреждении г. Санкт- Петербурга, регистрации по месту жительства не имел. С 05.08.1995 по 04.08.2020 отбывал наказание в исправительных учреждениях Свердловской области.

С 04.08.2020 г. по настоящее время проживает по адресу: ул. Умельцев, 5, ком. 917, г. Екатеринбург, что установлено решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбург от 10.08.2021 года.

Из представленных по запросу cуда сведений МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области от 28.03.2022 г. № 01-1507/1 следует, что решением Всеволожского горисполкома от 19.11.1987 № 912 «Об определении в детское учреждение» в связи с тем, что мать умерла, отец лишен родительских прав в областной отдел народного образования направлен запрос о выделении Абаеву В.В. путевки в детское учреждение.

Решением от 19.11.1987 № 912 за Абаевым В.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Всеволожский р-н, п. Разметелево, д. 3, кв. 9.

Абаев В.В. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области не состоит, жилым помещением по договорам найма специализированных жилых помещений, социального найма не обеспечивался.

По сведениям представленным МО «Колтушинское сельское поселение Всеволожского муниципального района» от 22.03.2022 г. Абаев В.В. был зарегистрирован 27.11.1984 г. в трехкомнатной коммунальной квартире у своей бабушки Галактеевой М.Д., которая проживала в комнате площадью 11 кв.м, по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Разметелево, д. 3, кв.9. Две другие комнаты в вышеуказанной квартире занимала семья Шараповой Г.А., состоящая из 5 человек.

15.11.1987 года Галактеева М.Д. умерла.

На основании постановления администрации Всеволожского района Ленинградской области от 02.06.2005 года вся трехкомнатная квартира передана семье Шараповых в собственность, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости.

22.03.2006 года право собственности на вышеуказанную квартиру перешло Архиповой С.Н., Архиповой М.В., Архипова Н.В., Архипова А.В.

В настоящее время квартира принадлежит семье Архиповых, которые постоянно зарегистрированы в квартире по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, д. Разметелево, д.3, кв.9, и фактически в ней проживают.

Сведений о том, каким образом снимался с регистрационного учета Абаев В.В. в администрации и паспортном столе № 2 не имеется.

Разрешая настоящий спор, суд приходит к выводу, что административный ответчик действуя добросовестно обязан был в силу п. 17 Административного регламента получить сведения по средствам межведомственного информационного обмена от МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области о регистрации Абаева В.В. по месту жительства и обеспечении его жилым помещением.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

В этой связи распоряжение Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 19.11.2021 г. № 422/46/68 об отказе Абаеву В.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма по мотиву отсутствия сведений, необходимых для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 1, ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации суд находит необоснованным.

Учитывая, что сведения о регистрации ответчика и не обеспечении его жилым помещением по договору социального найма из Всеволожского района Ленинградской области представлены только при разрешении заявленного спора по существу, при этом суд не может подменять собой административный орган, следовательно, не может оценивать непредставленные в административный орган доказательства и возлагать обязанность принять конкретное решение, следовательно, способ восстановления нарушенных прав административного истца является повторное рассмотрение административным ответчиком заявления с учетом представленной в суд информации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Абаева Владимира Витальевича к Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании ненормативного акта недействительным, возложении обязанности – удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга от 19.11.2021 г. № 422/46/68.

Возложить на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанность повторно рассмотреть заявление Абаева Владимира Витальевича о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма от 13.10.2021 г.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья

Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга Усачев А.В.