ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-714/18 от 28.09.2018 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2а-714/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Череповец 28 сентября 2018 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Гуслистовой С.А.

при секретаре Беляевой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестру) о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование, что до <дата> года он платил налог на землю в размере <данные изъяты>, а с <дата> года налог на землю увеличился, он обращался в различные государственные органы, но ничего не делается для пересмотра кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков.С учетом уточнения исковых требований просит обязать Росреестр обеспечить определение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости и представить в орган кадастрового учета информацию о произведенном определении кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Определением Череповецкого районного суда от 23 августа 2018 года судом с согласия административного истца заменен ненадлежащий административный ответчик – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области на надлежащего административного ответчика – Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр).

В судебном заседании административный истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержал, суду пояснил, что комиссией Управления Росреестра принято решение о пересмотре кадастровой стоимости его земельных участков, однако решение комиссии до настоящего времени не исполнено, кадастровая стоимость его земельных участков не определена. Он является пенсионером, не имеет средств на оплату юридических услуг, с <дата> года обращается в различные органы и только в <дата> года комиссия при Управлении Росреестра приняла его заявление, ранее от него все требовали различные документы и не принимали заявления. Просил исковые требования удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) – по доверенности ФИО2 административный иск ФИО1 не признала по основаниям, указанным в письменных возражениях, суду пояснила, что не оспаривает тот факт, что заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ФИО1, являлась Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), исполнителем работ согласно государственному контракту являлось ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», однако Росреестр не является органом, уполномоченным на определение кадастровой стоимости земельных участков и не может самостоятельно определять кадастровую стоимость земельных участков. Также не оспаривает, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области <№> от <дата> года, принятое по заявлению ФИО1, до настоящего времени не исполнено. Управление Росреестра направило указанное решение исполнителю работ, но получило ответ, что срок исполнения гарантийных обязательств исполнителем работ истек. Полагает, что Росреестром выполнены все зависящие от них действия и удовлетворение исковых требований ФИО1 не достигнет целей правосудия, решение суда будет неисполнимо, поскольку срок действия государственного контракта и гарантийных обязательств истек, считает, что ФИО1 слишком поздно обратился в комиссию, о кадастровой стоимости своих земельных участков ему должно было быть известно с <дата> года. Полагает, что в настоящее время заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земельных участков должен и может быть Департамент имущественных отношений Вологодской области, однако Росреестр самостоятельно в Департамент имущественных отношений Вологодской области для урегулирования ситуации не обращался, считает, что ФИО1 может обратиться в Департамент самостоятельно. Также ФИО1 может обратиться в суд с иском об определении рыночной стоимости его земельных участков. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области – по доверенности ФИО2 в судебном заседании административные исковые требования ФИО1 также не признала по основаниям, приведенным Росреестром.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные документы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 1 части 2 ст. 227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

По смыслу приведенных норм права в их системной связи и в соответствии с предписаниями частей 9 и 10 статьи 226 КАС РФ оспариваемое решение может быть признано незаконным лишь при совокупности тех условий, что оно, нарушая права, свободы и законные интересы административного истца, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).

Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).

Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Этим же Федеральным законом установлен и порядок рассмотрения споров об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Статья 24.18 указанного Федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если основанием подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости была недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения данного заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:

об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости;

о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

В случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости, в отношении которого было принято указанное решение, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

В целях реализации вышеназванных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Министерством экономического развития Российской Федерации Приказом от 18 марта 2011 года № 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - Порядок).

Названный Порядок предусматривает, что в течение трех рабочих дней с даты принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии уведомляет заказчика работ по определению кадастровой стоимости о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и одновременно направляет копии решения и документов, на основании которых такое решение принято (в случае, если Росреестр не является заказчиком) (пункт 2).

Заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, и представление в орган кадастрового учета информации о произведенном определении кадастровой стоимости с приложением сведений о кадастровом номере объекта недвижимости, его кадастровой стоимости по состоянию на дату проведения оценки и с описанием произведенных работ (расчет кадастровой стоимости) в течение десяти рабочих дней с даты принятия указанного решения (пункт 3).

Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использование достоверных сведений об объекте недвижимости (пункт 4).

В судебном заседании установлено и подтверждено документально, что административному истцу ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами <№>площадью 1260 кв.м., <№>площадью 600 кв.м., <№>, площадью 3500 кв.м., <№>, площадью 1200кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенные по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков была определена по состоянию на <дата> года на основании отчета от <дата> года № <№> «Об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Вологодской области» и утверждена <дата> года Приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области № ХХХ от <дата> года.

Работы по определению кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости осуществлялись ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» на основании государственного контракта от <дата> года № <№> на выполнение работ по теме: «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель», заключенного с Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестром).

<дата> года комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Вологодской области, созданной на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата> года № ХХХ, принято решение <№> о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>,<№>,<№>, <№>в связи с тем, что по состоянию на <дата> года были использованы недостоверные сведения о таких объектах недвижимости в части наличия центрального газоснабжения.

После принятия указанного решения Управление Росреестра по Вологодской областинаправило копию указанного решения комиссии в АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» для пересмотра кадастровой стоимости земельных участков с использованием достоверных сведений и получило ответ, что срок исполнения гарантийных обязательств по вышеуказанному государственному контракту истек <дата> года.

Таким образом, в судебном заседании установлено и фактически не оспаривается представителем административного ответчика, что требования п.п. 2,3,4 Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости и соответственно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии, втом числе созданными ею органами не выполнены, расчет кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков, принадлежащих административному истцу, с учетом достоверных данных о них не обеспечен, что свидетельствует о бездействии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как заказчика работ по определению кадастровой стоимости по государственному контракту от <дата> года № <№> на выполнение работ по теме: «Организация и проведение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель». Данное бездействие нарушает права административного истца, как плательщика земельного налога, поскольку вопреки решению вышеназванной комиссии недостоверная кадастровая стоимость земельных участков до конца не пересмотрена, а от этого неправильного размера кадастровой стоимости административному истцу рассчитывается размер налога. Следовательно, по смыслу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для удовлетворения заявленного требования об оспаривании бездействия административного ответчикаи возложения на него обязанности по устранению допущенного нарушения п.п. 2,3,4 вышеназванного Порядка. Срок для устранения данных нарушенийсуд полагает установить в три месяца со дня вступления решения суда в законную силу, учитывая существующие бюджетные и контрактные процедуры.

Доводы представителя административного истца о том, что Росреестр не является органом, уполномоченным на определение кадастровой стоимости земельных участков, требованияадминистративного истца является неисполнимыми и административному истцу необходимо обращаться в Департамент имущественных отношений Вологодской области либо в суд для определения рыночной стоимости земельных участков, суд признает несостоятельными, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность обеспечения определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости, иным лицом нежели заказчик кадастровых работ, суд также учитывает, что административным истцом не оспаривается решение комиссии <№> от <дата> года, и его требования связаны с неисполнением принятого решения комиссии о пересмотре кадастровой стоимости.

В соответствии со ст.111 КАС РФ с административного ответчика в пользу ФИО1 подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226-227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административный иск ФИО1 к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестру) о признании бездействия незаконным удовлетворить и обязать Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестр) в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить определение кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№>, <№>, <№>, <№>, принадлежащих ФИО1, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости и представить в орган кадастрового учета информацию о произведенном определении кадастровой стоимости указанных земельных участков.

Взыскать с Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестра) в пользу ФИО1 в возврат госпошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Гуслистова

Текст мотивированного решения составлен 03 октября 2018 года.

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда С.А. Гуслистова