ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-714/20 от 05.03.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2А-714/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 марта 2020 года г.Серпухов, Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Зарапиной А.А.,

С участием:

Представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 по доверенности - ФИО3,

Представителя административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области по доверенности – ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2 о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»

У с т а н о в и л :

Административные истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском и просят признать незаконным решение Администрации городского округа Серпухов Московской области от 13.11.2019 № Р001-5729419760-30244547 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»; обязать предоставить ичстцам государственную услугу «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвердив прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Свои требования мотивируют тем, что ФИО1, ФИО2 на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.06.2009 являются собственниками по 1/2 доли в праве на земельный участок с кадастровым <номер> площадью 1461 кв.м, расположенный по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.06.2009 сделана запись о регистрации <номер>, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 20.06.2009 серия 50-НГ № 569396 и серия 50-НГ № 569395. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Согласно сведениям кадастрового плана территории кадастрового квартала <номер> от 10.04.2019 № MO-19/3B-1231859, земельный участок с кадастровым <номер> не находится в зоне с особыми условиями использования территории.

Административными истцами была подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1613 кв.м - в целях его образования путем перераспределения земель и земельного участка с кадастровым <номер>, и присоединения к основному земельному участку дополнительной площади 152 кв.м. по фактически сложившемуся землепользованию. Земельный участок расположен западнее земельного участка с кадастровым <номер> и имеет смежную границу с кадастровым кварталом <номер>.

28.10.2019 представитель административных истцов обратился в Администрацию городского округа Серпухов Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Решением Администрации от 13.11.2019 № Р001-5729419760-30244547 было отказано в предоставлении государственной услуги.

Администрация мотивировала отказ тем, что на основании сведений, полученных от Комитета архитектуры и градостроительства Московской области, земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах - частично Ж-2 — «Зона застройки индивидуальными и блокированными домами», частично СХ-2 — «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства».

С решением об отказе административные истцы не согласились и в порядке досудебного обжалования решения согласно п. 27.3 Административного регламента представитель административных истцов обратился в Администрацию с заявлением, в котором просил предоставить заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (Мособлархитектуры) ГЗ-СМЭВЗ-155058846; сведения, полученные от Мособлархитетруры о территориальных зонах, в которых расположен перераспределяемый земельный участок; сведения о территориальных зонах, в которых расположен земельный участок, и их границах с координатами характерных точек границ.

Согласно ответу, полученному из Комитета по архитектуры и градостроительства Московской области (Мособлархитектуры) от 06.11.2019 № 28ТГ-8757/39, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 13.12.2018 № 2/6 и Правилам землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Пролетарский Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 23.01.2018 № 5/50, земельный участок с кадастровым <номер> расположен в территориальной зоне (Ж-2) - зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

Сведения о территориальных зонах и их границах с координатами характерных точек границ предоставлены не были.

В ответе на заявление об обжаловании решения об отказе, полученном из Администрации от 28.11.2019 № вх 6/5076, также отсутствует перечень координат характерных точек границ территориальных зон.

Поскольку административный ответчик, мотивировав решение об отказе ссылкой на Правила землепользования и застройки, не предоставил графического описания местоположения границ территориальных зон и перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, административные истцы считают решение об отказе необоснованным и незаконным.

Решением об отказе нарушены права административных истцов, предусмотренные Административным регламентом, а также основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотренные ст. 39.28 ЗК РФ.

Оспариваемое административными истцами решение об отказе делает невозможным дальнейшее заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предусмотренные ст. 39.29 ЗК РФ, чем нарушаются права и законные интересы административных истцов.

Административные истцы ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.

Представитель административных истцов по доверенности – ФИО3 настаивал на удовлетворении исковых требований по основания, изложенным в административном исковом заявлении, указав, что административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие пересечение границ прирезаемого земельного участка с границами территориальных зон, с границами населенного пункта – <адрес>, отвечающие требованим формы графического и текстового описания местоположения границ территориальных зон и порядку описания границ землеустройства, определенных Постановлением правительства РФ от 30.07.2009 № 621 и Приказами Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650 и от 03.06.2011 № 267.

Представитель административного ответчика Администрации городского округа Серпухов Московской области, заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом городского округа Серпухов Московской области по доверенности – ФИО4 в судебном заседании против заявленных требований возражала, указав, что в соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 №107/2014-03 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области», реализация полномочий органами местного самоуправления осуществляется при наличии согласования с Министерством имущественных отношений. В целях надлежащего рассмотрения поступившего заявления ФИО1, ФИО2, во исполнение требований норм действующего законодательства, Администрацией городского округа Серпухов Московской области был собран необходимый пакет документов, в том числе получено из Комитета по архитектуре и градостроительству по Московской области заключение об оборотоспособности испрашиваемого земельного участка, согласно которого перераспределяемый земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах, а именно: частично Ж-2 - «Зона застройки индивидуальными и блокированными домами (90,57%, 1460, 78 кв.м) и частично зона СХ-2 - «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства» (9,43%. 152,16 кв.м). Также, согласно указанного заключения, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах <адрес>, частично вне границ, а также полностью расположен в водоохраной зоне реки Нара.

На основании вышеуказанного заключения Администрацией был составлен проект решения об отказе в представлении Государственной услуги по перераспределению земельных участков, и письмом №1.1.21/7528 исх. от 13 ноября 2019 года направлен на согласование межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области.

Административный ответчик ссылается на Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017г. № 13ВР-44, которым утвержден «Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, и переводу земель из одной категории в другую, и признании утратившими силу отдельных правовых актов», в соответствии с пункта 2 которого подготовленный Проект с приложенными документами подлежит направлению в Министерство имущественных отношений Московской области.

На основании пункта 133 Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от 08.11.2019 года №173-0, принято решение о согласовании решения об отказе в предоставлении Государственной услуги.

Согласно пункта 4.4. Временного порядка, решение МВК подлежит обязательному исполнению органами местного самоуправления в течение трех рабочих дней с момента его принятия и размещения Карточки проекта с решением МВК в протоколе Модуля.

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 13 ноября 2019 года №Р001-5729419760-30244547 отказано в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», поскольку перераспределяемый земельный участок расположен в нескольких территориальных зонах. Также в решении обращено внимание на то, что участок находится в водоохраной зоне от реки Нара.

Административный ответчик ссылается на положения статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2, 3 и части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, и указывает, что Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 23 января 2018 года № 5/50 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения Пролетарский Серпуховского муниципального района Московской области, согласно которых земельный участок с кадастровым <номер> расположен в зоне Ж-2 (Зона застройки индивидуальными и блокированными домами) в границах <адрес> городского поселения Пролетарский. Согласно сведений из ЕГРН. указанный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»

Испрашиваемый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 152 кв.м. согласно Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 13 декабря 2018 года № 2/6, расположен в зоне СХ-2 (Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства), находится в границах сельского поселения Дашковское, где располагаются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области о градостроительной деятельности в области земельных отношений, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, на основании Устава Серпуховского муниципального района Московской области, муниципальных правовых актов, определяющих основные направления социально- экономического и градостроительного развития городского округа, с учетом требований технических регламентов, положения о территориальном планировании, содержащегося в генеральном плане городского округа, результатов публичных слушаний по проекту Правил и предложений заинтересованных лиц.

Согласно пункта 5 статьи 25.1 правил землепользования и застройки, границы территориальных зон отвечают требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.

Административный ответчик ссылается на положения части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, и указывает, что перераспределяемый земельный участок, состоящий из земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка, находящегося в частной собственности, находится в двух разных зонах, в разных поселениях, что противоречит нормам действующего законодательства. Правилам землепользования и закройки, и послужило основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Представитель заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела, представил письменный отзыв, в котором возражает против заявленных требований, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Представитель заинтересованного лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на положения ч. 2 ст. 30, ч. 3, ч.5 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ и указывает, что Правила землепользования и застройки (части территории) городского поселения Пролетарский Серпуховского муниципального района Московской области утверждены решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 23.01.2018 №5/50. Земельный участок с кадастровым <номер> отнесен к территориальной зоне Ж-2 - Зона застройки индивидуальными жилыми домами. Зона Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов.

В соответствии с генеральным планом городского поселения Пролетарский Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета Депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 23.01.2018 №2/50 «Об утверждении проекта. Генерального плана городского поседения Пролетарский Серпуховского муниципального Московской области», рассматриваемый земельный участок расположен, в границах населенного пункта <адрес>.

Формирование земельного участка площадью 1613 кв.м, предполагается путем перераспределения, исходного земельного участка, с кадастровым <номер> площадью 1461 кв.м., находящегося в частной собственности и земель, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании генерального плана городского поселения Пролетарский Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденного Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 23.01.2018 № 2/50, и генерального плана сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской: области, утвержденного Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 13.12.2018 №1/6, предполагаемый к формированию образуемый земельный участок частично расположен в границах <адрес>, частично вне границ, населенного пункта.

В соответствии с правилами землепользования и застройки территории (части территорий) городского поселения Пролетарский Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 23.01.2018 №5/50, и правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской от 13.12.2018 № 2/6, образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах, частично в зоне Ж-2 - Зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами и частично (152.16 кв.м.) в зоне СХ-2 - Зона, предназначенная для ведения садового и дачного хозяйства. Границы территориальных зон должны, отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной: зоне (ч. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Московской области.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела усматривается, что на основании договора купли-продажи земельного участка от 11.06.2009 ФИО1, ФИО2 являются собственниками земельного участка с кадастровым <номер>, пл. 1461 кв.м, расположенный по <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от 20.06.2009 серия 50-НГ № 569396 и серия 50-НГ № 569395, за истцами зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок по 1/2 доли за каждым.

В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости за ФИО1, ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым <номер>, площадью 1461 кв.м, расположенный по <адрес>.

28.10.2019 ФИО1, обратился к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и земельных участков, находящихся в частной собственности».

Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 г. № 15ВР-1816 утвержден Регламент предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», в соответствии с п.5.1 которого органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа или муниципального района, на территории которого расположен земельный участок.

В целях предоставления Государственной услуги Администрация взаимодействует с: Министерством имущественных отношений Московской области в целях получения сводного заключения о наличии/отсутствии оснований для перераспределения земельного участка (п.5.7.1 Регламента); Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для получения сведений о земельном и/или расположенном на земельном участке объекте из Единого государственно реестра недвижимости (п.5.7.2 Регламента); Управлением Федеральной налоговой службы для получения сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (п.5.7.3 Регламента); Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области, по вопросу получения сведений об оборотоспособности земельного участка (п.5.7.4 Регламента).

Согласно пункта 6.2.4 Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, результатом предоставления Государственной услуги является решение об отказе в предоставлении Государственной услуги, которое оформляется на официальном бланке Администрации в виде письма.

Пункт 13 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги,согласно пункта 13.2.3 такими основаниями для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, являются предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основания.

Пунктом 23.1 Административного регламента предусмотрен перечень административных процедур при предоставлению Государственной услуги: 1) прием заявления и документов; 2) обработка и предварительное рассмотрение документов; 3) формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении Государственной услуги; 4) подготовка проекта решения; 5) сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области; 6) принятие решения; 8) выдача результата.

Постановление главы городского округа Серпухов Московской области от 06.02.2019 № 429 «Об утверждении Порядка предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области и признании утратившим силу постановления главы городского округа Серпухов Московской области от 13.12.2017 № 2735» утвержден Порядок предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области.

В соответствии с п.1 Постановления предоставление государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» на территории городского округа Серпухов Московской области осуществляется администрацией городского округа Серпухов Московской области (далее - Администрация) в соответствии с административным Регламентом предоставления государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 26 декабря 2018 года N 15ВР-1816.

При рассмотрении заявления ФИО1 Администрацией городского округа Серпухов в соответствии с Административным регламентом было получено заключение Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области об ограничении оборотоспособности, градостроительных ограничениях, о соответствии параметров земельных участков, градостроительным документам территориального планирования м градостроительного зонирования по проекту ОМС о перераспределении земельного участка в порядке ст.39.28 ЗК РФ, в соответствии с которым земельный участок полностью расположен в водоохраной зоне (р.Нара),, частично Ж-2 – зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, частично СХ-2 – зона, предназначенная для ведения садового и дачного хозяйства; частично в границах <адрес>, частично вне границ.

Решением Администрации городского округа Серпухов Московской области от 13.11.2019 № Р001-5729419760-30244547 отказано в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», поскольку перераспределяемый земельный участок с кадастровым <номер> расположен в нескольких территориальных зонах, а именно частично Ж-2 - «Зона застройки индивидуальными и блокированными домами (90,57%, 1460, 78 кв. м) и частично зона СХ-2 - «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства» (9,43%. 152,16 кв. м). Также в решении Администрации городского округа Серпухов Московской области обращено внимание на то, что участок находится в водоохраной зоне от реки Нара.

В материалы дела представлено Сводное заключение Министерства имущественных отношений Московской области по согласованию проектов отрицательных решений № 173-О от 08.11.2019, из пункта 133 которого следует, что по заявлению ФИО1 согласован «Проект ОМС об отказе в предоставлении услуги», кадастровый <номер>, общая площадь 1613, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), категория земельного участка – земли населенных пунктов.

Согласно письму Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области от 06.11.2019 истребуемый истцами земельный участок с кадастровым <номер> расположен в нескольких территориальных зонах, частично Ж-2 - «Зона застройки индивидуальными и блокированными домами (90,57%, 1460, 78 кв. м) и частично зона СХ-2 - «Зона, предназначенная для ведения садоводства и дачного хозяйства» (9,43%. 152,16 кв. м), образуемый земельный участок расположен частично в границах <адрес>, частично вне границы населённого пункт (л.д. 46-47).

В материалы дела представлена выписка из Правил землепользования и застройки, представленной, где усматривается, что территориальное расположение земельного участка с кадастровым <номер>, расположен в зоне Ж-2 (Зона застройки индивидуальными и блокированными домами) в границах <адрес> городского поселения Пролетарский.

Выслушав представителей административных истцов, представителя и административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ). Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.

Пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено аналогичное требование о принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ РФ).

Согласно ст.11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Как следует из пункта 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2,3 статьи 39.28 ЗК РФ).

В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключении соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 29.29 ЗК РФ.

Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 9 и 14 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Так, в силу подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. № 762 утверждены требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.

Согласно пункту 3 Приказа № 762 схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.

В силу пункта 4 Приказа № 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 и ФИО2 являются собственниками (общая долевая собственность, доля в праве 1/2) земельного участка с кадастровым <номер>, площадью 1461 кв.м, расположенного по <адрес>; категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского поселения пролетарский Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 23.01.2018 № 5/50, и Правилами землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения Дашковское Серпуховского муниципального района московской области, утвержденными Решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 13.12.2018 № 2/6, испрашиваемый к перераспределению земельный участок, расположен в двух территориальных зонах, а именно: Ж-2 - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (земельный участок с кадастровым <номер>) и частично в зоне СХ-2- - зона, предназначенная для ведения садового и дачного хозяйства (испрашиваемый земельный участок, за счет которого формируется земельный участок общей площадью 1613 кв.м.), что противоречит положениям ч.4. ст.30 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Также перераспределение земельного участка с нарушением требований, установленных главой I.1 Земельного кодекса РФ, не допускается.

Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административных истцов на использование по назначению принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности указаний административного ответчика в оспариваемом решении о том, что разработка схемы расположения перераспределяемого земельного участка выполнена с нарушением требований, предусмотренных земельным законодательством и, как следствие, о законности принятого администрацией городского округа Серпухов Московской области в пределах предоставленных полномочий оспариваемого решения об отказе в предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности» при наличии объективных препятствий к заключению соглашения о перераспределении.

Администрацией городского округа Серпухов Московской области представлены доказательства того, что оспариваемое решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение, принято в пределах полномочий органа местного самоуправления, после получения соответствующих документов из Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, согласовано с Министерством имущественных отношений Московской области и без нарушения прав и законных интересов административного истца.

При таких данных, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку основания для утверждения подготовленной административными истцами схемы расположения земельного участка, перераспределения земельного участка в рассматриваемом случае отсутствуют; схема выполнена с нарушением земельного законодательства, устанавливающего императивные правила образования земельных участков, препятствующие ее утверждению и, как следствие, заключению соглашения о перераспределении. При этом, права административных истцов в связи с оспариваемым отказом нельзя полагать нарушенными, они не лишены прав в отношении принадлежащего им земельного участка; каких-либо препятствий его использованию по назначению в существующих границах земельного участка не установлено.

При таких обстоятельствах совокупность условий, необходимых для признания решения административного ответчика незаконным отсутствует и оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1, ФИО2 о признании незаконным решения Администрации городского округа Серпухов Московской области от 13.11.2019 № Р001-5729419760-30244547 об отказе в предоставлении государственной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности»; обязании предоставить ФИО1, ФИО2 государственную услугу «Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвердив прилагаемую схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.С. Фетисова

Мотивированное решение составлено 20 марта 2020 года