ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-714/2021 от 07.06.2021 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 июня 2021 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкарупиной Т.П., с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика Ахтубинского городского прокурора Сардарова Ф.А.о., представителя административного ответчика прокуратуры Астраханской области по доверенности ФИО6, представителя заинтересованного лица администрации МО «Город Ахтубинск» по доверенности ФИО8,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области, расположенном по адресу: <...>, административное дело № 2а-714/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Поволжье» к Ахтубинскому городскому прокурору о признании представления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ООО «ГЭС Поволжье» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ахтубинской городской прокуратуре Астраханской области, в котором просила отменить представление Ахтубинской городской прокуратуры от 19 марта 2021 года № 69-2021 «Об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения, о защите конкуренции» в связи с его незаконностью.

В обоснование требований указано, что 05 апреля 2021 год в адрес ООО «ГЭС Поволжье» посредствам электронной почты поступило Представление Ахтубинской городской прокуратуры от 19.03.2021 №69-2021 «Об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения, о защите конкуренции» (далее по тексту - Представление). Согласно Представлению ООО «ГЭС Поволжье» в нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" занимающее доминирующее положение на территории Астраханской области, фактически отказано заявителям в отключении многоквартирного дома от сжиженного газа, что является ущемлением интересов неопределенного круга потребителей. Прокурор требует принять меры по отключению многоквартирного дома №<адрес> от сжиженного газа, решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение федерального законодательства. ООО «ГЭС Поволжье» не согласно с внесенным Представлением Ахтубинской городской прокуратуры от 19.03.2021 №69-2021, считает его незаконным и необоснованным, поскольку в Представлении указано, что 28 декабря 2020 года в адрес ООО «ГЭС Поволжье» поступило заявление жильцов дома <адрес> об отключении МКД от сжиженного газа в связи с переходом на природный газ. Письмом от 12.01.2021 ООО «ГЭС Поволжье» направило ответ в адрес инициатора и руководителя группы активистов дома ФИО3, которым сообщало, что для рассмотрения данного вопроса жильцам следует предоставить необходимые документы. Данная информация была доведена до Ахтубинской городской прокуратуры в ответе на требование о предоставлении информации от 10.03.2021 письмом от 11.03.2021 . Также указано, что на обращение Администрации МО «Город Ахтубинск» от 23.03.2021 об отключении МКД по <адрес> ООО «ГЭС Поволжье» письмом от 29.03.2020 административный истец сообщил, что для отключения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу; <адрес> от сети газоснабжения сжиженным углеводородным газом собственнику сетей газораспределения необходимо представить для производства работ, проектную документацию, разработанную и зарегистрированную в установленном действующем законодательством порядке. Разъяснено, что после выполнения выше указанных условий собственнику сетей газоснабжения необходимо заключить договор со специализированной организацией на производство работ, указанных в проектной документации, в которой, должен быть предусмотрен график производства работ, согласованный со всеми заинтересованными службами (водоканал, электрические сети, связь и т.д.). Требование о предоставление проектной документации установлено действующим законодательством, а именно ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация». В связи с тем, что МКД по <адрес> находится приблизительно в середине газопровода, обеспечивающего район газом (в центре города), то проведение работ по отключению данного МКД с понижением давления в газопроводе выполнить невозможно по причине большой протяженности подземного газопровода - порядка 7 км. и 2100 абонентов, в связи с чем, работу по отключению МКД <адрес> необходимо производить в соответствии с проектной документацией, с полным отключением района от газоснабжения на ГРУ продувкой газопровода и отсоединения участка газопровода при помощи сварки с установкой заглушки, опрессовки трубопровода и дальнейшими работами связанными с подключением остальных потребителей газа в этом районе к газоснабжению. Администрация МО «Город Ахтубинск» являясь собственником газопровода, в соответствии с действующим законодательством была обязана предоставить проектную документацию по переводу сетей газоупотребления с газоснабжения СУГ на газоснабжение природным газом, обеспечив безаварийное проведение работ. Также указано, что ООО «ГЭС Поволжье» не является монополистом в проведении данных работ, её может провести любая организация, зарегистрированная с СРО, имеющая право выполнять работы в области промышленной безопасности. 25 января 2021 года в адрес ООО «ГЭС Поволжье» поступило заявление жильцов дома об отключении МКД от сжиженного газа с приложением протокола общего собрания собственников помещений МКД от 15 января 2021 года и реестра присутствующих собственников помещений в МКД, подтверждением Управляющей компании о голосовании жильцов по вопросу подключения дома к природному газу и отключению от сжиженного газа. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГЭС Поволжье» уведомило ФИО4 об ознакомлении с представленными документами и посчитало возможным произвести отключение дома <адрес> от снабжения сжиженным газом, сообщив в письме, что перед отключением МКД от снабжения сжиженным газом, ООО «ГЭС Поволжье» просит всех собственников и жильцов дома с которыми заключены договоры поставки газа, обратиться в Службу реализации и хранения СУГ ООО «ГЭС Поволжье» в г. Ахтубинск для сверки расчетов по поставке сжиженного газа, подписания соглашения о расторжении договоров поставки. После сверки расчетов и подписания соглашений со всеми собственниками и жильцами дома, предложено согласовать дату и время, когда будет произведено отключение дома <адрес> от снабжения газом. Однако для пуска в газопроводы природного газа необходимо отключить полностью дом от сетей СУГ. Сети СУГ к указанному дому находятся в собственности администрации МО «Город Ахтубинск, в связи с чем жильцам дома было предложено обратиться в администрацию МО «Город Ахтубинск». 15 февраля 2021 года в Службе реализации и хранения СУГ ООО «ГЭС Поволжье» в <адрес>) было проведено совещание, на котором озвучена позиция по отключению МКД по <адрес> путем отключения от централизованной газовой трубы. Представителем администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО5 предложено отключить МКД заглушками на вводах газопровода около МКД, что является опасным и представляет угрозу для жизни и здоровья населения, поскольку вводы газопровода, находящиеся на улице (возле стен дома), останутся под давлением. Указав на небезопасность способа отключения МКД, предложенного представителем Администрации, представителем ООО «ГЭС Поволжье» было рекомендовано Администрации МО «Город Ахтубинск», как собственнику сетей, при получении заявления от жильцов дома, обратится к руководству ООО «ГЭС Поволжье» с проработанными (с точки зрения безопасности) предложениями по отключению МКД от сети СУГ. Администрация МО «Город Ахтубинск» при наличии утвержденной проектной документации, определив организацию на проведение работ по переводу сетей газопотребления с газоснабжения СУГ на газоснабжение природным газом, должно уведомить ресурсоснабжающую организацию (ООО «ГЭС Поволжье») о проведении работ для присутствия представителей. Также административный истец полагает необоснованным обжалуемое представление, поскольку в нем не установлено, какой именно из 11 запретов, перечисленных в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" нарушило ООО «ГЭС Поволжье». На основании вышеизложенного, просят суд представление, вынесенное Ахтубинской городской прокуратурой от 19 марта 2021 года № 69-2021 «Об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения, о защите конкуренции» признать незаконным, необоснованным и отменить.

Представители административного истца ФИО1, ФИО2, действующие на основании доверенности, поддержали административные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – Ахтубинской городской прокуратуры Сардаров Ф.А.о. в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, поскольку представление Ахтубинской городской прокуратурой от 19 марта 2021 года № 69-2021 «Об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения, о защите конкуренции» вынесено законно и обоснованно. Указал, что неоднократно, в адрес ООО «ГЭС Поволжье» от собственников жилых помещений МКД по <адрес> поступали обращения об отключении МКД от сжиженного газа в связи с переходом на природный газ. ООО «ГЭС Поволжье» в адрес собственников указанного МКД направило ответ о невозможности проведения работ по отключения сжиженного газа в связи с отсутствием предложений администрации МО «Город Ахтубинск» по отключению. Административный истец до настоящего времени не предпринял мер по решению вопроса об отключении МКД от сжиженного газа, что является ущемлением прав и интересов неопределенного круга потребителей.

Представитель административного ответчика – прокуратуры Астраханской области по доверенности ФИО6 в судебном заседании просила в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, поскольку представление Ахтубинской городской прокуратурой от 19 марта 2021 года № 69-2021 «Об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения, о защите конкуренции» вынесено законно и обоснованно, т.к. в результате бездействия административного истца нарушены права и законные интересы собственников жилых помещений в МКД по <адрес>.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Город Ахтубинск» по доверенности ФИО8 против удовлетворения заявленных административных требований возражала, пояснив, что в 2011 году за счет средств бюджета администрации МО «Город Ахтубинск» был разработан 141 проект на газификацию, прошедший государственную экспертизу, в том числе и на МКД по <адрес>. Однако представители ООО «ГЭС Поволжье» в администрацию МО «Город Ахтубинск» с заявлением об изготовлении проектной документации не обращались.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 2, 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом. Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549), которые регламентируют отношения, возникающие в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Газэнергосеть Поволжье" является уполномоченной газораспределительной организацией по обеспечению поставок сжиженного углеводородного газа (далее, СУГ) для бытовых нужд МКД , расположенный по адресу: <адрес>.

Собственником газораспределительной сети является администрация МО «Город Ахтубинск», что подтверждается выпиской ЕГРН и не оспаривается сторонами.

В октябре 2015 года собственниками помещений МКД , расположенном по адресу: <адрес>, а именно собственниками квартир: заключены договора подряда с индивидуальным предпринимателем ФИО10 на строительно-монтажные работы по газификации природным газом. Предметом договора являются строительно-монтажные работы по подключению объекта строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, что подтверждается сообщением ООО «<данные изъяты>» от 07.06.2021 исх. .

28 декабря 2020 года собственники помещений МКД , расположенного по адресу: <адрес> направили в адрес ООО «ГЭС Поволжье» заявление об отключении указанного МКД от сжиженного газа в связи с переходом на природный газ (л.д. 11-12).

12 января 2021 года ООО «ГЭС Поволжье» в адрес собственника кв. МКД по <адрес> руководителя инициативной группы собственников помещений указанного МКД ФИО9 поступил ответ на заявление, из которого следует, что жильцам указанного МКД в адрес ООО «ГЭС Поволжье» следует направить протокол общего собрания собственников, которым собственниками принято решение об отключении МКД от сжиженного газа (л.д. 14).

15 января 2021 года состоялось общее собрание собственников помещений многоквартирного жилого дома , расположенного по адресу: <адрес> на котором принято решение об отключении указанного многоквартирного дома от сжиженного газа, что подтверждается протоколом голосования от 15 января 2021 года, а также списком присутствующих на общем собрании (л.д. 16-23).

Из сообщения директора ООО УК «Лидер» осуществляющее управление указанным МКД адресованного генеральному директору ООО «Газэнергосеть Поволжье» ФИО11, следует, что в голосовании приняли участие 51 человек, «ЗА» проголосовали 50 человек (л.д. 24).

25 января 2021 года собственники МКД повторно обратились в ООО «Газэнергосеть Поволжье» с заявлением об отключении указанного МКД от сжиженного газа с приложением протокола общего собрания собственников помещений указанного МКД от 15 января 2021 года на котором принято решение об отключении МКД от сжиженного газа.

10 февраля 2021 года ООО «ГЭС Поволжье» в адрес собственника кв. МКД по <адрес>ФИО3 поступил ответ на заявление, из которого следует, что жильцам указанного МКД необходимо явиться в службу реализации и хранения СУГ ООО «Газэнергосеть Поволжье» для сверки расчетов по поставке сжиженного газа и подписания соглашения о расторжении договоров поставки (л.д. 25).

10 марта 2021 года в связи с поступлением обращения руководителя инициативной группы собственников МКД , расположенного по адресу: <адрес>ФИО3 о нарушении законодательства в сфере газоснабжения и.о. Ахтубинского городского прокурора ФИО12 на имя генерального директора ООО «Газэнергосеть Поволжье» ФИО11 направлено требование о предоставлении информации о причинах отказа службы реализации и хранения СУГ г. Ахтубинска ООО «Газэнергосеть Поволжье» в отключении указанного МКД от сжиженного газа в связи с переходом на природный газ.

11 марта 2021 года ООО «Газэнергосеть Поволжье» в адрес и.о. Ахтубинского городского прокурора ФИО12 поступил ответ на вышеуказанное требование, из которого следует, что 15 февраля 2021 года в службе реализации и хранения СУГ ООО «Газэнергосеть Поволжье» проведена сверка расчетов и подписаны соглашения о расторжении договоров поставки со всеми собственниками указанного МКД, а также проведено совещание с участием представителя ООО «Газэнергосеть Поволжье» ФИО7, представителя администрации МО «Город Ахтубинск» ФИО5, на котором последним озвучена позиция по отключению МКД от централизованной газовой трубы заглушками на вводах газопровода около МКД, что по мнению представителя ООО «Газэнергосеть Поволжье» ФИО7 является опасным и представляет угрозу для жизни и здоровья населения, поскольку вводы газопровода, находящиеся на улице, возле стен дома, останутся под давлением. Представителем ООО «Газэнергосеть Поволжье» предложено администрации «Город Ахтубинск», как собственнику сетей, при получении заявления от жильцов дома, обратиться к руководству ООО «Газэнергосеть Поволжье» с проработанными с точки зрения безопасности предложениями по отключению МКД от сети СУГ. Проработанные предложения в адрес ООО «Газэнергосеть Поволжье» от администрации МО «Город Ахтубинск» на дату подготовки ответа на требование прокурора не поступили.

19 марта 2021 заместителем Ахтубинским городским прокурором в адрес ООО «Газэнергосеть Поволжье» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения, о защите конкуренции с требованием безотлагательно рассмотреть указанное представление, принять меры по недопущению выявленных нарушений закона впредь, причин и условий им способствующих, а именно принять меры по отключению МКД по <адрес> от сжиженного газа и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ООО «Газэнергосеть Поволжье», допустивших нарушения федерального законодательства.

23 марта 2021 года администрация МО «Город Ахтубинск» направила в адрес ООО «Газэнергосеть Поволжье» предложение, в соответствии с которым просит отключить вышеуказанный МКД от СУГ в соответствии с законодательством Российской Федерации, по аналогии отключения МКД и по <адрес> и МКД по <адрес>, запитанных от групповой резервуарной установки, находящейся в собственности администрации МО «Город Ахтубинск».

Как определено в статье 1 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; в силу статьи 22 этого же Закона к полномочиям прокурора относится внесение представлений об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 2202-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации" представление вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно п. 7.4.1 ГОСТ Р 54961-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация" (далее - ГОСТ Р 54961-2012) переустройство сетей газопотребления должно производиться на основании письменных заявок собственников жилых и многоквартирных домов, общественных и административных зданий, помещений общественного назначения, квартир многоквартирных домов. К работам, выполняемым при переустройство сетей газопотребления относится, в том числе, перевод сетей газопотребления с газоснабжения СУГ на газоснабжение природным газом или с

газоснабжения природным газом на газоснабжение СУГ. Перевод отдельных квартир многоквартирного дома с газоснабжения СУГ на газоснабжение природным газом или с газоснабжения природным газом на газоснабжение СУГ не допускается (п. 7.4.2).

В соответствии с п. 7.4.3 Проектная документация должна разрабатываться при выполнении, в том числе, перевода сетей газопотребления с газоснабжения СУГ на газоснабжение природным газом или с газоснабжения природным газом на газоснабжение СУГ. Проектная документация должна разрабатываться и согласовываться с газоснабжающими организациями в части организации учета природного газа.

Из п. 7.4.4 работы по переустройству сетей газопотребления должны производиться эксплуатационными или специализированными организациями, оказывающими услуги по их техническому обслуживанию, по отдельным договорам, заключенным с потребителями газа. Результаты работ по переустройству сетей газопотребления должны оформляться актами, заверенными подписями исполнителей работ и потребителей газа по форме, приведенной в приложении Т указанного ГОСТа. Акты и проектная документация переустройства сетей газопотребления должны включаться в состав исполнительной документации объектов газификации (п. 7.4.5).

Как следует из материалов дела, в 2011 году по заказу администрации МО «Город Ахтубинск» обществом с ограниченной ответственностью производственно-коммерческой фирмой «<данные изъяты>» разработана проектная документация газооборудования жилых домов с подключением к распределительным сетям природного газа, в том числе МКД , расположенного по <адрес>, утвержденная главным инженером ОАО «Газпром газораспределение» ДД.ММ.ГГГГ, прошедшая государственную экспертизу.

Таким образом, на дату обращения собственников помещений указанного МКД в ООО «Газэнергосеть Поволжье», а именно на ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением об отключении МКД от СГУ с приложенным протоколом общего собрания собственников жилых помещений указанного МКД, проектная документация администрацией МО «Город Ахтубинск» была изготовлена, однако до внесения Представления заместителем Ахтубинского городского прокурора, ООО «Газэнергосеть Поволжье» в администрацию МО «Город Ахтубинск» о представлении проектной документации для исполнения заявления собственников МКД , расположенного по адресу: <адрес> не обращалось.

10 марта 2021 года собственники МКД , расположенного по вышеуказанному адресу обратились в Ахтубинскую городскую прокуратуру за защитой своих прав и интересов. После проведенной прокурорской проверки, ДД.ММ.ГГГГ заместителем Ахтубинского городского прокурора ФИО12 в адрес ООО «Газэнергосеть Поволжье» внесено оспариваемое представление с требованием безотлагательно рассмотреть указанное представление, принять меры по недопущению выявленных нарушений закона впредь, причин и условий им способствующих, а именно принять меры по отключению МКД по <адрес> от сжиженного газа и решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц ООО «Газэнергосеть Поволжье», допустивших нарушения федерального законодательства.

Таким образом, судом установлено, что до внесения заместителем Ахтубинского городского прокурора оспариваемого Представления административным истцом не были приняты меры по отключению вышеуказанного МКД от сжиженного газа.

Доводы административного истца о том, что представление заместителя Ахтубинского городского прокурора не исполнено ввиду не предоставления администрацией МО «Город Ахтубинск» в адрес ООО «Газэнергосеть Поволжье» проектной документации и предложений по безопасному способу отключения МКД от сети СУГ являются несостоятельными, поскольку из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газэнергосеть Поволжье» в адрес администрации МО «Город Ахтубинск» направлено обращение, согласно которого для проведения работ по отключению МКД , расположенным по адресу: <адрес> Администрации необходимо предоставить проектную документацию, разработанную и зарегистрированную в установленном действующем законодательством порядке, таким образом, обращение ООО «Газэнергосеть Поволжье» в администрацию МО «Город Ахтубинск» о предоставлении проектной документации с целью исполнения заявления собственников указанного МКД последовало после внесения оспариваемого Представления, помимо того, разработка предложений по безопасному способу отключения МКД от сети СУГ собственником газораспределительных сетей не предусмотрена действующим законодательством.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца. Указанной совокупности обстоятельств в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу не установлено; административный ответчик в рассматриваемых правоотношениях действовал без нарушения закона и прав заявителей, в пределах предоставленных полномочий; представление внесено при наличии к тому оснований ввиду допущенного административным истцом нарушения законодательства в сфере газоснабжения, вынесено в защиту прав и интересов собственников МКД по <адрес>, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Газэнергосеть Поволжье» к Ахтубинскому городскому прокурору о признании представления незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение составлено на компьютере 10 июня 2021 года.

Судья: Лубянкина Ю.С.